Файл: Персональные данные в системе информации ограниченного доступа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

177 обязанность предоставить возможность ознакомления со своими персональными данными возлагается на владельца информационных ресурсов, отказ которого может быть обжалован в суд. Основанному на указанных принципах федеральному закону таки не суждено было появиться, а от некоторых из перечисленных выше положений пришлось отказаться. В частности, были подвергнуты критике ориентированность закона в первую очередь на граждан установление в качестве основного критерия для выделения персональных данных лишь идентификации стремление установить закрытый перечень категорий информации, относимой к персональным данным, что уже было подробно рассмотрено автором впервой главе работы. За период с 1995 по 1998 год было подготовлено 12 редакций законопроекта, в которых осуществлялся учет замечаний и предложений рецензентов. Проект дважды обсуждался на секции Научно-технического совета Комитета при Президенте РФ по политике информатизации. Дважды проект прошел международную экспертизу специалистами Совета Европы. Обсуждался проект также на общественных слушаниях в Парламентском центре Федерального собрания РФ, в российско-американском пресс-центре с участием представителей средств массовой информации, на семинаре по проблемам информационной безопасности в рамках Международного конгресса Народы Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия в Санкт-Петербурге, на круглом столе, проводимом отделением Информатика и право Международной академии информатизации, и др.
1
Окончательным итогом этой работы стало появление проекта федерального закона Об информации персонального характера, внесенного для рассмотрения в Государственную думу 3 апреля 1998 года группой
1
Пояснительная записка к проекту федерального закона Об информации персонального характера Законопроект № 98028850-2, внесен в Государственную думу 03.04.1998). – (http://asozd2.duma.gov.ru
/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=98028850-2&02). – Дата обращения 20.05.2017.

178 депутатов – О.А. Финько, Ю.М. Нестеровым, Г.К. Волковым,
Р.Г. Габидуллиным, В.Е. Цоем
1
, но таки не был принят. Проект закона был разработан на основе ив соответствии с нормами Директивы 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европы. Он содержал шесть глав (общие положения условия законности работы с персональными данными права субъекта персональных данных права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных государственное регулирование работы с персональными данными Уполномоченный по правам субъектов персональных данных при Президенте РФ, тридцать шесть статей. Самоназвание выбивалось уже тогда из общепринятой терминологии, поскольку уже названный закон Об информации, информатизации и защите информации содержал в качестве базового термина персональные данные, который также был использован Указом Президента РФ № 188 Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. В итоге в основу законопроекта был положен механизм обработки персональных данных, соответствующий общепринятым европейским принципами нормам в области защиты персональных данных
3
Одной из особенностей законопроекта была попытка предложить перечень случаев законного сбора, обработки и использования персональных данных, который диктовался, по мнению авторов, необходимостью обеспечить эффективную защиту прав личности в отношении его персональных данных. Персональные данные, получаемые в результате деятельности субъектов федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности, на основании статьи 10 были выделены фактически в особую Законопроект № 98028850-2 Об информации персонального характера (внесен в Государственную думу
03.04.2017). – (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=98028850-2&02). – Дата обращения 20.05.2017.
2
Указ Президента РФ Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера от 06.03.1997
№ 188 (ред. от 13.07.2015). Законопроект Об информации персонального характера № 17844-3. Внесен депутатами Государственной думы ФС РФ А.А. Кравцом, О.А. Финько, ФА. Клинцевичем, ИВ. Лебедевым, Б.А. Мартыновым,
А.В. Шубиным, КВ. Ветровым, ПИ. Коваленко // Справочная информационная система
«КонсультантПлюс». – Ст. 4.


179 категорию наряду с традиционно выделяемой категорией чувствительных данных. Но все же важнейшей новеллой законопроекта стала попытка введения института Уполномоченного по правам субъектов персональных данных. Для обеспечения действенности этого правового института предполагалось гарантировать независимость его деятельности. В законопроекте избран путь формирования названного института при Президенте РФ
1
В целом данный законопроект был вполне доброжелательно встречен ив научных кругах, в частности за его принятие высказывались ОБ. Просветова
2
и В.Н. Лопатин
3
, хотя при условии определенной доработки в дальнейшем. Несмотря на очевидную актуальность законопроекта в целях защиты прав и свобод граждан, законопроект фактически лег на полку, поскольку процесс рассмотрения в Федеральном собрании фактически остановился его обсуждением на Совете Государственной думы, который впоследствии принял окончательное решение о его снятии уже только после того, как началась работа над новым проектом специального закона в 2006 году, отложив тем самым принятие законодательных мер в рассматриваемой области еще налет. Стоит отметить, что примерно в этот период параллельно Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ принимается модельный закон О персональных данных, разработчиками которого стали
В.Н. Лопатин и А.В. Федоров, существенным образом похожий отдельными положениями и общей концепцией на уже упомянутый законопроект Об
1
Законопроект Об информации персонального характера № 17844-3. Внесен депутатами Государственной думы ФС РФ А.А. Кравцом, О.А. Финько, ФА. Клинцевичем, ИВ. Лебедевым, Б.А. Мартыновым,
А.В. Шубиным, КВ. Ветровым, ПИ. Коваленко // Справочная информационная система
«КонсультантПлюс». – Гл. 6.
2
Просветова, ОБ. Защита персональных данных дис. … канд. юрид. наук / ОБ. Просветова. – МС.
3
Лопатин, В.Н. Правовые основы информационной безопасности курс лекций / В.Н. Лопатин. – М МИФИ,
2000. – С. 88. Рассмотрен 24.10.2000 Советом ГД ФС РФ (Протокол № 49, п. 66).
5
Снят 09.02.2006 с рассмотрения Советом ГД ФС РФ (Протокол № 138, п. 19).
6
Лопатин, В.Н. Модельный закон О персональных данных для государств-участников СНГ /
В.Н. Лопатин, А.В. Федоров // Сб. мат-лов междунар. науч.-практич. конф. 29 ноября 1998 г. Новые технологии в практике правоохранительных органов. – СПб., 1998. – С. 61–73.

180 информации персонального характера. Впрочем, его принятие никоим образом не ускорило принятие российского закона. Существенные изменения в отношении к рассматриваемой проблематике со стороны российского законодателя произошли, пожалуй, после активизации отношений между Россией, Советом Европы и Европейским союзом. Первым шагом к этому стало подписание 7 ноября
2001 года Российской Федерацией уже не раз упоминавшейся здесь Конвенции Совета Европы № 108 о защите личности в связи с автоматизированной обработкой данных. Примечательно, что ее ратификация, которая потребовала от России имплементации и принятия специального закона о защите персональных данных, состоялась лишь спустя
5 лет. Проект нового федерального закона О персональных данных уже рассматривался практически параллельно с проектом закона о ратификации названной Конвенции Совета Европы
2
Новый проект закона о персональных данных был подготовлен Правительством РФ ив сентябре 2005 года поступил в Государственную думу. Первоначально в нем содержался ряд положений, которые вызвали множество критики, в первую очередь со стороны правозащитников. Это касалось положений статьи 24 варианта законопроекта по итогам первого чтения. В ней, в частности, предлагалась к созданию единая база персональных данных о населении России – Государственный регистр населения Российской Федерации, куда подлежали занесению идентификаторы персональных данных всех физических лиц, постоянно или временно проживающих или пребывающих на территории России. В качестве идентификаторов персональных данных при анализе статьи 23 1
Chart of signatures and ratifications of Treaty 108 «Convention for the Protection of Individuals with regard to
Automatic Processing of Personal Data» (Status as of 20/05/2017). – (http://www.coe.int/en/web/conventions/full- list/-/conventions/treaty/108/signatures?p_auth=I4WkWbbB). – Дата обращения 20.05.2017.
2
ФЗ О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных № 160-ФЗ от 19.12.2005 // Справочная информационная система
«КонсультантПлюс».
3
Законопроект № 217352-4 О персональных данных (внесен в Государственную думу РФ 23.09.2005). –
(http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=217352-4). – Дата обращения 20.05.2017.


181 того же варианта законопроекта подразумевались различного рода персональные номера, которые используются в информационных системах государственными и местными органами для удобства обработки данных о физических лицах. Такими идентификаторами, безусловно, являются индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), предусмотренный ст. 84 Налогового кодекса РФ, и страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии сост ч. 1 федерального закона Об обязательном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, номер полиса обязательного медицинского страхования. Создание такого Государственного регистра населения РФ правительство объясняло необходимостью их уточнения, отмечая, что в нем будут содержаться лишь общедоступные персональные данные, а также персональные идентификаторы, например ИНН, которые сточки зрения закона не являются информацией ограниченного доступа. Однако отстоять целесообразность существования такой единой базы данных правительству не удалось. Уже на стадии обсуждения в комитетах Государственной думы против этого были выдвинуты, в качестве серьезных, следующие аргументы во-первых, оператор потенциально получал в таком случае доступ к информации, превышающий его полномочия во-вторых, учитывая сложности с охраной конфиденциальной информации в России в целом, существование подобного регистра создало бы серьезную угрозу несанкционированного доступа к самым разнообразным сведениям о субъекте в-третьих, появление регистра могло вызвать серьезное недоверие со стороны населения и повысить социальную напряженность. Таким образом, предлагаемая концепция государственного регистра населения представлялась создающей условия для
1
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
2
Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования федер. закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
3
Текст законопроекта № 217352-4 О персональных данных к первому чтению (внесен в Государственную думу РФ 23.09.2005). – (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=217352-4). – Дата обращения 20.05.2017.

182 необоснованного ограничения и прямого нарушения прав граждан, что противоречит целому ряду положений Конституции Российской Федерации статья 23, части 1 и 2; статья 24, часть 1; статья 55, части 2 и 3), что и послужило ее изъятию из текста законопроекта после второго чтения. В дальнейшем сколь-нибудь серьезные изменения в документ не вносились, и законопроект успешно прошел все стадии и был опубликован
29 июля в Российской газете, став федеральным законом. Оценивая текст законопроекта в целом, следует отметить его явную близость европейской традиции, поскольку многие его правовые конструкции явным образом ориентированы на Конвенцию № 108 Совета Европы и с Директивой СЕ. Причем начальные положения по своей конструкции и содержанию столь очевидно напоминают положения последней, что не могут не вызывать ассоциации об аналогии. В таком положении дел не стоит усматривать чего-то негативного, скорее наоборот, многими российскими авторами, уже неоднократно упомянутыми в работе, именно европейская модель правового регулирования оборота персональных данных рассматривалась в качестве основы для разработки закона. К тому же предшествующий законопроект Об информации персонального характера также был ориентированна законодательную практику стран Европейского союза. Проводя аналогии к, безусловно, сильным сторонам принятого федерального закона О персональных данных можно отнести проработанность правовых конструкций, в части описания собственно правового режима обработки персональных данных, как информации персонального характера, в плане определения принципов и условий обработки, прав субъектов персональных данных, обязанностей обладателя и оператора систем персональных данных. Однако явным минусом, безусловно, явился отказ от института независимого уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных – Уполномоченного по правам субъекта данных.
1
Российская газета. Федеральный выпуск. – 2006. – № 4131 (0). – 29 июля.


183 Законодательная деятельность в области правового регулирования персональных данных, разумеется, не сосредоточилась только на принятии специального закона. В период с 1995 года по настоящий момент был принят целый ряд законодательных положений отраслевого характера, которые регулировали обработку баз персональных данных в конкретных областях общественной деятельности и для которых новый закон стал своего рода связующим звеном. Такие положения, упоминающие о базах персональных данных, содержатся в Трудовом кодексе, в главе 14 Защита персональных данных работника в ст. 84 Налогового кодекса РФ в ст. 85.1 Воздушного кодекса РФ в федеральных законах Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, О банках и банковской деятельности, О связи, О правовом положении иностранных граждан в РФ, О государственной автоматизированной системе ГАС Выборы, О государственном банке о детях оставшихся без попечения родителей, Об актах гражданского состояния, Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, О воинской обязанности и военной службе, О системе государственной гражданской службы РФ и многих других.
1
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.05.2017).
2
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
3
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
4
Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования федер. закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
5
О банках и банковской деятельности федер. закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 01.05.2017) (с изм. и доп, вступ. в силу с 16.06.2017).
6
О связи федер. закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 17.04.2017).
7
О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации федер. закон от 25.07.2002 № 115-
ФЗ (ред. от 17.04.2017).
8
О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации Выборы федер. закон от
10.01.2003 № 20-ФЗ (ред. от 12.03.2014).
9
О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей федер. закон от 16.04.2001
№ 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015).
10
Об актах гражданского состояния федер. закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 01.05.2017).
11
Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств федер. закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
12
О воинской обязанности и военной службе федер. закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.05.2017).
13
О системе государственной службы Российской Федерации федер. закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от
23.05.2016).


184 За последние несколько лет можно говорить и том, что концепция защиты персональных данных, те. защиты личности в условиях бурного развития информационных технологий, также меняется и развивается, о чем свидетельствуют многочисленные и достаточно существенные изменения в законодательстве о персональных данных как в России, таки в мире. В частности, российский закон о персональных данных претерпел за последние 10 лет значительные изменения. Даже простое арифметическое сравнение объема и содержания закона на момент его принятия (примерно
5500 слови знаков) и действующей редакции (примерно 9900 слови знаков) говорит о том, что закон потяжелел почти вдвое. Если первые 5 лет текст закона практически не менялся, в том числе и благодаря тому, что его вступление в силу откладывалось, сначала в декабре 2010 года, а затем в какой-то степени в июле 2011 года. Во многом это объяснялось неготовностью экономики, те. операторов персональных данных к реализации требований нового на тот момент законодательства, отдельные положения которого в то время не раз подвергались резкой критике со стороны бизнес-сообщества и научной общественности. Многие из этих проблем были предметом обсуждений входе Парламентских слушаний
3
Комитета по безопасности Государственной думы РФ еще в октябре 2009 года. Результатом этой работы стала первая существенная переработка положений закона о персональных данных в июле 2011 года, когда серьезным образом были переработаны более 10 статей закона и появились еще две новые (ст. 18.1 и 22.1)
4
. В наибольшей степени эти изменения коснулись самого механизма закона в части установления обязанностей
1
О внесении изменения в статью 25 Федерального закона О персональных данных федер. закон от
23.12.2010 № 359-ФЗ.
2
О внесении изменений в Федеральный закон О персональных данных федер. закон от 25.07.2011 № 261-
ФЗ.
3
Парламентские слушания на тему Актуальные вопросы развития и применения законодательства о защите прав граждан при обработке персональных данных 20 октября 2009 г. / Сайт Комитета по безопасности Государственной думы РФ. – (http://komitet2-16.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/24812).
– Дата обращения 20.05.2017.
4
О внесении изменений в Федеральный закон О персональных данных федер. закон от 25.07.2011 № 261-
ФЗ.

185 оператора по обеспечению защиты персональных данных от любых неправомерных действий сними, и прежде всего – в части принятия правовых, организационных и технических мер по защите информации персональных данных. Указанные положения в совокупности с рядом уже упомянутых в работе подзаконных актов внесли ощутимую ясность в определение режимных требований к операторам при обеспечении конфиденциальности персональных данных. В дальнейшем целый ряд изменений закона о персональных данных был связан сего фактической подстройкой под существующие реалии при обработке персональных данных в государственных органах и публичных целях. Как оказалось, законодательство о персональных данных было принято без учета существующей практики и особенностей обработки персональных данных сразу в нескольких сферах, таких как жилищно- коммунальное хозяйство, деятельность органов прокуратуры, потребительское кредитование, при решении вопросов о гражданстве
4
Среди последних и наиболее обсуждаемых изменений в законодательстве о персональных данных можно назвать изменения в ст. 18 закона, устанавливающие правило о локализации на территории РФ хранения и отдельных процессов обработки персональных данных о гражданах РФ принятие законодательных положений оправе на забвение, те. устанавливающих право индивида требовать удаления
1
О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации федер. закон от 04.06.2011 № 123-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
2
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам обработки персональных данных федер. закон от 23.07.2013 № 205-ФЗ.
3
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О потребительском кредите (займе федер. закон от 21.12.2013 № 363-
ФЗ.
4
О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона О гражданстве Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации федер. закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ (ред. от
03.07.2016).
5
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях федер. закон от
21.07.2014 № 242-ФЗ (ред. от 31.12.2014).