Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 863
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.................................................................................................67 6.3. Роль различных отделов ЦНСврегуляциидвижений..................70 6.4. Нисходящие моторные системы....................................................73 522 7. Сенсорные системы.................................................................................75
7.1. Общий план организации и функции сенсорных систем..............75 7.2. Класификация и механизмы возбуждения рецепторов.................76 7.3. Свойства рецепторов......................................................................77 7.4. Кодирование информации.............................................................79 7.5. Зрительная сенсорная система........................................................80 7.6. Слуховая сенсорная система...........................................................85 7.7. Вестибулярная сенсорная система..................................................87 7.8. Двигательная сенсорная система....................................................90 7.9. Сенсорные системы кожи, внутренних органов, вкуса и обоняния............................................................................................93 7.10. Переработка, взаимодействие и значение сенсорной информации..........................................................................................95 8. Кровь.......................................................................................................99 8.1. Состав, объем и функции крови..................................................100 8.2. Форменные элементы крови ........................................................101 8.3. Физико-химические свойства плазмы крови............................... 105 8.4. Свертывание и переливание крови .............................................. 107 8.5. Регуляция системы крови............................................................. 110 9. Кровообращение................................................................................... 111 9.1. Сердце и его физиологические свойства...................................... 111 9.2. Движение крови по сосудам (гемодинамика)............................... 116 9.3. Регуляция сердечно-сосудистой системы..................................... 120 10. Дыхание...............................................................................................123 10.1. Внешнее дыхание .......................................................................124 10.2. Обмен газов в легких и их перенос кровью................................ 126 10.3. Регуляция дыхания....................................................\................129 11. Пищеварение ...................................................................................... 131 11.1. Общая характеристика пищеварительных процессов................. 131 11.2. Пищеварение в различных отделахжслудочно-кишечного тракта................................................................................................... 133 11.3. Всасывание продуктов переваривания пищи............................. 139 12. Обмен веществ и энергии................................................................... 140 12.1. Обмен белков.............................................................................. 140 12.2. Обмен углеводов......................................................................... 141 12.3. Обменлипидов........................................................................... 142 12.4. Обмен воды и минеральных солей.............................................143 12.5. Обмен энергии ........................................................................... 145 12.6. Регуляция обмена веществ и энергии........................................ 147 13. Выделение....................................:...................................................... 149 13.1. Общая характеристика выделительных процессов..................... 149 13.2. Почки и их функции.................................................................. 149 13.3. Процесс мочеобразования и его регуляция................................ 151 13.4. Гомеостатическая функция почек...............................................153 13.5. Мочевыведение и мочеиспускание............................................. 154 13.6. Потоотделение............................................................................154
14. Тепловой обмен .................................................................................. 156 14.1. Температура тела человека и изотермия..................................... 156 14.2. Механизмы теплообразования....................................................157 14.3. Механизмы теплоотдачи.............................................................158 14.4. Регуляция теплообмена..............................................................159 15. Внутренняя секреция..........................................................................160 523 15.1. Общая характеристика эндокринной системы ........................... 160 15.2. Функции желез внутренней секреции........................................163 15.3. Изменения эндокринных функций при различных состояниях
..........................................................................................173
Часть II
СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.....................................................................178
Раздел
ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.......................................................178 1. Спортивная физиология —учебная и научная дисциплина................179 1.1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи .......................179 1.2. Кафедра физиологии СПбГАФКим. П.Ф.Лесгафтаиеероль в становлении и развитии спортивной физиологии ..........................181 1.3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии.....185 2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма..................................................................................................188 2.1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии..........189 2.2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам............................................................................................193 2.3. Срочная и долговременная адаптация кфизическим нагрузкам.....195 2.4. Функциональная система адаптации............................................ 198 2.5. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация...................................................201 3. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках.......203 3.1. Изменения функций различных органов и систем организма .... 203 3.2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности.....205 3.3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности .... 206 3.4. Прикладное значение функциональных изменений для оценки работоспособности спортсменов......................................208 4. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности..................................................................209 4.1. Роль эмоций при спортивной деятельности................................209 4.2. Предстартовые состояния.............................................................213 4.3. Разминка и йрабатывание.............................................................215 4.4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях...............217 4.5. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности ..........................218 5. Физическая работоспособность спортсмена..........................................219 5.1. Понятие о физической работоспособности и методические • подходы к
ее определению..................................................................220 5.2. Принципыи методы тестирования физической работоспособности..............................................................................221 5.3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте......................................................227 5.4. Резервы физической работоспособности......................................228 6. Физиологические основы утомления спортсменов..............................233 6.1. Определение и физиологические механизмы развития утомления
...........................................................................................233 6.2. Факторы утомления и состояние функций организма.................236 6.3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок..............................................................................................239 6.4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление.........241 524 7. Физиологическая характеристика восстановительных процессов........243 7.1. Общая характеристика процессов восстановления.......................244 7.2. Физиологические механизмы восстановительных процессов......246 7.3. Физиологические закономерности восстановительных процессов............................................................................................248 7.4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления ...................................................................................250
Раздел II
ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ....................................................253 8. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений..............................................................................................253 8.1. Различные критерии классификации упражнений ......................253 8.2. Современная классификация физических упражнений...............254 8.3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок.......................................................................256 8.4. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений..................................................................259 8.5. Физиологическая характеристика нестандартныхдвижений.......263 9. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств...................................................................................266 9.1. Формы проявления, механизмы презервы развития силы..........266 9.2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты.......270 9.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости......................................................................................273 9.4. Понятие о ловкости игибкости; механизмы и закономерности их развития............................................................278 10. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков..............................................................................279 10.1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования........279 110.2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков......................-:........................................................................280 10.3.
...........................................................................................233 6.2. Факторы утомления и состояние функций организма.................236 6.3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок..............................................................................................239 6.4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление.........241 524 7. Физиологическая характеристика восстановительных процессов........243 7.1. Общая характеристика процессов восстановления.......................244 7.2. Физиологические механизмы восстановительных процессов......246 7.3. Физиологические закономерности восстановительных процессов............................................................................................248 7.4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления ...................................................................................250
Раздел II
ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ....................................................253 8. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений..............................................................................................253 8.1. Различные критерии классификации упражнений ......................253 8.2. Современная классификация физических упражнений...............254 8.3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок.......................................................................256 8.4. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений..................................................................259 8.5. Физиологическая характеристика нестандартныхдвижений.......263 9. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств...................................................................................266 9.1. Формы проявления, механизмы презервы развития силы..........266 9.2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты.......270 9.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости......................................................................................273 9.4. Понятие о ловкости игибкости; механизмы и закономерности их развития............................................................278 10. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков..............................................................................279 10.1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования........279 110.2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков......................-:........................................................................280 10.3.
Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков........................................................................283 10.4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков...............................................................................................289 11.
Физиологические основы развития тренированности........................292 11.1.
Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности.................................................................................292 11.2.
Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое
...........................................................................294 11.3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках.....................297 11.4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения............................................................................... 300 12.
Спортивная работоспособность в особых условиях внешнейереды.......303 12.1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность...............................................................................303 12.2.
Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления ................................................................305 12.3. Спортивная работоспособность при смене поясно-климатическихусловий .........................................................309 12.4. Физиологические изменения в организме при плавании..........310 525 13. Физиологические основы спортивной тренировки женщин..............313 13.1. Морфофункциональные особенности женского организма.......313 13.2. Изменения функций организма в процессе тренировок............320 13.3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин .... 324 13.4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла.........................................................................327 14. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора...............329 14.1. Физиолого-генетический подход к вопросам спортивного отбора..................................................................................................330 14.2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека.....................................332 14.3. Учетфизиолого-генетическихособенностей человека в спортивном отборе...........................................................................336 14.4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации, стиля соревновательной деятельности и сенсомоторного доминирования...............................343 14.5. Использование генетических маркеров для поиска высоко и быстро тренируемых спортсменов...................................................347 15. Физиологические основы оздоровительной физической культуры......350 15.1. Рольфизическойкультурывусловияхсовременнойжизни .....350 15.2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека...............................................................................................353 15.3. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их
влияние на организм человека..............................355 15.4. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма....................358
Часть III
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ......................................................................364 1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека...................................................................................364 1.1. Периодизация и гетерохронность развития.................................364 1.2. Сенситивные периоды..................................................................366 1.3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.............................................................................................369 1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст.............................................................................371 2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам 375 2.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем ...................................................................375 2.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................382 2.3. Особенности крови, кровообращения идыхания........................383 2.4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии..............386 2.5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции ............................................................388 2.6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам....................391 3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.................411 3.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем ...................................................................411 3.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................416
і 526 3.3. Особенности крови, кровообращения, дыхания..........................419 3.4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы 422 3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии..........427 3.6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам.....................429 4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе .. 448 4.1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста.............................................................449 4.2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры..............................................................................................451 4.3. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность школьников и состояние их здоровья..............................................................................................453 4.4. Физиолого-педагогический контроль за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма
Часть III
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ......................................................................364 1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека...................................................................................364 1.1. Периодизация и гетерохронность развития.................................364 1.2. Сенситивные периоды..................................................................366 1.3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.............................................................................................369 1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст.............................................................................371 2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам 375 2.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем ...................................................................375 2.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................382 2.3. Особенности крови, кровообращения идыхания........................383 2.4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии..............386 2.5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции ............................................................388 2.6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам....................391 3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.................411 3.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем ...................................................................411 3.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................416
і 526 3.3. Особенности крови, кровообращения, дыхания..........................419 3.4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы 422 3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии..........427 3.6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам.....................429 4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе .. 448 4.1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста.............................................................449 4.2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры..............................................................................................451 4.3. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность школьников и состояние их здоровья..............................................................................................453 4.4. Физиолого-педагогический контроль за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма