Файл: Дипломная работа государственные пенсии, порядок финансирования, виды, круг лиц, имеющих право на государственные пенсии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 515

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Участники программ софинансирования могут увеличивать свою накопительную пенсию самостоятельно. Глава Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Эрлик рассказывал, что россияне, собравшие через частный фонд 5,5 миллиона рублей, обеспечат себя пенсией в 50 тысяч рублей в месяц.

Для этого к моменту выхода на пенсию нужно, чтобы человек сделал три миллиона собственных отчислений. Такая сумма набежит, если в течение 30 лет работы ежемесячно отправлять в негосударственный пенсионный фонд примерно десять тысяч рублей.


Глава 3. Проблемы назначения государственных пенсий и пути их решения

3.1 Проблемы при назначении государственных пенсий на примере Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Российское пенсионное законодательство подвергается существенным изменениям в течение более чем 30 лет начиная с 1990 г. В текущем году также принят ряд значимых актов в этой сфере: в частности, принят федеральный закон, предусматривающий объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования и создание с 1 января 2023 г. Фонда пенсионного и социального страхования РФ (Социального фонда).

Несмотря на активность законодателя в сфере пенсионного обеспечения, сохраняется ряд существенных теоретических недоработок, принципиальных изъянов, мешающих нормальному функционированию пенсионной системы. Недостатки юридической техники оказывают влияние и в практической сфере, создавая препятствия для осуществления гражданами своих пенсионных прав. Объем научной статьи не позволяет представить исчерпывающий анализ указанных проблем, в связи с чем нами будут отмечены лишь отдельные, наиболее важные аспекты25.

Во-первых, следует указать на непоследовательность пенсионных реформ, осуществлявшихся в последние десятилетия. Определения стажа как такового в отечественном пенсионном законодательстве нет, но в ряде нормативных актов имеются определения трудового стажа. В частности, согласно ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. «трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"». Данное определение не выдерживает никакой критики, поскольку содержит в себе отсылку к другому понятию («страховой стаж») и к другому закону. Трудовой стаж, как уже отмечалось нами, подразделяется на общий и специальный. Упоминание об общем трудовом стаже имеется в ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», где перечисляются периоды, включаемые в этот стаж. Однако, поскольку данная статья предоставляет гражданину возможность выбора одного из вариантов подсчета стажа, содержащиеся в ней п. 3 и 4 указывают разные перечни периодов, включаемых в стаж (и разные формулы определения расчетного размера пенсии) – а, следовательно, одна статья закона содержит два разных определения одного и того же понятия. Фактически здесь под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность принимаемых законодателем во внимание для оценки пенсионных прав трудящихся периодов работы и иной общественно значимой деятельности, имевшей место до 1 января 2002 г.



Указанная дата взята за основу потому, что именно с этого дня в силу очередной реформы для получения большинства пенсий гражданам стал требоваться страховой, а не трудовой стаж. В то же время военнослужащим и приравненным к ним лицам для приобретения права на пенсию за выслугу лет в ряде случаев по-прежнему требуется общий трудовой стаж. Однако его трактовка, представленная в ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г., весьма отличается от содержащейся в ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 13 Закона РФ 1993 г. в общий трудовой стаж включаются:

«а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях";

в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях"».

Как видим, указанная норма в общий трудовой стаж включает и трудовой, и страховой стаж. Трудно назвать такое регулирование грамотным и юридически обоснованным; оно вызывает сложности у правоприменителя и является непонятным для обычного гражданина.

Часть 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержит положение о том, что периоды работы (иной деятельности), осуществлявшейся до 2015 г., по желанию пенсионера могут подсчитываться и включаться в страховой стаж в соответствии с нормами законодательства, действовавшего до вступления в силу названного закона № 400, если они по этому законодательству подлежали включению в трудовой стаж.

При этом возможно и льготное исчисление стажа, если таковое допускалось нормами права, действовавшими в момент осуществления работы. В частности, для лиц, трудившихся в период с 1990 по 2002 г., могут применяться правила подсчета стажа, установленные Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» 1990 г. и соответствующими подзаконными актами.

Например, в деле № 2-3117/2021, рассмотренном Ленинским районным судом г. Пензы 23 декабря 2021 г., затрагивался вопрос о назначении пенсии по старости с учетом работы истицы по договору подряда, осуществлявшейся с 1992 по 1993 г. В соответствии со ст. 89 названного Закона РФ в общий трудовой стаж могут включаться не только периоды работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза и т.п., но и время «иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию». Процедурные вопросы включения в стаж периодов работы по договору подряда урегулированы таким подзаконным актом, как Письмо Министерства социальной защиты РФ от 1992 г.


В соответствии с ним включение указанных периодов работы в общий трудовой стаж осуществляется на основании представления следующих документов: во-первых, справки от работодателя, содержащей сведения об уплате за гражданина страховых взносов, и, во-вторых, собственно договоров подряда или поручения, на которых должна иметься отметка работодателя об исполнении соответствующего договора. Следовательно, можно сделать вывод о том, что при решении вопроса о включении в общий трудовой стаж работы по договору подряда значимым является не только факт этой работы, но и факт уплаты работодателем страховых взносов, т.е., по сути, в данном случае речь идет о страховом стаже, хотя в законодательстве эти периоды именуются общим трудовым стажем. Со специальным трудовым стажем тоже все непросто. Правовая доктрина рассматривает его как разновидность трудового стажа (наряду с общим) и понимает под ним суммарную продолжительность периодов работы в определенной должности, профессии или в определенных условиях – например, в условиях Крайнего Севера26.

Однако российское пенсионное законодательство категории «специальный трудовой стаж» не содержит. В то же время в законодательстве упоминаются понятия, выступающие разновидностями специального трудового стажа: «стаж государственной гражданской службы», «стаж на соответствующих видах работ», «выслуга лет» и т.п. В частности, согласно ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» стаж государственной гражданской службы представляет собой «суммарную продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы, учитываемую при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии».

Если мы обратимся к понятию страхового стажа, раскрываемому в ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях», то увидим, что оно также является чрезвычайно неопределенным («каучуковым»): «страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж».

Использование в нормативном акте таких слов, как «иная деятельность» и «иные периоды», делает определение непонятным для гражданина, а также создает проблемы в правоприменении. И если «иные периоды» раскрываются в ст. 12 Федерального закона № 400, то «иная деятельность» так и остается неопределенной. Отметим, что понятие страхового стажа следует толковать более широко с учетом позиции высших российских судов – Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, в свое время выступивших в защиту тех граждан, которые добросовестно трудились, но за которых работодатель не осуществлял страховых взносов или осуществлял их не в полном объеме.


Действительно, формулировка понятия «страховой стаж», содержавшаяся в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», требовала, чтобы периоды деятельности, в течение которых гражданин работал, но взносы за него не выплачивались по вине работодателя, не включались в страховой стаж работника. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 10 июля 2007 г. № 9-П2 признал неконституционными положения, позволяющие не включать такие периоды в страховой стаж.

При этом Конституционный Суд указал, что право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета27.

Сходная точка зрения изложена Пленумом Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 11 декабря 2012 г. № 303. В частности, Пленум указал, что невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на пенсию.

Следует согласиться с высказываемым в научной литературе мнением о том, что «постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат ответы на наиболее часто возникающие затруднения при принятии решений судами общей юрисдикции и направлены на стабилизацию правоприменительной практики».

Рассмотренные нами позиции высших судов свидетельствуют о том, что в ряде случаев возможно включение тех периодов работы гражданина, подлежащего обязательному социальному страхованию, за которые страховые взносы не поступали в Пенсионный фонд по вине работодателя, в страховой стаж. Иначе говоря, те периоды, которые мы определяем в качестве трудового стажа, могут быть включены в страховой стаж.

Изложенное позволяет нам сделать вывод о том, что понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж» очень тесно переплетаются как в пенсионном законодательстве, так и в области правоприменения. Они не разграничены и зачастую одно из них подменяется другим. Разрешать противоречия в каждом конкретном случае приходится суду. Выходом из сложившейся ситуации может быть лишь создание единого кодифицированного акта в области пенсионного обеспечения (или более широко – в области социального обеспечения, о необходимости чего уже не одно десятилетие говорят ученые и эксперты).