Файл: Дипломная работа государственные пенсии, порядок финансирования, виды, круг лиц, имеющих право на государственные пенсии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 511

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, вопрос выплаты пенсий решается Пенсионным Фондом Российской Федерации. Помимо этого, данный фонд решает иные вопросы. Фонд социального страхования решает вопросы, связанные со страхованием на случай временной нетрудоспособности, страхованием от несчастного случая на производстве, а также иными вопросами, определенными актами данного органа. В феврале 2021 года Правительством Российской Федерации была выдвинута идея о реформировании Пенсионного Фонда и Фонда социального страхования, которая выражалась в их слиянии и образовании Социального Фонда Российской Федерации. Цель такого слияния очевидна – доступ к социальным услугам, которые необходимо получить гражданам, нередко был ограничен в силу различных причин, а срок их получения зачастую был затянут и нарушен. Необходимость в исправлении сложившейся ситуации вылилась в образовании Социального Фонда Российской Федерации.

20 мая 2022 года Правительством Российской Федерации законопроект о «Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» № 127389-8 об объединении Пенсионного Фонда и Фонда социального страхования попал в Государственную Думу. Вызвано это было тем, что необходимо было внести поправки в Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и Трудовой кодекс, а также подготовкой самого законопроекта к направлению в Государственную Думу. 5 июля окончательная редакция законопроекта была принята Государственной Думой, а уже 8 июля ее одобрил Совет Федерации. 14 июля Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О фонде социального и пенсионного страхования».

Согласно ст. 4 данного Федерального закона, принципами формирования и деятельности Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации в указанном Федеральном законе являются:

«1) соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования, социального обеспечения;

2) автономность систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;

3) обеспечение финансовой устойчивости (стабильности) и сбалансированности бюджета Фонда;

4) участие социальных партнеров в деятельности органов управления Фонда, учет интересов работников, работодателей и государства по основным направлениям деятельности Фонда;

5) обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества».


Согласно ч. 1 ст. 10 вышеупомянутого Федерального закона бюджет будущего Фонда будет относиться к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. О его формировании указывается в ч. 3 этой же статьи: «бюджет Фонда формируется за счет доходов, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации».

Соответственно, можно сказать, что бюджет Фонда будет формироваться за счет страховых взносов, средств федерального бюджета и доходов от инвестирования средств резервов фонда. Можно сказать, что источник формирования бюджета будущего Фонда схож с источниками формирования бюджета объединяемых фондов, что, как нам видится, является необходимым и важным критерием возможности для осуществления социальных выплат гражданам. С данным положением связана одна из положительных сторон будущего Фонда – все выплаты и различные государственные услуги можно будет получить в одном месте.

И ПФР, и ФСС тщательно готовились к объединению. Речь идет об упрощении бюрократических процедур. Оба фонда работают с одними и теми же гражданами и запрашивают информацию друг у друга через систему межведомственных запросов. Теперь это будет один фонд, процедуры ускорятся, управленческие расходы сократятся. Единый фонд будет делать и ту работу, что раньше выполнял ПФР, и ту работу, что раньше выполнял ФСС. Но делать эту работу они будут быстрее, а тем, кто пользуется услугами фондов, не нужно будет обращаться в разные места».

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», Фондом создаются резервы для обеспечения финансовой устойчивости систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.

По нашему мнению, на начальном этапе существования объединенный Фонд встретится с рядом трудностей организационного характера, например, высокая нагрузка на аппарат Фонда. Вместе с тем, как нам кажется, совершаемые меры, проводимые в рамках пенсионной реформы, не сможет поспособствовать повышению размеров социальных выплат, а также не повысит покупательную способность пенсий3.

Важно указать в данном исследовании на то, в чем выразится слияние Пенсионного Фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации для граждан Российской Федерации:



 В 2022 году объединение вышеуказанных фондов выразилось в возможности с 1 июня подавать заявления, адресованные в Фонд социального страхования в Пенсионный Фонд и наоборот, заявления, которые должны быть направлены в Пенсионный Фонд можно направить в Фонд социального страхования.

С 1 января процесс объединения стало активным, что выражается в следующих задачах:

а) выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до 1,5 лет;

б) назначение и выплата различных социальных пособий, включая пенсионное обеспечение;

в) осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

г) оказание гражданам иных услуг, которые ранее оказывались отдельно Пенсионным Фондом и Фондом социального страхования.

 Объединение Пенсионного Фонда и Фонда социального страхования сильно затронет облагаемую базу. С 1 января 2023 года она стала единой для всех без каких – либо исключений. Лимитом для начисления предложена единая сумма – это проиндексированный показатель верхнего лимита, действующий для взносов на ОПС.

Установление единой облагаемой базы предполагает еще и то, что взносы на ВНиМ станут начислять также и с выплат по договорам гражданско-правового характера. На данный момент выплаты по данным договорам освобождены от начисления взносов на социальное страхование по нетрудоспособности и материнству.

Очевидно, что данное положительное изменение должно повлиять и на выплаты больничных по гражданско-правовым договорам. При этом, стандартный тариф предполагается поделить на две части:

а) 30 % устанавливается для выплат за один месяц в пределах МРОТ по каждому работнику организации или ИП;

б) 15,1 % устанавливается для оставшейся суммы выплат, которая превышает МРОТ. Фактически, с 1 января существующих ныне тарифов уже не будет.

 Помимо ранее указанного, изменятся сроки и порядок уплаты страховых взносов.

С 1 января 2023 года отечественным законодателем произошла отмена детализации по кодам бюджетной классификации. Вместо этого, единый платеж по страховым взносам, администрируемым налоговой инспекцией, страхователи будут переводить по единому платежному поручению. Впоследствии, налоговый орган самостоятельно распределит полученные средства по каждому виду страхования по установленным принципам. Данную меру можно назвать сугубо положительной, т.к. снизится риск задержания средств в казначействе в связи с неверным указанием кода бюджетной классификации.


При этом, срок уплаты страховых взносов перейдет на 28 число месяца. При обсуждении законопроекта планировались иные сроки, но сошлись на данном числе.

 Изменения внесены и в части представления отчетности. Так, с 1 января 2023 года страхователи станут отчитываться лишь по двум формам, но часто. В ИФНС необходимо будет направить расчет по страховым взносам:

а) раз в месяц не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом – начисления по каждому человеку;

б) раз в квартал не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом – начисления в целом по организации.

При этом, сведения о переводах направляются до 25 числа месяца, следующего за тем, когда осуществлено мероприятие. Сведения о приеме и увольнении сотрудников, а также о новых заключенных либо расторгнутых договорах гражданско-правового характера следует сдавать не позднее следующего рабочего дня после издания соответствующего приказа или заключения/расторжения договора гражданско-правового характера. Часть отчета, который касается взносов от несчастных случаев и дополнительного пенсионного страхования, необходимо будет направлять налоговому органу до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, который может быть установлен первым кварталом, полугодием, девятью месяцами и годом.

И, наконец, по данным о страховом стаже необходимо будет отчитываться до 25 января следующего года. Данные о страховом стаже будут сопровождать работника до момента его выхода на пенсию. При этом работодатель будет обязан в течение трех дней с момента получения запроса о назначении пенсии подать такое заявление в Фонд социального и пенсионного страхования.

 Последнее, что необходимо указать среди основных изменений с 1 января 2023 года – это рост максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и уходу за ребенком.

Сложилось три причины такого явления: а) установление единого тарифа взносов без разделения по видам страхования; б) увеличение верхнего предела базы для начисления взносов; в) расширение круга лиц, с выплат которых необходимо будет начислять взносы.

С 3 причиной связано одно революционное для пенсионного права Российской Федерации новшество – с 1 января 2023 года можно будет получать больничные и декретные тем физическим лицам, которые заняты по гражданско-правовым договорам и договорам авторского заказа. Правда, для выплаты законодатель установил одно условие – пособие подрядчику будет выплачено в том случае, если в предшествующем страховому случаю году с его вознаграждений перечислено взносов больше, чем составит стоимость страхового года.


Необходимо указать на тот немаловажный факт, что объединение Пенсионного Фонда и Фонда социального страхования не повлечет за собой нерегулярность выплаты пособий тем, кто получает их в переходный период. При этом, подавать заявления заново не потребуется.

Таким образом, можно сказать, что проект объединения Пенсионного Фонда и Фонда социального страхования, предложенный в 2021 году, 1 января 2023 года стал реальностью. С указанной даты Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования объединился в Фонд пенсионного и социального страхования, что выльется в:

1) решение тех же вопросов, которые решали два фонда, уже одним, объединенным фондом;

2) предоставление услуг в одном органе, а не в двух, различающихся между собой, как ранее. Законодателем будущие изменения прогнозируются как положительные. Граждане Российской Федерации смогут быстрее и качественнее получать необходимые им услуги, а организациям будет намного легче отчитываться и вносить платежи по налогам сборам. Ответить на вопрос «как же будет работать объединенный фонд с 1 января 2023 года?» сможет лишь время, но решения уже приняты, новшества неизбежны и гражданам Российской Федерации останется лишь привыкать к ним.

Проведенная пенсионная реформа и намеченные организационные перестройки органов социального обеспечения перекладывают ответственность за свои пенсионные и иные социальные права на самого человека. В то время как для этого требуется, во- первых, определенный, и достаточно высокий уровень профессиональных знаний как пенсионного, так и бюджетного законодательства, и во-вторых, уровень социальной ответственности каждого человека за себя.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (государственная пенсия) – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»4.

Государственная пенсия предоставляется:

- гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы, при достижении установленной законом выслуги лет при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

- в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию