Файл: 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 470

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объективная реальность (материальный, физический мир)

Субъективная реальность (идеальный мир)

Природа

Общество

Мышление, сознание, психика

1. Математика:

- центр – периферия; 

- плюс – минус;

- умножение – деление;

- равенство – неравенство;

- абсцисс – ординат (оси);

- симметрия – ассиметрия;

- катет – гипотенуза.

2. Физика:

- частица – античастица;

- электрон – протон;

- материя – сознание;

- материя – антиматерия;

- гравитация – антигравитация;

- ядерный – термоядерный (синтез) и т.д.

3. Химия:

- лекарство – яд;

- оксиданты – антиоксиданты;

- пробиотики – антибиотики;

- синтез – распад;

- катализатор – ингибитор;

- катаболизм – анаболизм;

- щелочь – кислота и др.

4. Биохимическая генетика:

- альфа – спираль – бета (α – β);

- донор – акцептор и др.

5. Общая биология:

- биосфера – абиосфера;

- адаптация – дезадаптация (отвыкание);

- эукариоты – прокариоты;

- макроспора – микроспора;

- экзогенный – эндогенный.

6. Генетика:

- наследственность – изменчивость;

- врожденное – приобретенное;

- ДНК – РНК;

- гомогенность – гетерогенность;

- хроматин – ахроматин;

- гомозигота – гетерозигота;

- генотип – фенотип;

- рибоза – дезоксирибоза и др.

6. Биохимия:

- катаболизм – анаболизм;

- ассимиляция – диссимиляция;

- алкалоз – асцидоз;

- донор – акцептор и др.

7. Гистология:

- митоз – амитоз;

- слияние – деление (клетки);

- клеточная – неклеточная (формы жизни);

- экзокринный – эндокринный (железы);

- прямое – непрямое (деление ядра - клетки);

8. Анатомия:

- убыстрение – замедление (полового созревания);

- возрождение – отмирание;

- однополые – двуполые и др.

9. Физиология:

- возбуждение – торможение;

 - гипоксия – гипероксия;

- старение – омоложение;

- разрушение – регенерация;

- распад – синтез;

- гипертония – гипотония;

- отторжение – приживление;

- эндокринный – экзокринный;

- супинаторы – пронаторы;

- локальный – диффузный;

- болезнь – ремиссия;

- афферентный – эфферентный;

- тахикардия – брадикардия и др.

1. Социальная сфера:

- изгой – лидер;

- национальный – интернациональный;

- социальный – антисоциальный;

- антагонистический – неантагонистический;

- война – мир;

- революция – эволюция;

- интеграция – дезинтеграция (социальная);

- капитализм – социализм;

- регресс – прогресс (социальный);

- мужской – женский (социальные роли);

- глобальный – локальный;

- коллективизм – индивидуализм;

- общинное – индивидуальное;

- общественный – антиобщественный (о поведении);

- коллективизм – отчужденность;

- равенство – неравенство (социальное);

- справедливость – несправедливость (социальные);

- враг – друг;

- здоровый – больной;

- грамотный – безграмотный;

- образованный – необразованный;

- открытое – закрытое (тоталитарное общество);

- кризис – антикризис;

- культура – антикультура;

- порядок – хаос (социальный);

- управление – неуправляемость (разруха);

- рабовладелец – раб;

- господин – подчиненный;

- власть – подчинение.

2. Экономика:

- производство – потребление;

- производительные силы – производственные отношения;

- цена – себестоимость;

- капиталист – трудящийся;

- капитализм – социализм;

- спрос – предложение;

- прибыль – зарплата;

- угнетение – свобода;

- интеграция – дезинтеграция.

3. Идеологическая сфера:

- патриот – предатель;

- убийца – защитник;

- трус – храбрец;

- разрушительный – созидательный (о сознании);

- глобальный – локальный.

4. Политическая сфера:

- зависимость – независимость;

- прогресс – регресс;

- глобальный – локальный;

- война – мир;

- правда – обман;

- каратель – жертва;

- материальное – идеальное (ценности);

- конструктивное – деконструктивное (мировоззрение);

- регресс – прогресс;

- враг – друг;

- партнер – противник;

- демократия – централизм;

- демократия – тоталитаризм.

5. Правовая сфера:

- разрушение – созидание (о поведении);

- конструктивное – деструктивное (сознание);

- социальное – антисоциальное (поведение);

- убийца – жертва;

- ложь – истина;

- правовой – неправовой (о поведении);

- справедливость – несправедливость;

- кризис – антикризис;

- правовая культура – бескультурные;

- правовой порядок – хаос.

6. Культурная сфера:

- культура – антикультура;

- ухоженный – неухоженный;

- уважение – неуважение;

- воспитанный – невоспитанный;

- добрый – недобрый;

- жестокий – мягкий;

- хамство – порядочность;

- порядочность – непорядочность;

-жадный – нежадный и др.

 

- материя – сознание;

- физическое – психическое;

- материальное – идеальное;

- абстиненция (самоподавление) – возбуждение;

- абулия – активность;

- авторитарный – безвольный;

- любовь – ненависть;

- враждебность – доброжелательность;

- адаптация – дезадаптация;

- адаптация – отвыкание;

- авторитетный – незначительный;

- враждебность – доброжелательность;

- аддикция (зависимость) – свобода;

- активность – лень;

- альтруизм(бескорыстие) – корысть;

- апатия – заинтересованность;

- сосредоточенность – рассеянность;

- аттракция (влечение) – отвращение;

- сознательное – бессознательное;

- бред – здравомыслие;

- вера – безверие;

- воля – безволие;

- воображение – действительность;

- восприятие – невосприятие;

- видение – невидение;

- понимание – непонимание;

- гениальность – бездарность;

- рациональный – иррациональный;

- умный – глупый;

- депрессия – радость;

- импульсивный – сдержанный;

- индивидуальность – общность;

- инсайт (озарение) – затемнение (сознания);

- интеллигентность – хамство;

- экстраверсия – интроверсия;

- инфантилизм – зрелость;

- комплекс неполноценности – чувство собственного достоинства;

- лабильность – устойчивость;

- мазохизм – садизм;

- мышление – созерцание;

- невротизм – спокойствие;

- девиация – адекватность;

- отчуждение – вовлеченность и др.

- прагматика – этика;

- гармония – дисгармония;

- прекрасное – безобразное;

- истина – ложь;

- этичное – неэтичное;

- эстетичное – неэстетичное;

- красивое – некрасивое;

- злой – незлой;

- добрый – недобрый;

- агрессивный – спокойный;

- жадный – бескорыстный;

- гуманизм – антигуманизм и др.

- ценности – антиценности и др.


 

А теперь мы приведем примеры противоречивого взаимодействия внутри биоорганизма.

Методическая справка: здесь надо знать два аспекта:

- противоречивое балансирование внутренних структур какого – либо целого есть закон функционирования любых видов живой материи (физического мира, химического, биологического, общественного, психического);

- противоречивое балансирование в системе физиологической саморегуляции есть механизм самоуправления биоорганизма.

            NB: Все это есть действие I закона диалектики в живой материи и физиологии.

Примеры:

1. Противоречивая регуляция сахара в крови:

- β – клетки (бета - клетки) – островки поджелудочной железы вырабатывают инсулин;

- α – (альфа - клетки) – те же островки вырабатывают оппозицию – контринсулярный гормон.

2. Противоречивая регуляция кальция в крови:

Клетки околощитовидной железы:

- при их усилении повышается кальций в крови;

- С – клетки щитовидной железы снижают его уровень.

3. Противоречивая выработка соляной кислоты:

(обкладочными клетками желудочных желез):

- «гастриновые клетки желудка»

- S – клетки 12 – п.к.












 

Оппозиционеры в выработке соляной кислоты.

4. Противоречия в системе свертывания крови:

- «тромбоциты – гепарин» (вырабатывают тучные клетки).

5. Противоречивое регулирование гомеостаза:

- «свертывающая – противосвертывающая» система крови.

6. Противоречивая деятельность аппарата почек:

гипертензивный эффект деятельности гранулированных клеток юкстагломерулярного аппарата почек;

гипотензивный аппарат интерстициальных клеток мозгового слоя почек, «тормозные» и «возбудительные» синаптические аппараты нервной системы.

7. Противоречия в системе костной ткани:

- «остеобласт – остеокласт» в поддержании структурно – функционального гомеостаза костной ткани.

8. «Воспалительные» и «противовоспалительные» противоречивые зоны надпочечников:

- гломерулярные (провоспалительные) клетки клубочковой зоны надпочечников;

- спонгиоциты (противоспалительные) клетки их пучковой зоны.

9. Противоречивая регуляция системы фолликулов яичников.

- «

базофилы» гипофиза (активизируют рост и созревание фолликулов яичников);

- «лютеиновые» клетки желтого тела (тормозят эти процессы).

10.Противоречивая регуляция гормонов:

диуретический (продуцирующий);

антидиуретический.

11. Противоречивая регуляция в иммунных реакциях:

- Т – хелперы (помогающие);

- Т – супрессоры (подавляющие).

12. Противоречивая регуляция пептидов:

                        NB: в разных системах организма – противоположный эффект.

- «усиливающий – ослабляющий» эффект – действуют как противоположности.

13. Мышцы – антиподы, обеспечивающие двигательную активность животного.

14. Противоречивая деятельность в системе «клетки – паренхимы - стромы органов».

паренхиматозные клетки (печень)- коллагенолитическая (десмолитическая) функция (в развитии склероза);

фибробласты – десмопластическая функция (обратное развитие).

NB: этот механизм работает и в онкопроцессах: атипические эпителиальные клетки (с возросшими десмолитическими свойствами) нарушают равновесие в системе «эпителий – соединительная ткань» и разрушают окружающие их фиброзные прослойки (Дано по: Д.С.Саркисову, с. 201-240).

1.1. Общая характеристика

            а) ступенями познания являются:

            - эмпирическое и теоретическое познание, а чувственное и рациональное познание – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.

Необходимо выделить еще один этап познания – «живое созерцание»:

- живое созерцание тесно взаимосвязано с научным познанием;

- живое созерцание – результат реализации познавательных способностей;

- познавательные способности связаны с органами чувств.

б) различают следующие формы познания:

- ощущения – отражение отдельных свойств, способностей, сторон предмета;

восприятие – отражение предмета в его чувственной, непосредственной целостности, в совокупности его внешних сторон;

представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого;

- роль логического мышления состоит в раскрытии главных свойств и признаков предметов;

понятие – отражение в предметах существенных, общих сторон, отбрасывая второстепенные признаки;

- суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или что-либо отрицается;


- умозаключение – получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок);

- гипотеза – предположение о явлениях, событиях, законах.

 

1.2. Субъект и объект познания, их историческая и социокультурная обусловленность.

а) субъект – источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания;

- субъектом является индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями;

субъект – это не только индивид, но и коллектив, социальная группа, класс, общество;

в субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т.д.;

общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, что вне общества нет познания и практики;

б) объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта;

объектом могу выступать не только материальные, но и духовные явления;

- сознание индивида является объектом для психолога;

- каждый человек может делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли;

в) «субъект» и «объект» - понятия относительные: если что-то в одном отношении выступает как «объект», то в другом отношении будет «субъектом»;

г) «субъект» и «объект» - понятия различные, но взаимосвязанные.

1.3. Активность субъекта познания.

а) субъект является активной стороной в познавательном процессе;

б) благодаря активной деятельности субъекта тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности;

в) познание является активным воспроизведением внешнего мира субъектом;

г) предметы внешнего мира становятся объектами, когда на них направлена деятельность субъекта;

д) человека интересуют предметы внешнего мира как объекты его деятельности, подлежащие использованию и преобразованию субъектом;

е) активность субъекта в процессе познания направлена на создание и управление предметами-посредниками. Например, человек создает приборы, инструменты;

                ж) знание человека есть не просто результат воздействия внешнего мира на его сознание, а итог активной познавательной и практически-преобразовательной деятельности самого человека.


1.4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний.

а) Познавательное и практическое

важнейшими чертами практики как гносеологии являются:

            = целенаправленность;

            = предметно-чувственный характер;

            = преобразование материальных систем;

- практика – активное взаимодействие человека с материальными системами;

практика неотрывна от человека, его целенаправленной деятельности;

практика носит предметно-чувственный характер, она выделяется из совокупности человеческой деятельности;

- практическое взаимодействие человека с объектом характеризуется преодолением сопротивления материального предмета;

- практика преобразует материальные системы (изменение качества систем и подсистем, их ликвидация и разрушение);

- конечный результат практики находится в предметно-объективной сфере и является материализованной целью;

- целенаправленность и преобразование материальных систем связаны между собой неоднозначно: результат практической деятельности может не соответствовать поставленной цели;

- практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем;

 - различают следующие формы практики:

            = общественно-производственная ;

            = социально-политическая;

            = научно-экспериментальная;

            = медицинская;

            = семейно-бытовая;

практика бывает (по содержанию и назначению):

            =стандартизированная;

            = поисковая;

в зависимости от субъекта деятельности практика делится на:

= индивидуальную;

= микрогрупповую;

= социальную;

= классовую;

= государственную;

= общественную;

любая практика складывается из следующих элементов:

            = субъект практики;

            = объект практики;

            = цель;

            = средства;

            = предметная деятельность субъекта;

            = результат этой деятельности;

-  главные функции практики в отношении познания:

            = базисная;

            = детерминирующая;

            = критериальная;

            = целеполагающая;

практика и теория находятся в постоянном взаимоотношении;

            = практика служит основанием развития теории, материальной основой развития всего человеческого познания;