Файл: Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 6 по дисциплине Социальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как подчёркивал А.С.Макаренко, «...не владеющий мимикой, не умеющий придавать своему лицу нужное выражение, не владеющий своим настроением человек не может быть хорошим воспитателем. Педагог должен уметь ходить, шутить, радоваться и огорчаться. Воспитатель должен так уметь вести себя, чтобы каждое его действие было воспитывающим. Он должен знать, чего он хочет или не хочет в определённый момент. Если педагог этого не знает, кого он может воспитать?»

«Технология» (с греч.технос– искусство, ремесло, логос – наука) – это наука о профессиональном искусстве. В этом значении слово технология включает в себя совокупность методов, приёмов, средств, в том числе и педагогическую технику, с помощью которых педагог осуществляет целенаправленную деятельность, формируя определённые знания, умения, навыки и личностные качества.

Техника и технология – взаимосвязанные понятия, при этом технология — это определённый порядок действий в процессе, а техника – одно из средств достижения поставленной цели в этом процессе.

Понятие «технология» очень близко связано с понятием «методика». При этом технология связана с более конкретными вопросами, например: технология проведения определённого этапа занятия или урока, технология объяснения нового материала и т.п., то есть она требует детализации. Методика же связана с более широкими вопросами, например: методика подготовки беседы, экскурсии и т.д.

Педагогическая техника является важнейшим компонентом педагогического мастерства, и, в свою очередь, включает в себя множество взаимосвязанных элементов: актёрское мастерство, культура и техника речи, ораторское искусство, мастерство управления процессом общения.

Педагогическая деятельность, в силу своего творческого характера, очень близка к театральной актерской деятельности. Педагогу, как и актёру, должны быть присущи многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др.

Любое образовательное или воспитательное мероприятие будут эффективны лишь в том случае, если педагог сумеет правильно, на основе соответствующих принципов, спланировать их, постоянно обновляя «сценарий», средства и формы работы. Только при этом условии результатом будет развитие личности ребенка.

Важную роль в развитии актёрского мастерства педагога играют психологические процессы: память, внимание, воображение и другие психические процессы, которые являются средством выражения отношения педагога к различным педагогическим ситуациям.


А.С.Макаренко писал: «Большинство организаторских ошибок в работе с детьми происходит из-за грубостей в общении. С ними нужно разговаривать так, чтобы из общения с вами они почувствовали вашу культуру, ваше терпение, вашу личность. Мы должны именно так научиться разговаривать с ними».

В процессе обучения и воспитания необходимо особое внимание уделять средствам общения, прежде всего речи. Культуре речи детей нужно учить с раннего возраста, постоянно развивая её. Педагог же сам должен в совершенстве владеть культурой речи, чтобы в процессе своей деятельности быть образцом для детей.

В этой связи речь педагога должна отвечать определённым требованиям:

  • речь должна быть содержательной, эмоциональной, живой, логичной, грамотной...

  • по звучанию ровной, равномерной, приятной на слух и отвечающей требованиям акустики;

  • речь должна выполнять коммуникативную, интерактивную и перцептивную функции одновременно;

  • она должна служить средством прямой и обратной связи;

  • в речи должны быть пословицы, поговорки, обобщения и фразеологические выражения;

  • речь должна помогать педагогу в проблемных ситуациях, активизировать учащихся, а не подавлять их;

Среди множества особенностей речи педагога важное место занимает красноречие, помогающее легче найти общий язык с учениками, их родителями и коллегами, легче воздействовать на их сознание и чувства. В процессе работы педагог должен пользоваться литературным языком, его произношение должно отвечать нормам фонетики и дикции, а также требованиям слушания, чтения и говорения.

В процессе занятий речь педагога должна быть направлена непосредственно на воспитанников, должна способствовать развитию их интереса к предлагаемой теме, обсуждаемым вопросам и используемым средствам наглядности, в таком случае смысл материала будет доступней.

Речь взрослого должна активизировать мыслительную деятельность детей, их внимание. Для этого педагог должен уметь правильно задавать вопрос, умело подводить учащихся к нужному ответу.

Речь педагога должна быть точной, образной, яркой, эмоциональной, без стилистических и фонетических ошибок, лучше всего говорить в среднем темпе, чтобы дети успевали воспринимать информацию.

Помимо вышесказанного для успешной работы педагога большое значение имеет ораторское искусство, т.е. он должен уметь выступать перед большой аудиторией. Для этого ему необходимо владеть хорошо поставленной дикцией, жестами и мимикой, способностью управлять аудиторией, убеждать её, использовать самые разные средства (технические, наглядные) для эффективного воздействия на слушателей.



Человек, живя в обществе, обязательно ощущает потребность общения с кем-либо. Общение –это прежде всего обмен мыслями, мнениями. Кроме того, общение позволяет человеку заниматься вместе с другими людьми различными видами деятельности: игрой, трудом, учебой, творчеством и др. В ходе деятельности люди обмениваются информацией, мнениями, адаптируются друг к другу, поэтому роль каждой личности в обществе, его авторитет, успешность зависят от его способности находить общий язык с другими людьми.

Психолог А.Н.Леонтьев в известной книге «Очерки по психическому развитию» так писал об общении поколений: «Если допустить, что старшее поколение вдруг исчезнет, то очевидно, что прогресс общества не только замедлится, но и вовсе остановится». Действительно, взаимодействие и преемственность поколений, в том числе педагогов с воспитанниками, может быть достигнута лишь путём общения их друг с другом, посредством которого создаются, развиваются и возрождаются культура и другие ценности общества. Понимающие это передовые представители общества стараются сохранить их для новых поколений и передать им эти ценности в процессе обучения и воспитания.

Педагогическое общение – это взаимодействие непосредственных участников педагогического процесса. Его успешность зависит от их умения совместно трудиться, помогать друг другу, координировать свои действия. То есть, успешность общения опять же зависит в большей степени от мастерства педагога.

Мастерство педагога по управлению общением включает в себя следующие компоненты:

  • правильное выполнение функций общения;

  • правильный выбор стиля и позиции общения;

  • предупреждение или своевременное устранение конфликта;

  • обучение своих учеников, воспитанников правильному общению.

Существует несколько стилей общения взрослого с ребенком (педагога с воспитанниками):

  • Демократический стиль – основан на взаимопонимании и взаимодействии в ходе воспитания, когда воспитатель совместно с детьми обсуждает все проблемы коллектива, деятельность которого строится на свободе мышления, инициативе, творческом отношении к работе, стремлении проявить свои возможности и способности.

  • Дружеские отношения – это стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками на основе взаимоуважения и требовательности. Этот стиль позволяет педагогу видеть перспективы развития личности каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности применять меры поощрения и наказания. Этот стиль очень близок к предыдущему, он создаёт условия для перехода от официальных отношений к дружеским, сохраняя при этом в нужные моменты определённую дистанцию между педагогом и воспитанниками. Если педагог игнорирует эти стили, стараясь создать себе авторитет за счёт своего служебного положения ( «я - педагог, а ты всего лишь ученик»), он рискует потерять уважение к себе со стороны воспитанников.

  • Общение-дистанция – этот стиль достаточно распространён, использование его оправдано в тех случаях, когда необходимо предъявить официальные требования к учащимся, или потребовать от них выполнения определённых условий. Но нельзя злоупотреблять этим стилем это может привести к отчуждению воспитанников, к излишней официальности взаимоотношений. Этот стиль больше подходит к учебному процессу, чем к воспитательному.

  • Стиль запугивания– основан, как правило, на стремлении самоутвердиться таким путём, ограничивая тем самым активность воспитанников, их инициативность. Этот стиль категорически противоречит законам развития демократического общества и не рекомендуется для использования.

  • Стиль высокомерия– как правило, этим стилем пользуются неопытные педагоги или люди, неверно понимающие свой статус, не верящие в свои силы, поэтому они пытаются поставить воспитанников в позицию «подчинённого». Если педагог вовремя не откажется от этого стиля, между ним и воспитанниками возникнут трения, конфликты.


Таким образом, первый и второй стили общения могут обеспечить педагогу эффективные результаты в воспитании, третий стиль рекомендуется использовать лишь при необходимости, четвёртый и пятый стили в его работе не должны использоваться вообще.

Педагогическое общение носит творческий и индивидуальный характер, поэтому овладение мастерством педагогического общения во многом зависит от собственной личности педагога. В частности, многие практикующие психологи рекомендовать следующие пути и методы овладения секретами педагогически и психологически обоснованного общения:

  • глубоко изучить свои индивидуальные психологические и нервно-типологические качества;

  • изучить основные причины конфликтных ситуаций, возникающих в ходе общения с учениками, их родителями и коллегами;

  • ознакомиться с основными требованиями к себе со стороны педколлектива, родителей учащихся;

  • с учётом результатов самоанализа корректировать свою деятельность, постоянно совершенствуя свои профессиональные качества и навыки.

Таким образом, педагогическое общение, построенное на законах психологии и педагогики, и основанное на общественной активности, инициативе, самовоспитании и самообразовании, стремлении к сотрудничеству с воспитанниками, а также на желании их понять и создать реальные условия для их творческого развития будет способствовать педагогическому мастерству.

Еще одним важнейшим компонентом педагогического мастерства является педагогический такт. «Такт»– это форма взаимоотношений людей, обеспечивающая успешное взаимодействие друг с другом. Тактичному человеку легче сохранить хорошие отношения с большинством людей, принести им радость. Нетактичным людям это сделать сложнее, так как при общении у них возникают конфликты. Нетактичные педагоги сами осложняют свои отношения с воспитанниками, их родителями и своими коллегами.

Понятия такт и педагогический такт очень близки, но не идентичны: каждый воспитанный, интеллигентный человек может быть тактичным, а педагогический такт – это особенное качество, необходимое педагогу для успешного взаимодействия с учащимися в ходе их обучения и воспитания. В широком смысле педагогический такт – это средство оптимального и эффективного решения проблем в конкретных педагогических ситуациях.

Педагог должен быть прост в общении, но по словам А.С.Макаренко, простота не означает грубость, излишнюю откровенность. Педагогический такт требует от учителя творчества, умственной активности, особенного мастерства. Тактичный педагог с особой осторожностью использует различные методы и средства общения, в этом ему помогают такие личностные качества, как наблюдательность, доверие, осторожность, справедливость, терпение, самообладание и другие.


Педагогический такт требует от педагога заранее предвидеть, как воспримут ученики ту или иную оценку, наказание, требование, при этом он должен учитывать их настроение, эмоциональное состояние и отношение к учёбе, труду, общественной работе.

Педагогический такт –не врожденное качество, оно формируется в процессе деятельности, путем проб и ошибок, поэтому требует глубоких педагогических и психологических знаний, что также имеет непосредственное отношение к педагогической технике, а соответственно к педагогическому мастерству в целом.

Таким образом, педагогическая техника, будучи сложным по структуре образованием, играет очень важную роль в педагогической деятельности. Для повышения своего педагогического мастерства педагог должен постоянно работать над собой, развивая свою технику, свой стиль общения и др. В этом, кроме того, ему должен помогать каждый специалист в педагогическом коллективе, в том числе психолог. Однако он и сам самостоятельно должен осваивать психотренинги, а также различные деловые игры, ролевые ситуации, изучать опыт передовых педагогов.

Как верно отмечал великий педагог К.Д.Ушинский, «... Особенность искусства воспитания заключается в том, что всем оно кажется понятным и знакомым, а некоторым даже очень легким. И чем меньше человек теоретически и практически знаком с искусством воспитания, тем больше это дело ему кажется легким. Очевидно, что воспитание от всех требует терпения, как думают некоторые –врожденных способностей и опыта, однако кроме терпеливости, способностей и опыта необходимы специальные знания».

Важную роль в воспитательно-образовательном процессе играют постоянный поиск нового, творчество и стремление к овладению секретами искусства воспитания, ведь внутренний и социальный мир детей, подростков постоянно меняется, им трудно найти своё место в столь быстро меняющемся современном мире бизнеса, политики, технического прогресса. В этом им могут и должны помогать любящие родители и грамотные педагоги. Именно поэтому решение непосредственных задач в области образования и воспитания подрастающего поколения в основном зависит от педагогического мастерства взрослого поколения, владения педагогической техникой как одной из основных составляющих.