Файл: Дипломная работа государственные пенсии, порядок финансирования, виды, круг лиц, имеющих право на государственные пенсии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 508

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одной из проблем пенсионной системы России выступает снижающийся с каждым годом уровень доверия граждан. Это вызвано размером пенсий; хоть и открытой, но сложной для восприятия системой расчета будущей пенсии; увеличением возраста выхода на пенсию и ежегодными продлениями моратория на формирование накопительной пенсии.

В настоящее время пенсионная система является довольно несправедливой по отношению к населению, потому как граждане при выходе на пенсию получают лишь около 34 % от своего прежнего дохода. В России очень высокий уровень страховых взносов — 30 % от заработной платы, но при этом низкий размер пенсий, что также оказывает влияние на развитие теневого сегмента, который позволяет избежать уплаты страховых взносов34.

Самыми яркими из предлагаемых в настоящее время идей выступают ликвидация Пенсионного фонда, что должно привести к экономии затрачиваемых на него средств, и замена балльной системой подсчета пенсий на ранговую. Но данные предложения вряд ли будут приняты, т. к. несут за собой много негативных моментов.

По словам главы партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова, пенсионная реформа оказалась провальной, и то, в каком виде она сейчас существует, ухудшает финансовое состояние пенсионеров. Он предложил вернуться к выплатам пенсий из бюджета и страховые взносы направлять туда же. Существуют предложения ввести обязательные страховые взносы населения по аналогии с зарубежными пенсионными системами. Ясным в данный момент является то, что модернизация и реформирование пенсионной системы на этом не остановится. Низкий размер пенсий, высокий уровень пенсионных взносов, которые не гарантируют гражданам достойный размер пенсий, рост теневой экономики и уход от уплаты страховых взносов, наложение моратория на накопительную пенсию, недостаточная информированность и осознанность населения в плане пенсионного страхования — все эти проблемы продолжают присутствовать в настоящее время.

И только обдуманная, хорошо спланированная и рассчитанная программа реформ может позволить улучшить состояние пенсионного обеспечения и позволит решить существующие проблемы. Полагаем, что именно формирование накопительной пенсии, которую начнут получать российские граждане в 2022 г. позволит, с одной стороны, снизить объем государственных обязательств, а с другой, существенно увеличить пенсионное обеспечение российских граждан.


Следует отметить, что из 73,6 млн. экономически активного населения (на конец 2020 г.) 37,1 млн. российских граждан формируют накопительную пенсию, то есть примерно 50 % трудоспособных граждан. Это свидетельствует о том, что половина российских граждан, несмотря на объявление моратория, все-таки стремится сформировать накопительную пенсию. Считаем это положительным фактом с точки зрения развития российской пенсионной системы, поскольку указанная ситуация свидетельствует о понимании гражданами своих пенсионных рисков. Однако в будущем тот факт, что не все российские граждане формируют накопительную пенсию, приведет к углублению расслоения пожилых людей по доходам, которое будет только увеличиваться.

Некоторые исследователи (К. В. Швандар, А. А. Анисимова и др.) считают, что экономическое расслоение по уровню доходов существует как между пожилыми людьми, так и между пенсионерами и остальной частью населения. Более того, у многих отсутствует даже возможность улучшения своего материального положения.

Граждане нашей страны практически не имеют дополнительных источников финансирования, таких как: доходы от инвестирования в ценные бумаги; вклады в инвестиционные фонды; доля в бизнесе и т. п. Анализ данных о доходах и расходах российских граждан по данным Росстата показывает, что прирост их накоплений незначителен. Данный факт позволяет сделать заключение о том, что существенных накоплений за период активной трудовой деятельности большая часть граждан сделать не имеет возможности.

Характерной особенностью, свойственной функционированию отечественной пенсионной системы, является ее постоянное реформирование, например, объявление в 2014 г. моратория на перечисление части страхового взноса для формирования накопительной пенсии, а также повышение пенсионного возраста в 2018 г. Оба законодательных действия весьма негативно повлияли на восприятие пенсионного законодательства российским обществом.

Таким образом, невозможность создания достаточных для формирования «подушки безопасности» накоплений и невысокий уровень получаемых пенсий свидетельствует о том, что российским гражданам необходим дополнительный источник дохода. Ситуацию, с нашей точки зрения, могут изменить НПФ, формируя дополнительные источники доходов пенсионера в виде страховой накопительной (первая женщина, сформировавшая с начала пенсионной реформы накопительную пенсию, выйдет на пенсию в 2022 г.) и добровольной негосударственной пенсий. Это позволит как повысить уровень пенсионных выплат гражданам, так и повысить коэффициент замещения пенсией заработной платы.



Более того, накопленные в пенсионной системе и аккумулированные в управления негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и в Государственной управляющей компании (ВЭБ.РФ) пенсионные накопления и резервы на первое полугодие 2021 г. в размере 6,5 трлн руб. — это денежные средства, которые финансируют российскую экономику, минуя банки. «То есть мы убираем маржу, которую берут банки и распределяют ее внутри себя, и таким образом эти деньги достаются инвестору дороже, он получает больше доход, а заемщику они достаются дешевле…»35.

Следовательно, роль НПФ в экономике постоянно возрастает за счет аккумулированных в данном сегменте финансового рынка средств. Таким образом, анализ существующих проблем и современных трансформаций российской пенсионной системы в плане развития ее накопительной составляющей показал, что основными проблемами российской пенсионной системы являются: низкий уровень пенсий и снижение динамики доли накоплений в доходах граждан; низкий коэффициент замещения; высокий уровень дотаций из федерального бюджета; монопродуктовая стратегия в отношении пенсионных накоплений36.

К сожалению, осуществляемые преобразования российской пенсионной системы в процессе реформирования не направлены на решение этих проблем, а связаны со следующими факторами: с параметрическими изменениями пенсионного обеспечения граждан (возрастные ограничения относительно возможности формировать накопительную пенсию, увеличение «срока дожития», что уменьшает размер накопительной пенсии и т. п.); изменением организационно-правовой формы НПФ; созданием системы гарантирования пенсионных накоплений и т. п.

Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: в российской пенсионной системе больше внимания уделяется сохранности средств, чем их доходности, что не способствует решению проблемы увеличения размера пенсий гражданам за счет накопительной пенсии, а также не ведет к росту коэффициента замещения при решении задач, поставленных в «Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года».

Заключение
Основная задача, которая сейчас стоит перед пенсионным законодательством — гарантировать устойчивость и стабильную денежную политику пенсионного страхования на ближайшие годы. То есть необходимо не только сохранить стабильность текущих доходов, но и увеличивать их.


Система пенсионного страхования проводит чёткие расчёты текущих доходов и выплат, а также просчитывает все варианты и возможности, в сторону которых будет развиваться социальная политика, идти расширение прав и, соответственно, обязанностей лиц в сфере пенсионного страхования Российской Федерации.

Даже на данный момент, когда система социальных отношений сформирована и достаточно устоялась, будут актуальны внешние и внутренние образования, которые способствуют совершенствованию пенсионной системы (например, неработающие пенсионеры, при различии минимального прожиточного минимума региона и федерального прожиточного минимума в сторону первого, пенсионер имеет право претендовать на назначение пенсии за счёт средств регионального бюджета).

Также проведена плавная интеграция новых систем пенсионных правоотношений, которые возникли в результате реализации пенсионной реформы 2019 года.

Пенсионная система Российской Федерации построена по принципам, которые неразрывно связаны с демографической политикой государства. Это способствует увеличению числа льгот, предоставляемых населению. Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования позволит социальной политике двигаться в сторону более удобной организационной структуры пенсионных правоотношений и доступной системы пенсионного страхования для всех граждан РФ.

На фоне грядущих изменений 2023 года технологическое развитие общества также ставит перед пенсионной системой задачу ужесточения условий предоставления пенсионных услуг (как результат работы обширной системы социального обеспечения).

Характерной чертой нашего пенсионного законодательства является заявительный порядок предоставления пенсионных услуг. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения числа случаев «автоматической» реализации пенсионных прав. Это, например, касается корректировки пенсий работающим пенсионерам.

На эту тенденцию хорошо повлияет развитие межведомственных связей как внутри системы пенсионного документооборота, так и развитие внешних коммуникаций между государственными органами по передаче необходимых данный о гражданах.

Таким образом, количество пенсионеров, состоящих на учете в Социальном фонде России по состоянию на 1 января 2023 года составило 41,78 млн человек, снизившись за год на 0,6%, или 232 тыс. человек. При этом размер средней пенсии в России за год вырос на 14% - до 20,7 тыс. рублей. Это следует из данных фонда.


Работающий пенсионер может увеличить размер страховой пенсии только путем ее перерасчета, исходя из заработка, с которого работодатель уплачивал страховые взносы в прошлом году.

Перерасчет производится автоматически в беззаявительном порядке с 1 августа каждого года. Обращаться в Социальный фонд России и подавать какие-либо заявления не нужно. В зависимости от размера заработной платы и, соответственно, уплаченных страховых взносов начисляются пенсионные баллы - индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК). Накопленные ИПК умножаются на установленную для них стоимость, и полученный результат выступает в качестве ежегодной прибавки. Следует отметить, что для работающих пенсионеров предусмотрены существенные ограничения.

Так, максимально за год можно учесть не более 3 ИПК. Кроме этого, их номинал определяется моментом выхода на пенсию - баллы пересчитываются в рубли не по текущей стоимости, а по установленной в год выхода на пенсию. Например, человек, вышедший на пенсию в 2016 году и накопивший максимальное количество баллов в 2022 году, с 1 августа 2023 года получит прибавку чуть более 222 рублей.

Список использованной литературы

Законодательные материалы

1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с изм. от 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – N 31. – ст. 4398.

2. Федеральный закон "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" от 14.07.2022 N 236-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2022. № 31. Ст. 427.

3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.

4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О страховых пенсиях в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – N 27 (Часть I). – ст. 4183.

5. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 26.05.2021 N 151-ФЗ (в ред. 30.04.2022)//Собрание законодательства РФ. 2021. № 254. Ст. 375.
Однотомные издания

6. Александрова, А.В., Вергазова, И.А. Российское право социального обеспечения постсоветского периода // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2017. Т. 4, № 1. С. 40–51.

7. Амосов, А.И. О социальной значимости вопроса о пенсиях / А.И. Амосов, Н.Е. Строителева // Страховое право. - 2020. - № 2. - С. 142-145.

8. Аракчеев, В. С. Пенсионное право России / В.С. Аракчеев, П.Р. Романовский. - М.: Юридический центр Пресс, 2019. - 384 c.