Файл: Особенности жизненного цикла инновационного проекта (Понятие и сущность инновационного проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Рекомендации по улучшению инновационной активности

В данной работе, мы провели анализ жизненного цикла и изучили этапы развития, таким образом можно сделать заключение, что история жизненного цикла организации протекает по определенным законам: стадию формирования сменяет стадия интенсивного роста, которая может перейти в стадию стабилизации, а затем — спада.

Жизненный цикл на ОАО «Континент» прошел несколько этапов, преодолевая кризисные ситуации. Анализируя эти данные о истории и показателях деятельности компании, мы сделали вывод, что компания в данный момент находится в стадии роста. Познания о закономерностях формирования организации могут помочь создавать успешную стратегию формирования организации и получать соответственные решения.

Можно сказать, что изучение жизненных циклов и стадий их развития очень важно. От правильности действий, которые компания предпримет на каждом этапе своего жизненного цикла, может, зависит ее будущее.

На современном этапе анализируя модель жизненного цикла организации, мы замечаем, что она может служить важным и эффективным инструментом ее диагностики. Данная модель способствует истреблению текущих проблем организации, позволив организации своевременно осуществлять стратегические изменения для обеспечения цикличности и, в итоге способствует безграничности в развитии организации.

Под коммерциализацией инновационных продуктов следует понимать вовлечение объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот с целью использования в хозяйственной деятельности предприятия и извлечения прибыли. Именно в процессе коммерциализации объекты интеллектуальной собственности преобразуются в инновационные продукты.

Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности объединяет разработчиков новшества и инновационных предпринимателей на одном рынке.

Процесс коммерциализации нового продукта включает в себя несколько важных этапов [6]:

• отбор наиболее перспективных проектов, обладающих коммерческим потенциалом и высокой готовностью к освоению на производстве. Важными показателями при отборе проектов являются: потребительская новизна, востребованность на рынке, финансовые показатели и риски, связанные с коммерциализацией объекта;

• расчет бюджетной сметы проекта и определение источников финансирования;

• поэтапное внедрение новшества в производственный процесс.


В зависимости от материального, интеллектуального и финансового потенциала каждая инновационно-ориентированная компания выбирает наиболее подходящую схему коммерциализации. Выделяют три основные схемы введения объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот компании.

1. Самостоятельный выход на рынок. Подразумевает учреждение отдельного предприятия под «инновационный проект». В данном случае говорим о вертикальном трансферте технологий, который предполагает освоение новых технологий собственными ресурсами и возможностями компании. Компания реализует полный инновационный цикл. Объект интеллектуальной собственности вносится в уставный капитал предприятия.

Достоинства самостоятельного выхода на рынок [2]:

• максимально возможный объем прибыли компании при успешной организации инновационной деятельности;

• непрерывный мониторинг и контроль над производственными процессами в компании;

• полное владение и распоряжение правами на объекты интеллектуальную собственности. Недостатки самостоятельного выхода на рынок:

• высокие риски, связанные с полным инновационным циклом, реализуемым компанией;

• достаточно длительный срок окупаемости;

• полный инновационный цикл требует значительных финансовых и материальных возможностей.

2. Передача прав на объекты интеллектуальной собственности. В данном случае идет речь о горизонтальном трансферте технологий, предполагающем частичную или полную передачу прав на использование разработанного новшества. Владелец новшества может частично переуступить права на новшество через продажу лицензии или полностью передать весь объем прав на объект интеллектуальной собственности другому лицу. При данной схеме взаимодействия владелец объекта интеллектуальной собственности теряет максимально возможный доход от коммерциализации новшества.

Достоинства переуступки прав на объект интеллектуальной собственности:

• минимальные риски;

• относительно небольшие затраты по сравнению с самостоятельным выходом на рынок;

• прогнозируемый и относительно короткий срок окупаемости по сравнению с самостоятельным выходом на рынок;

• возможность формирования собственной торговой марки.

Недостатки самостоятельного выхода на рынок:

• значительно меньший объем доходов по сравнению с самостоятельным выходом на рынок;

• риск появления контрафактной продукции;

• риск нарушения лицензиатом патентных прав.


3. Создание совместного производства. Совместное производство — форма межорганизационного сотрудничества с целью разработки, коммерциализации и массового продвижения инновационного продукта на рынке.

Ответственность за результаты проведенных исследований и финансовые результаты от коммерциализации объекта распределяется между участниками проекта в соответствии с условиями соглашения. Передача технологий может осуществляться в разных формах, разными способами и по разным каналам.

Лицензирование. Лицензия — юридический документ, на основании которого происходит передача прав на использование объекта интеллектуальной собственности по установленной в договоре цене. Предметом лицензионной торговли являются такие объекты интеллектуальной собственности, как товарные знаки и знаки обслуживания, базы данных, программы для ЭВМ и др. В соответствии с ГК РФ по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Срок действия лицензионного договора не превышает срока действия исключительного права на результат интеллектуальной собственности. В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается. В рамках лицензионного договора лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Лицензионный договор регистрируется в Федеральном институте промышленной собственности [3].

Лицензионный договор предусматривает лицензионные платежи, т.е. выплаты владельцу объекта интеллектуальной собственности за право пользования этой собственностью в коммерческих целях. Вознаграждение, как правило, предусматривает платежи следующих видов лицензиару:

— паушальный платеж — первоначальный фиксированный платеж, осуществляемый единовременно или в рассрочку; рассматривается как аванс, выплачиваемый лицензиару после передачи документации. Сумма платежа устанавливается исходя из возможного дохода лицензиата;

— роялти — периодические процентные отчисления; устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок в течение срока действия лицензионного договора. Наиболее распространенный способ начисления роялти — процент от продаж;

— комбинированные платежи включают в себя роялти и паушальный платеж. В соответствии с ГК РФ классифицируют следующие виды лицензий:


— простая (неисключительная) — предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам;

— исключительная — предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

Инжиниринг — совокупность проектных и инженерно-технических работ, предоставляемых для осуществления инновационного проекта.

В пакет инжиниринговых работ входят следующие услуги:

— проведение исследования рынка и выбор перспективных направлений для внедрения инноваций;

— разработка технико-экономического обоснования инновационного проекта;

— обоснование объема инвестиционных вложений и необходимых ресурсов для коммерциализации новшества;

— разработка проектной документации;

— оказание консультационных услуг работникам, задействованным в ходе реализации инновационного проекта;

— контроль за выполнением сроков инновационного проекта.

Основная задача оказания инжиниринговых услуг — достижение запланированного экономического эффекта от коммерциализации нового продукта на рынка.

Совместное предприятие (СП) — объединение активов двух компаний или более в общее управление.

Основная задача организации СП — решение научно-технической и производственной программы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конструктивистские школы исходят из того, что развитие внешней среды происходит скачками, дискретно, революционно, а между этими скачками окружение организации развивается достаточно стабильно и вполне предсказуемо. Это позволяет определять «предначертанную заранее» стратегию, которая, при таком понимании внешней среды, может быть реализована. «Скачок» в изменении внешней среды требует, по мнению представителей данных школ, переформулирования стратегии на период фонового «скачка» [4].

Представители школы обучения ставят данную позицию под сомнение. Постоянные изменения внешней среды приводят к постоянным воздействиям на эти изменения, которые выстраиваются высшим руководством в логическую цепочку (а не являются бессмысленными действиями), которая и называется стратегией. Согласно этой школе, любая система эволюционирует, а не развивается скачками. В соответствии с этим можно говорить не о стратегии, предначертанной заранее, а о развивающейся стратегии, основанной на обучении и позволяющей гибко реагировать на изменения внешней среды. В этом суть одного из самых известных течений в стратегическом менеджменте – логического инкрементализма Дж. Квина. Он предполагает, что «формирование стратегии действительно характеризуется малыми, но никак не независимыми приращениями. Напротив, основные действующие лица связывают воедино все тянущиеся к ним нити, синтезируя окончательную стратегию».


Если школа обучения рассматривает формирование стратегии как процесс обучения высшего руководства путем постоянного воздействия на изменение окружения, то школа внешней среды ставит деятельность организации в прямую зависимость от окружающей среды.

Основой данной школы служит «теория ситуационных факторов», описывающая взаимосвязи между конкретными изменениями окружения и определенными признаками организации. Наиболее известный постулат этой теории для стратегического менеджмента звучит так: «Стабильные внешние условия благоприятствуют более тщательному планированию». Этот постулат широко используется представителями конструктивистских школ для аргументации своих методических подходов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Баранчеев, В. П. Управление инновациями. Учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, 2018. - 720 c.
  2. Блохина, Т. К. Экономика и управление инновационной организацией. Учебник / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолова. - М.: Проспект, 2017. - 428 c.
  3. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе / Л.П. Гаврилов. - М.: Юрайт, 2018. - 388 c.
  4. Глухов, В.В. Инновационное развитие экономики мегаполиса / В.В. Глухов. - М.: Лань, 2017. - 217 c.
  5. Горфинкель В.Я. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Я. Горфинкель, А.И.Базилевич, Л.В.Бобков; Под ред. В.Я.Горфинкеля, Т.Г.Попадюк. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 381 с
  6. Грибов В.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Грибов, Л.П. Никитина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 311 с.
  7. Гришин, В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики / В.В. Гришин. - М.: Дашков и К°, 2017. - 514 c.
  8. Ермасов, С. В. Инновационный менеджмент / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2018. - 510 c.
  9. Кирина Л.В., Кузнецова С.А. “Стратегия инновационной деятельности предприятия” Сб. научных трудов. “Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка”. Под ред. д.э.н. Титова В.В. и Марковой В.Д., Новосибирск, 2018 г.
  10. КозловВ.В., КозловаЕ.Ю. Инновационный менеджмент в АПК: Уч. / В.В.Козлов - М.:КУРС,НИЦ ИНФРА-М,2016-364с.(п) / КозловаЕ.Ю. КозловВ.В.. - Москва: Мир, 2018. - 622 c.
  11. Кулаков, Ю.Н. Инновационный менеджемент. Курс лекций / Ю.Н. Кулаков. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 156 c.
  12. Мардас А.Н., Кадиев И.Г. Инновационный менеджмент. Учебное пособие, М.: ГИОРД, 20017 г. – 208 с
  13. Маховикова, Г. А. Инновационный менеджмент. Конспект лекций / Г.А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - М.: Юрайт, 2018. - 144 c.
  14. Новиков, Д.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы / Д.А. Новиков. - Москва: Высшая школа, 2017. - 294 c.
  15. Организация и финансирование инновационной деятельности. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 264 c.