Файл: Особенности жизненного цикла инновационного проекта (Понятие и сущность инновационного проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, подход обучения связан с экспериментированием, производством новой продукции, освоением новых сфер деятельности, которые предоставляют возможность накопления дополнительного опыта в предпринимательской деятельности. Например, финская компания Nokia, имеющая столетнюю историю происхождения, первоначально была занята в целлюлозно-бумажной промышленности [4].

В 1980 гг. она представляла собой крупный промышленный конгломерат и специализировалась на производстве резиновых шин, бумажной продукции, бытовой электронной аппаратуры и в сфере телекоммуникаций. Вхождение компании в сферу цифровых сотовых технологий способствовали климатические условия в Финляндии, при которых исключительно дорого обходились прокладка и обслуживание традиционных линий проводной телефонной связи.

В результате на рынке были востребованы услуги сотовой связи. Достигнув определенных успехов в этой области, руководство компании в 1992 году приняло решение сконцентрировать свои усилия на развитии телекоммуникаций и распродало другие предприятия, не связанные с данной отраслью. Концентрация усилий на одной отрасли и накопленные ранее рыночные возможности позволили компании достигнуть мирового лидерства в сфере цифровых сотовых технологий. Данный пример показывает на определенное обучение организации в процессе ее развития, освоения новых технологий и вхождения на новые рынки.

Недостатки подхода школы обучения:

1. Отсутствие чёткой стратегии развития на первоначальном этапе (или в краткосрочной перспективе). В соответствии с позициями школы, стратегия определяется по ходу деятельности организации, что при определённых условиях нецелесообразно (кризис, необходимость реформ и т.д.).

2. Наличие проблемы стратегического «дрейфа», при которой организация постепенно отходит от принятой стратегии, обосновывая это естественной потребностью в адаптации. Эффективность управления заключается в том, чтобы одновременно успевать учиться и реализовывать действенные стратегии.

3. Следование данному подходу при определенных обстоятельствах может приводить к негативному обучению, например, когда организация не желает признать безнадежность ситуации и стремится повысить свои инвестиции в надежде возмещения убытков в будущей перспективе.

Основатели: Р.Лапьер, Ч.Линдблом, Г.Рэпп, С.Уинтер. Школа обучения рассматривает процесс разработки стратегии развития фирмы как развивающийся процесс. Содержание данной школы раскрывают следующие важнейшие положения:


1. Выработку стратегии развития фирмы следует рассматривать как форму процесса обучения.

2. Процедура обучения должна носить развивающийся характер, через поведение, которое способствует ретроспективному мышлению, направленному на осмысление предпринимавшихся действий.

3. Стратегические инициативы реализуются теми, у кого имеются способности и ресурсы для обучения.

4. Удачные инициативы в процессе разработки стратегии формируют опыт деятельности, который может перерасти в определенную схему, то есть развивающуюся стратегию.

5. Роль руководителя фирмы заключается в том, чтобы управлять процессом стратегического обучения там, где могут развиваться новые стратегии.

6. По мнению представителей школы обучения, стратегии первоначально появляются как схемы действий из прошлого, которые затем превращаются в планы на будущее.

Необходимо отметить, что в последние годы в зарубежных странах значительно возрос интерес к исследованию когнитивных аспектов процесса формирования стратегии. Особенно популярной среди зарубежных специалистов в сфере стратегического управления становится точка зрения, согласно которой стратегия зависит от обучения, а обучение зависит от способностей. Это мнение получило название «динамического подхода к развитию способностей». В соответствии с этим стратегическое управление рассматривается как процесс «коллективного обучения». Результатом такого процесса является разработка стержневых компетенций.

Школа обучения признает, что стратегии возникают тогда, когда люди - действуя иногда индивидуально, но чаще коллективно - приходят к изучению складывающейся ситуации и способностей организации справиться с нею и в конечном счете к действенной схеме поведения. Р. Лапьер сформулировал, что стратегический менеджмент "уже не является только контролем над изменениями, а превращается в управление, воздействующее с помощью изменений".

Толчком к созданию школы обучения послужила публикация статьи Чарльза Линдблома "Наука продираться сквозь неразбериху" (1959). В ней автор аргументирует свою позицию, в соответствии с которой формирование политического курса (правительства) является не четким, организованным и контролируемым процессом, а весьма хаотичным, так как политики пытаются совладать с миром, который слишком сложен для них.

Школа обучения обрушилась на отдельные аспекты "рациональных" традиций открыто и мощно, критикуя буквально все их основные положения. Повсеместно разгорелись жаркие дискуссии, дебаты, продолжающиеся и по сей день. Задавались вопросом о том, кто выступает реальным архитектором стратегии и где в организации на самом деле происходит ее разработка. Школа обучения предложила воспринимать традиционные представления о формулировании стратегии как простую фантазию, которая конечно же очень привлекательна для многих менеджеров, но абсолютно не соответствует реальным организационным процессам.


Минцебрг также считает опасным упрощением трех предписывающих школ, что они предлагают "статичный процесс, не совместимый с динамикой и сложностями разработки стратегии", - Школа обучения предлагает другое решение: учиться со временем. Минцберг сам "адепт" этой школы, которая описывает формирование стратегии, как "последовательный процесс".

1.3. Этапы жизненного цикла инновационного проекта

Инновации являются основным источником конкурентных преимуществ для компаний практически во всех отраслях и средах и способствуют повышению эффективности, производительности и дифференциации для удовлетворения самых разнообразных потребностей. Один конкретный взгляд на экономику выделяет инновации в качестве основной движущей силы наряду со знаниями, технологиями и предпринимательством. Эта теория инновационной экономики отмечает, что неоклассический подход (денежное накопление, движущее рост) упускает из виду критический аспект соответствующих знаний и технологических возможностей.

Технология, в частности, является мощной движущей силой инновационного потенциала, особенно в том, что касается как эволюции инноваций, так и способов их распространения. Технология изначально масштабируема, демонстрируя последовательную тенденцию к новым инновациям в результате совершенствования существующих. Жизненные циклы продукта показывают, как экономическая отдача проходит через крутую фазу экспоненциального роста и в конечном итоге завершается, что мотивирует предприятия использовать технологии для производства новых инноваций.

Распространение инноваций связано с двумя важными факторами, определяющими инновационную деятельность в области технологий: созданием географических центров для передачи технологий и расширением возможностей обмена знаниями посредством коммуникаций и транспорта. Такие места, как калифорнийская Силиконовая долина и Баден-Вюрттенберг, Германия, являются яркими примерами ценности технологических центров. Тесная близость различных ресурсов и сотрудников в каждом узле стимулирует более высокий уровень инновационного потенциала.

Коммуникация и накопление знаний в этих технологических центрах позволяют этим инновациям распространяться с помощью технологий, которые будут внедряться по всему миру с относительной оперативностью. Это распространение идей может быть быстро и универсально реализовано, создавая возможность для дальнейшего расширения инноваций различными сторонами по всему миру. Сотрудничество в глобальном масштабе в результате технического прогресса позволило достичь экспоненциального уровня инноваций.


Эмпирические данные свидетельствуют о положительной корреляции между технологическими инновациями и экономическими показателями. В период с 1981 по 2004 год Индия и Китай разработали национальную инновационную систему, предназначенную для крупных инвестиций в НИОКР с особым упором на патенты и экспорт высоких технологий и услуг. В течение этого периода обе страны переживали чрезвычайно высокие темпы роста ВВП, связывая научный сектор с деловым сектором, импортируя технологии и создавая стимулы для инноваций.

Кроме того, Совет по международным отношениям утверждал, что большая доля США на мировом рынке в 1970-х годах, вероятно, была результатом их агрессивных инвестиций в новые технологии. Предполагается, что эти технологические инновации являются центральной движущей силой устойчивого экономического роста США, что позволяет им сохранять свое место в качестве крупнейшей экономики мира.

Технологический жизненный цикл (TLC) описывает затраты и прибыль продукта от фазы технологического развития до зрелости рынка и последующего снижения. Затраты на исследования и разработки (НИОКР) должны компенсироваться прибылью, как только продукт выходит на рынок. Различные сроки службы продукта означают, что компании должны понимать и точно прогнозировать отдачу от своих инвестиций в НИОКР на основе потенциальной долговечности продукта на рынке.

Из-за быстро растущих темпов инноваций такие продукты, как электроника и фармацевтика, в частности, уязвимы для более коротких жизненных циклов (если рассматривать их в сравнении с такими эталонами, как сталь или бумага). Таким образом, TLC ориентирована в первую очередь на время и стоимость разработки, поскольку она связана с прогнозируемой прибылью. ТСХ может быть описана как имеющая четыре различные стадии:

Диаграмма жизненного цикла технологии: эта диаграмма иллюстрирует этапы технологического жизненного цикла.

Исследования и разработки – на этом этапе принимаются риски для инвестирования в технологические инновации. Стратегически направляя НИОКР на наиболее перспективные проекты, компании и исследовательские институты постепенно прокладывают себе путь к бета-версиям новых технологий.

Фаза восхождения-эта фаза охватывает период времени от изобретения продукта до момента, когда полностью окупаются затраты из собственных средств. На этом стыке цель состоит в том, чтобы обеспечить быстрый рост и распространение изобретения и использовать конкурентное преимущество, заключающееся в наличии новейшего и наиболее эффективного продукта.


Стадия зрелости-по мере того, как новая инновация принимается населением в целом и на рынок выходят конкуренты, предложение начинает опережать спрос. На этом этапе возврат начинает замедляться по мере нормализации концепции.

Фаза упадка (или распада) - заключительная фаза, когда полезность и потенциальная ценность, подлежащая захвату при производстве и продаже продукта, начинает падать. Это снижение в конечном счете достигает точки игры с нулевой суммой, когда маржа больше не обеспечивается.

Разработка продукта и капитализация нового изобретения охватывает деловую сторону этих инвестиций в НИОКР в технологии. Другим важным соображением является дифференциация в принятии потребителем новых технологических инноваций. Они также были распределены по фазам, которые эффективно суммируют демографические группы, представленные на каждом этапе ТСХ:

Жизненный цикл внедрения технологий: эта диаграмма внедрения показывает, как потребители принимают новые продукты и услуги.

Инноваторы-это ориентированные на риск, передовые люди, которые чрезвычайно заинтересованы в технологических разработках (часто в рамках конкретной отрасли). Инноваторы-это лишь малая часть общего потребительского населения.

Ранние последователи-более многочисленная, но все еще относительно небольшая демографическая группа, эти люди, как правило, ориентированы на риск и хорошо адаптируются к новым технологиям. Ранние последователи следуют за новаторами в освоении новых продуктов и, как правило, являются молодыми и хорошо образованными.

Раннее большинство-гораздо больше и осторожнее, чем две предыдущие группы, раннее большинство открыто для новых идей,но обычно ждет, чтобы увидеть, как они будут приняты, прежде чем инвестировать.

Позднее большинство-слегка консервативное и не склонное к риску, позднее большинство - это большая группа потенциальных клиентов, которых нужно убедить, прежде чем инвестировать во что-то новое.

Отстающие-чрезвычайно бережливые, консервативные и часто не склонные к технологиям, отстающие-это небольшая группа обычно пожилых и необразованных людей, которые избегают риска и инвестируют в новые идеи только после того, как они очень хорошо зарекомендовали себя.

Принимая во внимание эти две модели, бизнес-единица с новым продуктом или услугой должна учитывать масштаб инвестиций в НИОКР, прогнозируемый жизненный цикл, который технология, вероятно, будет поддерживать, и способ, которым клиенты примут этот продукт. Используя эти модели, предприятия и учреждения могут проявлять определенную дальновидность в определении отдачи от инвестиций по мере развития их технологий.