ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 470
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объективная реальность (материальный, физический мир) | Субъективная реальность (идеальный мир) | |
Природа | Общество | Мышление, сознание, психика |
1. Математика: - центр – периферия; - плюс – минус; - умножение – деление; - равенство – неравенство; - абсцисс – ординат (оси); - симметрия – ассиметрия; - катет – гипотенуза. 2. Физика: - частица – античастица; - электрон – протон; - материя – сознание; - материя – антиматерия; - гравитация – антигравитация; - ядерный – термоядерный (синтез) и т.д. 3. Химия: - лекарство – яд; - оксиданты – антиоксиданты; - пробиотики – антибиотики; - синтез – распад; - катализатор – ингибитор; - катаболизм – анаболизм; - щелочь – кислота и др. 4. Биохимическая генетика: - альфа – спираль – бета (α – β); - донор – акцептор и др. 5. Общая биология: - биосфера – абиосфера; - адаптация – дезадаптация (отвыкание); - эукариоты – прокариоты; - макроспора – микроспора; - экзогенный – эндогенный. 6. Генетика: - наследственность – изменчивость; - врожденное – приобретенное; - ДНК – РНК; - гомогенность – гетерогенность; - хроматин – ахроматин; - гомозигота – гетерозигота; - генотип – фенотип; - рибоза – дезоксирибоза и др. 6. Биохимия: - катаболизм – анаболизм; - ассимиляция – диссимиляция; - алкалоз – асцидоз; - донор – акцептор и др. 7. Гистология: - митоз – амитоз; - слияние – деление (клетки); - клеточная – неклеточная (формы жизни); - экзокринный – эндокринный (железы); - прямое – непрямое (деление ядра - клетки); 8. Анатомия: - убыстрение – замедление (полового созревания); - возрождение – отмирание; - однополые – двуполые и др. 9. Физиология: - возбуждение – торможение; - гипоксия – гипероксия; - старение – омоложение; - разрушение – регенерация; - распад – синтез; - гипертония – гипотония; - отторжение – приживление; - эндокринный – экзокринный; - супинаторы – пронаторы; - локальный – диффузный; - болезнь – ремиссия; - афферентный – эфферентный; - тахикардия – брадикардия и др. | 1. Социальная сфера: - изгой – лидер; - национальный – интернациональный; - социальный – антисоциальный; - антагонистический – неантагонистический; - война – мир; - революция – эволюция; - интеграция – дезинтеграция (социальная); - капитализм – социализм; - регресс – прогресс (социальный); - мужской – женский (социальные роли); - глобальный – локальный; - коллективизм – индивидуализм; - общинное – индивидуальное; - общественный – антиобщественный (о поведении); - коллективизм – отчужденность; - равенство – неравенство (социальное); - справедливость – несправедливость (социальные); - враг – друг; - здоровый – больной; - грамотный – безграмотный; - образованный – необразованный; - открытое – закрытое (тоталитарное общество); - кризис – антикризис; - культура – антикультура; - порядок – хаос (социальный); - управление – неуправляемость (разруха); - рабовладелец – раб; - господин – подчиненный; - власть – подчинение. 2. Экономика: - производство – потребление; - производительные силы – производственные отношения; - цена – себестоимость; - капиталист – трудящийся; - капитализм – социализм; - спрос – предложение; - прибыль – зарплата; - угнетение – свобода; - интеграция – дезинтеграция. 3. Идеологическая сфера: - патриот – предатель; - убийца – защитник; - трус – храбрец; - разрушительный – созидательный (о сознании); - глобальный – локальный. 4. Политическая сфера: - зависимость – независимость; - прогресс – регресс; - глобальный – локальный; - война – мир; - правда – обман; - каратель – жертва; - материальное – идеальное (ценности); - конструктивное – деконструктивное (мировоззрение); - регресс – прогресс; - враг – друг; - партнер – противник; - демократия – централизм; - демократия – тоталитаризм. 5. Правовая сфера: - разрушение – созидание (о поведении); - конструктивное – деструктивное (сознание); - социальное – антисоциальное (поведение); - убийца – жертва; - ложь – истина; - правовой – неправовой (о поведении); - справедливость – несправедливость; - кризис – антикризис; - правовая культура – бескультурные; - правовой порядок – хаос. 6. Культурная сфера: - культура – антикультура; - ухоженный – неухоженный; - уважение – неуважение; - воспитанный – невоспитанный; - добрый – недобрый; - жестокий – мягкий; - хамство – порядочность; - порядочность – непорядочность; -жадный – нежадный и др. | - материя – сознание; - физическое – психическое; - материальное – идеальное; - абстиненция (самоподавление) – возбуждение; - абулия – активность; - авторитарный – безвольный; - любовь – ненависть; - враждебность – доброжелательность; - адаптация – дезадаптация; - адаптация – отвыкание; - авторитетный – незначительный; - враждебность – доброжелательность; - аддикция (зависимость) – свобода; - активность – лень; - альтруизм(бескорыстие) – корысть; - апатия – заинтересованность; - сосредоточенность – рассеянность; - аттракция (влечение) – отвращение; - сознательное – бессознательное; - бред – здравомыслие; - вера – безверие; - воля – безволие; - воображение – действительность; - восприятие – невосприятие; - видение – невидение; - понимание – непонимание; - гениальность – бездарность; - рациональный – иррациональный; - умный – глупый; - депрессия – радость; - импульсивный – сдержанный; - индивидуальность – общность; - инсайт (озарение) – затемнение (сознания); - интеллигентность – хамство; - экстраверсия – интроверсия; - инфантилизм – зрелость; - комплекс неполноценности – чувство собственного достоинства; - лабильность – устойчивость; - мазохизм – садизм; - мышление – созерцание; - невротизм – спокойствие; - девиация – адекватность; - отчуждение – вовлеченность и др. - прагматика – этика; - гармония – дисгармония; - прекрасное – безобразное; - истина – ложь; - этичное – неэтичное; - эстетичное – неэстетичное; - красивое – некрасивое; - злой – незлой; - добрый – недобрый; - агрессивный – спокойный; - жадный – бескорыстный; - гуманизм – антигуманизм и др. - ценности – антиценности и др. |
А теперь мы приведем примеры противоречивого взаимодействия внутри биоорганизма.
Методическая справка: здесь надо знать два аспекта:
- противоречивое балансирование внутренних структур какого – либо целого есть закон функционирования любых видов живой материи (физического мира, химического, биологического, общественного, психического);
- противоречивое балансирование в системе физиологической саморегуляции есть механизм самоуправления биоорганизма.
NB: Все это есть действие I закона диалектики в живой материи и физиологии.
Примеры:
1. Противоречивая регуляция сахара в крови:
- β – клетки (бета - клетки) – островки поджелудочной железы вырабатывают инсулин;
- α – (альфа - клетки) – те же островки вырабатывают оппозицию – контринсулярный гормон.
2. Противоречивая регуляция кальция в крови:
Клетки околощитовидной железы:
- при их усилении повышается кальций в крови;
- С – клетки щитовидной железы снижают его уровень.
3. Противоречивая выработка соляной кислоты:
(обкладочными клетками желудочных желез):
- «гастриновые клетки желудка»
- S – клетки 12 – п.к.
| |
| |
Оппозиционеры в выработке соляной кислоты.
4. Противоречия в системе свертывания крови:
- «тромбоциты – гепарин» (вырабатывают тучные клетки).
5. Противоречивое регулирование гомеостаза:
- «свертывающая – противосвертывающая» система крови.
6. Противоречивая деятельность аппарата почек:
- гипертензивный эффект деятельности гранулированных клеток юкстагломерулярного аппарата почек;
- гипотензивный аппарат интерстициальных клеток мозгового слоя почек, «тормозные» и «возбудительные» синаптические аппараты нервной системы.
7. Противоречия в системе костной ткани:
- «остеобласт – остеокласт» в поддержании структурно – функционального гомеостаза костной ткани.
8. «Воспалительные» и «противовоспалительные» противоречивые зоны надпочечников:
- гломерулярные (провоспалительные) клетки клубочковой зоны надпочечников;
- спонгиоциты (противоспалительные) клетки их пучковой зоны.
9. Противоречивая регуляция системы фолликулов яичников.
- «
базофилы» гипофиза (активизируют рост и созревание фолликулов яичников);
- «лютеиновые» клетки желтого тела (тормозят эти процессы).
10.Противоречивая регуляция гормонов:
- диуретический (продуцирующий);
- антидиуретический.
11. Противоречивая регуляция в иммунных реакциях:
- Т – хелперы (помогающие);
- Т – супрессоры (подавляющие).
12. Противоречивая регуляция пептидов:
NB: в разных системах организма – противоположный эффект.
- «усиливающий – ослабляющий» эффект – действуют как противоположности.
13. Мышцы – антиподы, обеспечивающие двигательную активность животного.
14. Противоречивая деятельность в системе «клетки – паренхимы - стромы органов».
- паренхиматозные клетки (печень)- коллагенолитическая (десмолитическая) функция (в развитии склероза);
- фибробласты – десмопластическая функция (обратное развитие).
NB: этот механизм работает и в онкопроцессах: атипические эпителиальные клетки (с возросшими десмолитическими свойствами) нарушают равновесие в системе «эпителий – соединительная ткань» и разрушают окружающие их фиброзные прослойки (Дано по: Д.С.Саркисову, с. 201-240).
1.1. Общая характеристика
а) ступенями познания являются:
- эмпирическое и теоретическое познание, а чувственное и рациональное познание – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.
Необходимо выделить еще один этап познания – «живое созерцание»:
- живое созерцание тесно взаимосвязано с научным познанием;
- живое созерцание – результат реализации познавательных способностей;
- познавательные способности связаны с органами чувств.
б) различают следующие формы познания:
- ощущения – отражение отдельных свойств, способностей, сторон предмета;
- восприятие – отражение предмета в его чувственной, непосредственной целостности, в совокупности его внешних сторон;
- представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого;
- роль логического мышления состоит в раскрытии главных свойств и признаков предметов;
- понятие – отражение в предметах существенных, общих сторон, отбрасывая второстепенные признаки;
- суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или что-либо отрицается;
- умозаключение – получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок);
- гипотеза – предположение о явлениях, событиях, законах.
1.2. Субъект и объект познания, их историческая и социокультурная обусловленность.
а) субъект – источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания;
- субъектом является индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями;
- субъект – это не только индивид, но и коллектив, социальная группа, класс, общество;
- в субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т.д.;
- общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, что вне общества нет познания и практики;
б) объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта;
- объектом могу выступать не только материальные, но и духовные явления;
- сознание индивида является объектом для психолога;
- каждый человек может делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли;
в) «субъект» и «объект» - понятия относительные: если что-то в одном отношении выступает как «объект», то в другом отношении будет «субъектом»;
г) «субъект» и «объект» - понятия различные, но взаимосвязанные.
1.3. Активность субъекта познания.
а) субъект является активной стороной в познавательном процессе;
б) благодаря активной деятельности субъекта тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности;
в) познание является активным воспроизведением внешнего мира субъектом;
г) предметы внешнего мира становятся объектами, когда на них направлена деятельность субъекта;
д) человека интересуют предметы внешнего мира как объекты его деятельности, подлежащие использованию и преобразованию субъектом;
е) активность субъекта в процессе познания направлена на создание и управление предметами-посредниками. Например, человек создает приборы, инструменты;
ж) знание человека есть не просто результат воздействия внешнего мира на его сознание, а итог активной познавательной и практически-преобразовательной деятельности самого человека.
1.4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний.
а) Познавательное и практическое
- важнейшими чертами практики как гносеологии являются:
= целенаправленность;
= предметно-чувственный характер;
= преобразование материальных систем;
- практика – активное взаимодействие человека с материальными системами;
- практика неотрывна от человека, его целенаправленной деятельности;
- практика носит предметно-чувственный характер, она выделяется из совокупности человеческой деятельности;
- практическое взаимодействие человека с объектом характеризуется преодолением сопротивления материального предмета;
- практика преобразует материальные системы (изменение качества систем и подсистем, их ликвидация и разрушение);
- конечный результат практики находится в предметно-объективной сфере и является материализованной целью;
- целенаправленность и преобразование материальных систем связаны между собой неоднозначно: результат практической деятельности может не соответствовать поставленной цели;
- практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем;
- различают следующие формы практики:
= общественно-производственная ;
= социально-политическая;
= научно-экспериментальная;
= медицинская;
= семейно-бытовая;
- практика бывает (по содержанию и назначению):
=стандартизированная;
= поисковая;
- в зависимости от субъекта деятельности практика делится на:
= индивидуальную;
= микрогрупповую;
= социальную;
= классовую;
= государственную;
= общественную;
- любая практика складывается из следующих элементов:
= субъект практики;
= объект практики;
= цель;
= средства;
= предметная деятельность субъекта;
= результат этой деятельности;
- главные функции практики в отношении познания:
= базисная;
= детерминирующая;
= критериальная;
= целеполагающая;
- практика и теория находятся в постоянном взаимоотношении;
= практика служит основанием развития теории, материальной основой развития всего человеческого познания;