ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 463
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды метафизики:
= идеализм;
= сенсуализм;
= рационализм;
= эмпиризм и т.д.
б) Общенаучные подходы и методы исследования получили развитие в ХХв. Они являются промежуточной методологией между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.
в) Частно-научные методы - совокупность способов, принципов познания, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи.
г) Дисциплинарные методы – системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки.
д) Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегральных способов, нацеленных на стыки научных дисциплин.
е) Научные методы теоретического исследования:
- Формализация – отображение содержательного знания в знаковом формализме, созданном для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания.
- Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы.
- Гипотетико-дедуктивный метод – способ теоретического исследования, заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез
ж) Общечеловеческие методы и приемы исследований;
- анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части и их объединение в единое целое;
- абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с выделением интересующих исследователя свойств;
- идеализация – мысленный процесс образования абстрактных объектов;
- индукция – движение мысли от единичного к общему;
- дедукция – движение мысли от общего к единичному;
- аналогия – установление общего сходства в некоторых свойствах нетождественных объектов;
- моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте;
- системный подход - совокупность общенаучных, методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.
Вопрос пятый. Наука и общество
- Возрастание роли знания в жизни общества сопровождается усилением знания наук, анализирующих знание и методы исследования. К этим наукам относятся: теория познания, методология, социология науки.
- Наука развивается по собственным закономерностям, включающим преемственность, чередование спокойных и переломных периодов развития, сочетание процессов дифференциации и интеграции, расширение процесс компьютеризации, усиление ее роли в жизнедеятельности общества.
- Для представителей русской религиозной философии был характерен широкий диапазон оценок возможностей науки. Основоположником этой философии был В.Соловьев. Он говорил, что наука является важнейшим элементом цельного знания. Она составляет синтез с теологией и философией.
- Н.А.Бердяев писал, что наука является одним из питающих источников философии, но философия не должна быть «служанкой» у науки. Он критиковал процесс механического переноса методов математики и естествознания в социальные науки.
- Л.Шестов говорил, что опыт шире, чем научный опыт, и наряду с научными существуют и ненаучные способы отыскания истины, которые не ограничиваются современными методологиями.
- Методолог П.Фейерабенд развил идеи Н.Бердяева и Л.Шестова о роли науки в обществе. Он считал, что значение и роль разума не следует слишком преувеличивать и нужно уравнять науку с религией и другими духовными направлениями.
- Критике разума уделяет большое внимание общественно-философское течение – постмодернизм. Оно ставит под сомнение науку как особый способ познания и как ядро всей культуры. Оно обвиняет науку в объективизме, редукционизме, в отрыве субъекта познания от объекта.
- В связи с возрастанием роли научного познания в современном мире возникло два противоположных направления: сциентизм и антисциентизм. Для сциентизма характерно возвышение роли науки в мире. Его представители рекомендуют внедрять науку в качестве эталона социальной ценности.
- Для антисциентизма характерна философско-мировоззренческая позиция. Сторонники данной позиции резко критикуют науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс.
- Нужно отметить, что одна и другая позиции содержат рациональные зерна. И объединив эти рациональные моменты, можно определить более точное место и роль науки в мире.
- Углубление взаимодействия науки, техники и производства является характерной чертой современного общественного развития:
= наука обгоняет развитие техники и становится ведущей силой прогресса;
= отмечается всестороннее развитие науки и проникновение ее во все сферы общественной жизни;
= наука в большей степени ориентируется на человека, на развитие его интеллекта, творческих способностей.
- Рост интереса к социальным, человеческим аспектам привел к возникновению новой дисциплины – этики науки, занимающейся изучением соответствия научных теорий красоте и гармонии.
Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели структурно-функциональную систему научного познания.
Категории диалектики.Ч.1.
В любом научном исследовании категории диалектики выполняют функцию методологического вектора изучения объекта (в медицине – болезни).
В теоретико-методологической философии представлен ряд парных диалектических категорий: «явление и сущность», «форма и содержание», «причина и следствие», «движение и развитие», «пространство и время», «возможность и действительность», «необходимость и случайность», «целое и часть», «общее и особенное». Рассмотрим эти категории в самом общем виде, на уровне их внутренних структур (свойств, характеристик).
1. Явление и сущность
Явление (симптом) | Сущность (болезнь) |
— наглядность — текучесть — изменчивость — временность | — относительная устойчивость — абстрактность — динамичность — конкретность |
2. Форма и содержание.
Все объекты живой материи имеют форму и содержание, которые: неразрывны, их связь неоднозначна, а их развитие оптимально
Форма | Содержание |
— внутренняя форма: = упорядочивает содержание в упорядоченность формы; = это структура для содержания, его скрепа (осуществляет поиск внешней формы); = внутренняя форма возникает вместе с содержанием еще в замысле (в виде контура, будущего образа); = любой объект имеет только присущую ему форму; = внутренняя форма — это связующее звено между внешней формой и содержанием объекта; = внутренняя форма есть содержание по отношению к внешней форме объекта; — внешняя форма: = это средство воплощения содержания объекта, его внутренней формы; | — то, что составляет сущность объекта (внутренние связи, процессы, тенденции и противоречия, структура), все, что содержится в объекте. — ведущая сторона; — изменения начинаются с содержания; — содержание облекается в разные формы. NB: при исследовании фрагмента содержания употребляют слово «компонент» ( но не «часть» или «элемент»); NB: старая форма тормозит развитие содержания: наступает внутренний конфликт между формой и содержанием — ломается старая форма и возникает новая (соответствующая новому содержанию) |
Пример: замысел, сюжет, композиция нуждаются в определенном
материале, определенных способах воплощении, в
результате получается внешняя форма — объективное
бытие художественного образа.
3. Причина и следствие.
Теоретическая справка: физики (М.Планк и др.) всегда считали, что в основе всех событий естественного и духовного мира лежат закономерные связи, именно они именуются причинностью (в организме нейронные связи и др.) То есть, источник причинности — это взаимосвязь и взаимодействие противоположности внутри данной системы. В диалектике причина — это активное и первичное по отношению к следствию.
Причина и следствие имеют ряд свойств.
Причина: | Следствие: |
— однонаправленность (причина наступает раньше следствия); — всеобщность (причинные отношения всеобщие, универсальные, т.к. в живой материи нет явлений без причин). — объективность: причина — это всеобщий закон связи — последовательность: причина со своим следствием связана однозначно, т.к. порождает строго определенные следствия; — определенность и однозначность: определенная причина производит определенное следствие, хотя одно и то же явление может быть результатом действия разных причин (принцип множественности причин); — закономерность: характер причины и следствия зависит от условий их действия, носят закономерно – необходимый характер. | — следствие не может вызывать причину, но взаимодействие с нею может влиять на носителя причины; — следствие может стать причиной нового явления; — следствие не пассивно по отношению к причине, оно оказывает обратное влияние на причину — следствие всегда оказывается причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно – следственные цепи (сети). |
4. Движение и развитие.
Теоретическая справка. В соответствии с диалектическим материализмом вся живая материя находится в вечном движении: функционирует, питается, развивается, растет, размножается, расцветает, угасает и гибнет — это есть движение. В биоорганизме движением являются бесчисленные внутренние процессы: обменные процессы, пульсация энергии и информации, переработка и усвоение продуктов питания и выбросы шлаков, гомеостаз и т.п.
NB: движение — это сущностный атрибут материи. Поэтому
движение, как и сама материя, несотворимо и
неуничтожимо, абсолютно, фундаментально и всеобще
(универсально).
Движение и развитие имеет ряд свойств.
Движение | Развитие |
— это способ существования материи: быть — значит быть в движении. NB: первопричины движения и материи — это один и тот же вопрос. — Причина движения в самой материи. — движение — это единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и устойчивости; — в движении есть момент устойчивости (покой — характеристика движения); — абсолютный покой невозможен (это смерть); — по А Эйнштейну: движение тела — это изменение его положения относительно другого тела: — многообразие форм движения материи: = механическая; = физическая; = химическая; = биологическая; = социальная | — развитие — все находится в пути к иному; — связи живой материи образуют направленность этого пути; — развитие — это «развертывание»; — развитие — это заложенность всего в начальной точке (в первом шаге виден и последующий); — принцип движения материи дает идею развития ее; — развитие — это необратимость, определенная направленность, закономерные изменения материальных и идеальных объектов — все это ведет к возникновению нового качества — невозможен возврат к пройденным этапам; — в развитии — направленное изменение (накапливаются однокачественные изменения); — «закономерное изменение» — это «необходимое изменение»; — развитие поднимает еще выше все достигнутое; это появление нового качества; — развитие — это прогресс или регресс (это две разные тенденции развития); — восходящая и нисходящая линии развития; — в объективной реальности сосуществуют: процесс и регресс, деформации, распад, революционные (скачкообразные) и эволюционные изменения; — развитие осуществляется во времени (только время выявляет его направленность и необратимость); — развитие любой системы — это реализация всеобщего принципа бытия — активности, внутреннего порыва к самовыражения ( в виде бесконечных форм взаимодействия). |