Файл: Особенности жизненного цикла инновационного проекта (Понятие и сущность инновационного проекта).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности жизненного цикла инновационного проекта
1.1. Понятие и сущность инновационного проекта
1.2. Особенности жизненного цикла инновационного проекта
1.3. Этапы жизненного цикла инновационного проекта
Глава 2. Анализ жизненного цикла инновационного проекта
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ жизненного цикла инновационного проекта
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация России как процесс переустройства ее экономики, технологического уклада, социальной сферы и управления на основе непрерывно развивающихся инноваций — базовый тренд современного социально-экономического развития. Модернизация имеет своей целью создание более эффективных институтов и инновационной среды, обеспечивающих мотивацию всех хозяйствующих субъектов и экономических агентов к производству и освоению инноваций.
Ключевой задачей экономической и инвестиционной политики должно стать создание условий, при которых роль и функции ведущей силы экономического развития и роста постепенно перейдут от ресурсно-сырьевых отраслей к инновационному сектору экономики. В России приняты законы, регулирующие научно-техническую и инновационную деятельность, разработаны и приняты стратегия и программы инновационного развития страны. В контексте современного мирохозяйственного развития и мировых трендов экономического роста ключевое значение инноваций для модернизации России обусловлено действием четырех основных факторов [4].
За последние годы экономика России достигла определенных успехов. Вместе с тем качественные показатели ее функционирования относительно невелики вследствие недостаточного внимания к модернизации производства, выпуску современной, высокотехнологичной продукции. По показателю эффективности производства, по уровню производительности труда Россия существенно отстает от промышленно развитых стран. Проблема может быть решена лишь путем широкого внедрения инноваций — современных и перспективных достижений науки и техники. Управлять этим процессом предстоит инновационному менеджменту.
Инновационный менеджмент — это система стратегического планирования и прогнозирования научно-технических разработок, научной организации производства и труда на основе нововведений; совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту, знаний методов создания эффективных наукоемких инноваций.
Цель данной работы – рассмотрение жизненного цикла инновационного проекта.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- Определить понятие и сущность инновационного проекта;
- Выделить особенности жизненного цикла инновационного проекта;
- Определить этапы жизненного цикла инновационного проекта;
- Провести анализ жизненного цикла инновационного проекта.
Объект исследования – инновационный проект.
Предмет исследования – анализ жизненного цикла инновационного проекта.
Глава 1. Теоретические особенности жизненного цикла инновационного проекта
1.1. Понятие и сущность инновационного проекта
Инновации - это модное слово во всех кругах развития, от крупных институциональных грантодающих организаций до низовых НПО. Многие доноры спрашивают о проектных инновациях в заявке, потому что инновации заставляют НПО по-другому и более творчески думать о том, как использовать свои ресурсы и окружающую среду.
Проще говоря, инновация-это использование новых или новаторских идей и подходов для решения существующих проблем. Инновации также означают творческий подход.
Хотя все большее число доноров хотят знать, насколько инновационными являются организация или проект, зачастую неясно, что именно доноры считают инновационными проектами. Многие доноры очень опытны и работают в секторе развития десятилетиями, поэтому инновации можно рассматривать как нечто новое и интересное. Тем не менее, доноры также склонны очень не склонны к риску, и пробовать что-то новое по своей сути рискованно. Таким образом, задача здесь для соискателей двоякая: найти что-то новое, что также доказало свою эффективность.
Обратите внимание, что доноры требуют инноваций, а не изобретений. Изобретение - это нечто совершенно новое, что никогда не делалось и не виделось раньше. Инновация - это изменение или модификация для улучшения того, что уже существует. Например, Томасу Эдисону приписывают изобретение электрической лампочки в 1879 году, однако поколения инноваций в области лампочек создали миллионы различных и улучшенных лампочек, используемых сегодня. Таким образом, доноры просят не о чем-то совершенно новом, а об улучшении или расширении того, что уже используется.
Так как же НПО работают в этом, казалось бы, узком промежутке для разработки инновационных решений? Заимствуя идеи других людей. Хорошие руководители проектов всегда находятся в поиске новых идей. Они могут прочитать о похожем проекте, но в другой стране, узнать о новом местном стартапе с интересной бизнес-моделью или новой технологией, которая может изменить работу НПО. Брать идеи из одного места и переориентировать их на собственные нужды-это самое начало построения инновационного проекта.
Ни одна идея не может полностью революционизировать проект. Но ряд небольших корректировок для улучшения проекта может привести к серьезным изменениям.
Примеры инновационных проектов:
- Привлечение мобильного банкинга к сообществу, которое никогда не имело доступа к традиционным банковским услугам.
- Адаптация успешных методов ведения сельского хозяйства от одной общины к другой.
- Партнерство с правительством и бизнесом в целях повышения эффективности поставок предметов первой необходимости сельским и труднодоступным общинам.
- Использование приложения для повышения грамотности среди молодежи
При включении инноваций в предложение будьте внимательны, чтобы понять предпочтения донора. Некоторые доноры специально стремятся финансировать только инновационные проекты, в то время как для других инновации имеют гораздо меньшее значение. Проведите свое исследование. Учитывайте эти предпочтения доноров при определении того, какой упор в предложении следует сделать на инновации.
Как проект может быть инновационным?
Инновации имеют решающее значение для НПО, стремящихся обеспечить масштабируемость проекта, его устойчивое воздействие и поддерживать долгосрочные отношения с донорами. Для некоторых НПО поиск инновационных проектов является сложной задачей. Для других НПО описание их инноваций неспециалистам является еще более сложной задачей. Креативность и новаторство очень трудно достичь в проекте. Вот несколько способов мышления об инновациях, которые могут помочь вам найти и описать ваши инновационные решения.
Место проведения инновационного проекта
Поскольку ни одна идея не является полностью новой, инновации часто имеют тенденцию включать "перекрестное опыление", когда успешные идеи в одной области могут быть адаптированы к совершенно другой области. Вот некоторые идеи о том, где может происходить это перекрестное опыление:
- Местоположение: когда успешная программа в одной географической области модифицируется и копируется в другой области, где ее как будто никогда не видели. Например, 100% переработанный кусок мыла, произведенный в Бангладеш, впервые представлен в Индии.
- Тематическая область: где решение одной проблемы может стать решением совершенно другой проблемы. Например, приложение, разработанное для подключения глобальных педагогов, модифицировано для подключения глобальных правозащитников.
- Логистика: когда методология или система для одного вида деятельности может быть изменена для выполнения другого. Например, была разработана транспортная и снабженческая цепочка для доставки гуманитарной помощи общинам, пострадавшим от войны, и была модифицирована для доставки обычных потребительских товаров даже после того, как регион стабилизировался.
Тип инновационного проекта
Существует множество способов приблизиться к инновационным идеям или реализовать их. Ниже приведен краткий список методов приближения к инновациям:
Программная: когда проект использует новые методы или технологии для достижения эффекта. Например, организация решает сосредоточиться на мужчинах при решении проблемы гендерного неравенства.
Финансовые: когда организация использует новые способы привлечения ресурсов в проект. Например, НПО разрабатывает модель членства для привлечения небольших пожертвований от бенефициаров.
Институциональный: когда организация изменяет свои операционные процессы и структуры для ускорения воздействия. Например, социальное предприятие решает покончить с супервайзерами и заставляет персонал решать все рабочие действия в совместных командах.
Политика: где инновационная политика может быть реализована в рамках проекта. Например, местное правительство вводит более высокий налог на сигареты и использует вырученные средства для проведения кампаний по борьбе с курением.
Партнерство: когда организация начинает работать с новыми и необычными партнерами. Например, НПО сотрудничает с профсоюзом в борьбе с насилием в отношении женщин.
Технология: где новая технология используется для воздействия. Например, группа использует мобильные телефоны для предоставления гиперлокальных отчетов о погодных условиях сельским фермерам.
Коммуникация: когда организация использует новый канал связи с бенефициарами и другими участниками. Например, группа учителей использует Facebook для охвата молодежи, не посещающей школу.
Цель инновационного проекта:
При объяснении того, как организация или проект являются инновационными, важно также учитывать, почему инновационное решение лучше, чем более традиционные методы.
1.2. Особенности жизненного цикла инновационного проекта
Представителями школы обучения являются Дж. Куинн («Стратегия перемен: логический инкрементализм» 1980), Гордон Сью («Больше стратегий эффективных, меньше стратегий заумных», 1982), Р. Паскаль («Искусство японского менеджмента», 1981), Дж. Марч («Бихевиористская теория фирмы», 1963), а также Дж. Бауэр, Р. Бургельман, К. Прахалад и др.
Предметом исследования школы является технология разработки стратегии, а не ее формулирования, определение её содержания исходя из накопленного практического опыта. По данным исследований представителей школы обучения, лишь 10% сформулированных стратегий реально реализуются на практике. Основными причинами этого являются [2]:
- отрыв процесса стратегического мышления от стратегических действий (руководство формулирует стратегию, средний уровень – реализовывает);
- излишняя прямолинейность, предначертанность запланированной стратегии и ориентация на административный контроль процесса реализации. В то время как наиболее успешные стратегии являются развивающимися, т.е. возникают спонтанно на основе обучения, проб и ошибок в предпринимательской деятельности на рынке.
Основные положения школы обучения [1]:
1) сложное, непредсказуемое внешнее окружение наряду с необходимостью постоянного обновления информации о состоянии рынка определяет низкую эффективность стратегического процесса, препятствует осуществлению взвешенного контроля. Следовательно, выработка стратегии должна иметь форму процесса обучения (накопление положительного и отрицательного опыта деятельности);
2) лучшим «учеником» в организации должен быть руководитель, однако в большинстве случаев в организациях имеет место обучение коллектива. Поэтому главной задачей менеджера является выявление стратегических инициатив со стороны персонала;
3) процедура обучения носит развивающийся характер, в основе которого лежит использование и реализация выявленных стратегических инициатив. С течением времени, те стратегические инициативы, которые доказали свою эффективность, становятся основой будущей долгосрочной стратегии.
Таким образом, первоначально стратегии появляются в организации как схемы действий из прошлого. Накопленный положительный опыт является основой будущей стратегии.
Подход обучения может выглядеть следующим образом. Например, одно крупное мебельное предприятие, длительное время пользовалось услугами внешней рекламной компании. Просчитав уровень расходов, которые необходимо нести на данную деятельность, руководство решило поэкспериментировать и создать собственную рекламную фирму, чтобы попытаться снизить свои затраты на продвижение либо получить более заметный эффект. Через некоторое время, после реализации серии удачных рекламных кампаний со своей продукцией, предприятие решило оказывать платные услуги другим предприятиям отрасли. Кроме того, предприятие пошло дальше и приобрело соответствующее оборудование для крупноформатной печати наружной рекламы. Накопив определенный опыт в рекламной деятельности, руководство решило диверсифицироваться в другие отрасли экономики и использовать свою известную марку при продвижении новых видов продукции.