Файл: Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 6 по дисциплине Социальная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Рубежный контроль №6
по дисциплине «Социальная психология»
Эссе
ФИО студента | Хайруллаева Рухсора Баходирхон кизи |
Направление подготовки | Педагогика |
Группа | ПЕД-Б-0-З-2021-1_ДИСТАНТ |
Москва2023
Педагогическая техника и педагогическое мастерство»
Стремительно меняющаяся на современном этапе окружающая жизнь неминуемо влечет за собой повышение требований к профессиональной компетентности педагогов, которые должны обеспечить всестороннее развитие здорового подрастающего поколения. Безусловно, этот процесс требует не только глубоких знаний, умений и навыков, разнообразных способностей, но и значительного творческого подхода к самому процессу подачи образовательного материала, а также определенных качеств личности самого педагога.
Педагог – это в первую очередь «специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».
Показателем высокого уровня профессиональной деятельности во многом является успешное творческое решение различных задач, эффективное достижение образовательных и воспитательных целей посредством использования разнообразных способов. Педагог, любящий детский коллектив, чувствующий его, работающий по призванию, должен обладать как целым комплексом свойств личности, обеспечивающим высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, так и постоянно совершенствовать искусство воспитания и обучения.
Он должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Фундаментом же развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание, педагогическая техника.
Слово «мастерство» в значении «мастер – лучший в своей профессии» изначально было связано в основном с деятельностью ремесленников, однако с начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться и с творческими профессиями. В связи с тем, что педагогическая деятельность также в значительной степени носит творческий характер, общепринятым стало понятие «педагогическое мастерство».
Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:
I. Профессионально-педагогическая направленность личности учителя
Педагог должен позитивно относиться к своей деятельности и к своим воспитанникам. Положительное отношение вызывает больший интерес к своей профессии, ответственность за результативность процесса и побуждает педагога совершенствовать свои личные качества. Основными из которых являются высокая нравственность, общественная активность, уважение к другим нациям, трудолюбие, скромность, любовь и доброта к детям, милосердие, гуманизм и др.
II. Профессионально значимые знания
Современный педагог должен овладеть профессионально необходимыми знаниями и методиками их преподавания, а также способностью свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога, как и умение пользоваться достижениями современной науки и техники, способность проводить исследования, что ведет к необходимости овладеть и навыками исследовательской работы.
III. Профессионально необходимые способности, умения и навыки
Чтобы стать мастером своего дела, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции.
-
организаторские способности - способность организовать и развивать коллектив воспитанников, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися; -
коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с детьми, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты; -
дидактические способности - способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их; способность самостоятельно добывать новые знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить детей самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и обосновывать его; -
наблюдательские способности - умение изучать и понимать внутренний мир каждого ребенка, раскрыть особенности его поведения и характера, направлять развитие личности каждого воспитанника; -
речевые способности - умение точно, доступно, выразительно, эмоционально и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить образовательный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение воспитанников; -
гностические способности - способность предвидеть перспективы развития личности каждого воспитанника, то есть, умение определить ход и результаты его познавательной деятельности, развития личностных качеств; -
способность управлять вниманием - умение педагога заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Это помогает педагогу «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность (учебную, трудовую, общественную) в нужное русло.
В совокупности эти способности предопределяют более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета. Кроме того, важным компонентом является наличие у него таких личностных качеств, как трудолюбие, терпеливость, требовательность, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за её результаты и др.
IV. Профессиональное творчество
Деятельность педагога в значительной степени требует творческого подхода, поскольку она включает в себя множество различных, часто нестандартных, ситуаций, требующих поиска различных вариантов быстрого решения проблем.
Особенность педагогического творчества педагога обусловливается именно сложностью воспитательно-образовательного процесса, включающего в себя бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения воспитанников. В поиске методов и средств решения этих проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога.
Мастерство каждого педагога индивидуально, как и его личность: одни быстро завоевывают авторитет своей активностью во всех делах, другие – интересными занятиями и уроками или досуговыми мероприятиями, третьи – внедряя передовые технологии и методы работы.
В педагогической практике предлагаются следующие критерии оценки уровня сформированности педагогического мастерства:
-
разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна; -
соответствие опыта работы новым достижениям передовой практики; -
эффективность, актуальность и оптимальность достигнутых результатов, их стабильность на протяжении длительного времени в изменяющихся условиях; -
умение педагога обобщать свой опыт, обмениваться им с другими педагогами.
Кроме того, постоянно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего мастерства, совершенствование которого может осуществляться следующими путями:
-
постоянное самообразование (чтение специальной литературы, посещение образовательных и воспитательных мероприятий опытных педагогов и т.д.); -
использование средств массовой информации, изучение научно-педагогической и методической литературы; -
использование средств и условий, созданных по месту работы (методические дни, взаимопосещение, метод объединение, педагогические чтения, наставничество, семинары и др.); -
повышение квалификации, а также участие в различных конкурсах, семинарах, конференциях.
В профессиональной деятельности педагога большое значение имеют также его личностные качества, которыми педагог должен обладать помимо профессионально необходимых знаний, умений, навыков и способностей. Педагог должен быть:
-
всесторонне развитым, творческим, деловым; -
владеющим национальными и общечеловеческими ценностями; -
духовно развитым, имеющим представление о религиях, уважающий чувства верующих; -
быть настоящим гражданином; -
в совершенстве владеющим научными знаниями в области своей специальности, а также педагогики, психологии, частных методик и др.; -
любящим детей и свою профессию, доверяющим своим воспитанникам, стремящимся сформировать в каждом из них всесторонне развитую личность; -
свободно и творчески мыслящим, требовательным и справедливым; -
здоровым, уравновешенным, спокойным, его речь должна быть правильной и понятной всем; -
должен находить общий язык с каждым учеником, понимать каждого; -
должен воспринимать детей такими, какие они есть, со всеми их недостатками, а не выбирать лучших; -
справедливым и требовательным ко всем одинаково, в том числе и к себе; -
уметь сотрудничать с коллегами по работе, психологами, медиками, а также с родителями воспитанников; -
должен находиться в поиске новых технологий, методов и средств, отвечающих современным требованиям; -
должен постоянно общаться с более опытными коллегами, изучать и творчески применять их опыт.
Деятельность педагога требует от него большой социальной ответственности, духовной культуры и высокой нравственности, т.к. педагог должен заботиться о формировании у воспитанников уважения к национальным и общечеловеческим ценностям. Эти и многие другие качества педагога должны быть ориентиром для детей.
Важное значение имеет также способность педагога быстро сближаться с людьми, общаться с ними, не допуская конфликтов, поскольку общение – основа педагогической деятельности. Свою деятельность он должен строить на основе норм и правил педагогического такта и этики, подчиняя им свое поведение и мировоззрение. Профессиональная этика помогает педагогу в сложнейших ситуациях сохранять спокойствие, выдержку, что обеспечивает успешную деятельность и повышает его авторитет в коллективе.
Неотъемлемой частью педагогического мастерства является педагогическая техника. В связи с этим, педагогу недостаточно владеть лишь теоретическими знаниями, он обязан учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих учеников, подбирать такие методы, средства и технологии, которые бы позволили ему эффективно работать как со всем коллективом, так и с отдельными группами воспитанников, и индивидуально с каждым ребенком.
Педагогический процесс разнообразен, в нем встречаются не только стандартные ситуации, но и те, которые не предусмотрены педагогической теорией, что требует от педагога, с одной стороны, владения стандартизированными умениями и навыками, т.е. непосредственно педагогической техникой, с другой – творчества, актёрского мастерства и саморегуляции, т.е. способности управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, адекватностью и стрессоустойчивостью.
Необходимость творческого подхода обусловлена также требованием внедрять передовые педагогические и информационные технологии в учебно-воспитательный процесс. Поэтому в последнее время в научно-педагогической терминологии часто встречаются такие слова, как техника и технология.
«Техника» (с греч. – искусство ремесла) – совокупность элементов методов и средств, обеспечивающих эффективность любого труда, в том числе педагогического.
Педагогическая техника включает в себя такие элементы, как умение саморегуляции, в том числе мимика (владение мышцами лица), жесты (владение руками), пантомимика (действия без речи), которые позволяют педагогу управлять своими эмоциями в процессе общения с воспитанниками, их родителями и коллегами.