Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 865
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для человека И. П. Павлов выделил специфические типы ВИД.
«мыслительный» — с преобладанием 2-ой сигнальной системы (слова видимого, слышимого, написанного, произносимого) — и «художественный»
— с преобладанием «1-ой сигнальной системы (непосредственных раздражителей внешней или внутренней среды организма). Среди взрослых людей количество лиц с преобладанием 2 сигнальной системы составляет около половины населения. Около 25% составляют лица с преобладанием 1 - ой сигнальной системы и примерно 25% —лица, имеющие равновесие обеих систем. Соответственно этим типам, в настоящее время различают 2 основные формы интеллекта человека: невербальный интеллект, отражающий природные возможности индивида манипулировать с непосредственными (особенно зрительно-пространственными) раздражителями, и вербальный интеллект, отражающий способность ма- нипулировать со словесным материалом.
Дальнейшее развитие представлений об индивидуально-типологических свойствах нервной системы показало чрезвычайную их I сложность и необходимость вести научные поиски при тесном содружестве морфологов, физиологов, клиницистов, педагогов и психологов.
В психологической литературе особенно следует отметить работы школы Б.
М. Теплова — В. Д. Небылиципа и их последователей, состави вшиє основу нового научного направления — дифференциальной психофизиологии.
Этадисциплинапосвящена изучению естественнонаучных основ индивидуально-психологических различий, а термин «дифференциальная психофизиология» был предложен В. Д. Небылициным в 1969г.
В. Д. Небылициным были сформулированы новые свойства нервной системы: динамичность (понимаемая как скорость образования условных рефлексов или обучаемость), и лабильность — скорость возникновения и прекращения нервного процесса в единичных актах реагирования. Им была предложена оригинальная структура свойств нервной системы: первичные свойства — сила, динамичность, подвижность и лабильность, и вторичные — уравновешенность возбуждения и торможения по каждому из указанных первичных свойств. Кроме того, было создано новое представление о слабом типе как о высокочувствительном, чутко реагирующем на слабые раздражения, но не переносящем сильные воздействия. Человек слабого типа более чувствительный, он получает за тот же промежуток времени больше информации, чем человек сильного типа и, соответственно, раньше устает.
509
В настоящее время, на основе идей П. К. Анохина о функциональной системе нервных центров, осуществляется системный подход к изучению типологических особенностей человека (Русалов В. М., 1979, и др.). Различные свойства нервной системы выражаются через характеристики функциональных систем: сила — устойчивость комплекса нервных центров, динамичность — быстрота формирования новой функциональной системы, подвижность — скорость смены функциональных систем. Особое значение приобретают междисциплинарные и полифункциональные исследования,
преимущественное внимание уделяется изучению деятел ьности мозга как органа с самым высоким использованием генетической информации.
8.2. РАЗВИТИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В
ОНТОГЕНЕЗЕ
Уже в первые дни и месяцы жизни у детей проявляются различия в вегетативных и эмоциональных реакциях, общей двигательной активности, актов сосании. Однако типология организма еще не сформирована, сведения о ее развитии до 3-х летнего возраста противоречивы. Можно отметить, что все дети имеют слабые нервные процессы, особенно внутреннее торможение.
У них очень высока чувстви-тел ьность к внешним раздражениям, и внешнее торможение легко подавляет все условные рефлексы. Стереотипы очень прочны и в результате низкой подвижности с трудом поддаются переделке.
Особенно это относится к знакомым лицам, привычной обстановке.
На протяжении периода с 5до 7лет значительно возрастают сила и подвижность нервных процессов. Угашение дифференцировок вырабатывается в 2 раза быстрее, чем у детей 3-5 лет, а внешнее торможение при ориентировочной реакции меньше влияет на условные рефлексы. Это период формирования всех основных свойств нервной системы.
В возрасте 7-10 лет все свойства нервной системы уже достигают характерных особенностей взрослого организма. Хотя выявление ти- пологических различий у детей все еще сложнее, чем у взрослых, однако сделаны попытки классификации типов ВНД у детей с учетом соотношения активности корковых и подкорковых структур, роли 1 и 2 сигнальных систем. Выделены следующие 4типа ВНД у детей.
Сильный уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Дети этого типа быстро образуют и прочно сохраняют положительные и отрицательные условные рефлексы, имеют хорошо развитую речь. Кора больших полушарий у них четко контролирует безусловные реакции.
Сильный уравновешенный, медленный тип. Условные рефлексы у детей этого типа медленнее образуются
510 и дольше восстанавливаются после угашения. Безусловные рефлексы и эмоциональные реакции у них находятся под выраженным корковым контролем. Эти дети могут устойчиво выполнять сложные задания, хорошо обучаются речи, но их речь несколько замедленна. Сильный неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. У детей этого типа имеется недостаточность тормозного процесса. Подкорковые реакции у них сильно выражены и не всегда контролируются корой. Ус- ловные рефлексы неустойчивы. Вследствие этого их поведение отличается нестабильностью, эмоциональной возбудимостью и неустойчивостью, частыми проявлениями аффектов, вспыльчивостью. Речь у них быстрая, с отдельными выкрикиваниями.
Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы удетей этого типа образуются медленно и быстро затормаживаются. Эти дети легко утомляются придлительной и сложной работе, плохо адаптируются к новым
8.2. РАЗВИТИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В
ОНТОГЕНЕЗЕ
Уже в первые дни и месяцы жизни у детей проявляются различия в вегетативных и эмоциональных реакциях, общей двигательной активности, актов сосании. Однако типология организма еще не сформирована, сведения о ее развитии до 3-х летнего возраста противоречивы. Можно отметить, что все дети имеют слабые нервные процессы, особенно внутреннее торможение.
У них очень высока чувстви-тел ьность к внешним раздражениям, и внешнее торможение легко подавляет все условные рефлексы. Стереотипы очень прочны и в результате низкой подвижности с трудом поддаются переделке.
Особенно это относится к знакомым лицам, привычной обстановке.
На протяжении периода с 5до 7лет значительно возрастают сила и подвижность нервных процессов. Угашение дифференцировок вырабатывается в 2 раза быстрее, чем у детей 3-5 лет, а внешнее торможение при ориентировочной реакции меньше влияет на условные рефлексы. Это период формирования всех основных свойств нервной системы.
В возрасте 7-10 лет все свойства нервной системы уже достигают характерных особенностей взрослого организма. Хотя выявление ти- пологических различий у детей все еще сложнее, чем у взрослых, однако сделаны попытки классификации типов ВНД у детей с учетом соотношения активности корковых и подкорковых структур, роли 1 и 2 сигнальных систем. Выделены следующие 4типа ВНД у детей.
Сильный уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Дети этого типа быстро образуют и прочно сохраняют положительные и отрицательные условные рефлексы, имеют хорошо развитую речь. Кора больших полушарий у них четко контролирует безусловные реакции.
Сильный уравновешенный, медленный тип. Условные рефлексы у детей этого типа медленнее образуются
510 и дольше восстанавливаются после угашения. Безусловные рефлексы и эмоциональные реакции у них находятся под выраженным корковым контролем. Эти дети могут устойчиво выполнять сложные задания, хорошо обучаются речи, но их речь несколько замедленна. Сильный неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. У детей этого типа имеется недостаточность тормозного процесса. Подкорковые реакции у них сильно выражены и не всегда контролируются корой. Ус- ловные рефлексы неустойчивы. Вследствие этого их поведение отличается нестабильностью, эмоциональной возбудимостью и неустойчивостью, частыми проявлениями аффектов, вспыльчивостью. Речь у них быстрая, с отдельными выкрикиваниями.
Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы удетей этого типа образуются медленно и быстро затормаживаются. Эти дети легко утомляются придлительной и сложной работе, плохо адаптируются к новым
условиям.
Исследованиями морфологов, физиологов, педагогов и психологов было установлено, что сенситивным периодом развития речи являются первые 2-3 года жизни ребенка. К 3-х летнему возрасту, в основном, заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок осваивает основные грамматические формы родного языка и большой словарный запас.
Дети, выросшие по воле случая среди животных (волков, обезьян, медведей, тигров) и пропустившие этот сенситивный период, практически не способны впоследствии овладеть речью и более того — даже выжить в человеческом обществе. Как правило, они погибают до наступления детородного возраста.
Например, две девочки примерно 7 и 11 лет(Амала и Камала) были воспитаны волками и найдены в индийских дебрях. Камала научилась стоять за 2 года, ходить — за 6 лет, говорить 6 слов — за 4 года, 45 слов —за 7 лет.
К 17-летнему возрасту ее умственное развитие соответствовало 4 -летнему ребенку. Среди людей она прожила всего Шлет. Так что прекрасные сказки о
Маугли, выросшем в волчьей стае, и Тарзане, выросшем среди обезьян, и благополучно затем вернувшихся в человеческое общество, оказываются лишь мифами. В процессе формирования речи (и соответствующих отделов мозга) особую роль играет двигательная активность ребенка. Мышечные ощущения примешиваются ко всем другим ощущениям (зрительным, слуховым и др.). Они сопровождают осязательные ощущения при ощупывании и хватании предметов, возникают при прослеживании глазом движущихся предметов в поисковых движениях глаз, при поворотах головы в сторону звуковых сигналов, при настройке мышц гортани на тональность слышимого звука и т. п.
Информация от мышечных рецепторов усиливает все другие ощущения и помогает их синтезу. Таким образом, двигательная
511 проекционная область коры является зоной, в которой на ранних этапах онтогенеза (когда еще недоразвиты третичные поля) объединяются нервные импульсы различных сенсорных систем и которая способствует развитию словесных обобщений. Кроме того, важно, что корковые моторные центрыречи находятся в непосредственной близости к центрам мышц, управляющих движенями кисти и пальцев. А эти мышцы относятся к числу наиболее легко управляемых: их двигательные единицы содержат наибольшее число произвольно управляемых — 70-74% против 55-62% ДЕ мышц плечевого и локтевого сустава и против 31-41% управляемых ДЕ мышц ноги. Этим объясняется высокая значимость как общей двигательной активности ребенка, так и главным образом — движений рук (мануальных движений), в становлении второй сигнальной системы и общем развитии организма.
Как показали исследования, у детей 3-4 лет реакции на непосредственные раздражители превалируют над словесными влияниями, у детей 5-5.5 лет, хотя и выработались реакции на слова, непервосигнальные раздражители все еще оказываются сильнее, аудетей 6 летв 60% проб уже начинают
Исследованиями морфологов, физиологов, педагогов и психологов было установлено, что сенситивным периодом развития речи являются первые 2-3 года жизни ребенка. К 3-х летнему возрасту, в основном, заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок осваивает основные грамматические формы родного языка и большой словарный запас.
Дети, выросшие по воле случая среди животных (волков, обезьян, медведей, тигров) и пропустившие этот сенситивный период, практически не способны впоследствии овладеть речью и более того — даже выжить в человеческом обществе. Как правило, они погибают до наступления детородного возраста.
Например, две девочки примерно 7 и 11 лет(Амала и Камала) были воспитаны волками и найдены в индийских дебрях. Камала научилась стоять за 2 года, ходить — за 6 лет, говорить 6 слов — за 4 года, 45 слов —за 7 лет.
К 17-летнему возрасту ее умственное развитие соответствовало 4 -летнему ребенку. Среди людей она прожила всего Шлет. Так что прекрасные сказки о
Маугли, выросшем в волчьей стае, и Тарзане, выросшем среди обезьян, и благополучно затем вернувшихся в человеческое общество, оказываются лишь мифами. В процессе формирования речи (и соответствующих отделов мозга) особую роль играет двигательная активность ребенка. Мышечные ощущения примешиваются ко всем другим ощущениям (зрительным, слуховым и др.). Они сопровождают осязательные ощущения при ощупывании и хватании предметов, возникают при прослеживании глазом движущихся предметов в поисковых движениях глаз, при поворотах головы в сторону звуковых сигналов, при настройке мышц гортани на тональность слышимого звука и т. п.
Информация от мышечных рецепторов усиливает все другие ощущения и помогает их синтезу. Таким образом, двигательная
511 проекционная область коры является зоной, в которой на ранних этапах онтогенеза (когда еще недоразвиты третичные поля) объединяются нервные импульсы различных сенсорных систем и которая способствует развитию словесных обобщений. Кроме того, важно, что корковые моторные центрыречи находятся в непосредственной близости к центрам мышц, управляющих движенями кисти и пальцев. А эти мышцы относятся к числу наиболее легко управляемых: их двигательные единицы содержат наибольшее число произвольно управляемых — 70-74% против 55-62% ДЕ мышц плечевого и локтевого сустава и против 31-41% управляемых ДЕ мышц ноги. Этим объясняется высокая значимость как общей двигательной активности ребенка, так и главным образом — движений рук (мануальных движений), в становлении второй сигнальной системы и общем развитии организма.
Как показали исследования, у детей 3-4 лет реакции на непосредственные раздражители превалируют над словесными влияниями, у детей 5-5.5 лет, хотя и выработались реакции на слова, непервосигнальные раздражители все еще оказываются сильнее, аудетей 6 летв 60% проб уже начинают
доминировать реакции на слова. Преобладающее значение 2-ой сигнальной системы (близкое к тому, что имеется у взрослых) проявляется примерно к
10годам. Однако, на протяжении переходного периода, связанного с половым созреванием (с 11-13 лет у девочек и с 13-15 лету мальчиков), вновь наблюдается ослабление ее влияния. В этот период скорость выработки условных рефлексов на непосредственные раздражители снова возрастает, а на словесные — замедляется. Лишь через 1.5-2 года (к 15-17 годам) устанавливается прочное соотношение сигнальных систем, характерное для типологии взрослого индивида. В целом, формирование устойчивых типологических особенностей человека продолжается вплоть до 16-18лет.
10годам. Однако, на протяжении переходного периода, связанного с половым созреванием (с 11-13 лет у девочек и с 13-15 лету мальчиков), вновь наблюдается ослабление ее влияния. В этот период скорость выработки условных рефлексов на непосредственные раздражители снова возрастает, а на словесные — замедляется. Лишь через 1.5-2 года (к 15-17 годам) устанавливается прочное соотношение сигнальных систем, характерное для типологии взрослого индивида. В целом, формирование устойчивых типологических особенностей человека продолжается вплоть до 16-18лет.
1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 56
8. 3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СПОРТСМЕНОВ И ИХ УЧЕТ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Индивидуально-типологические особенности человека определяют характер его поведенческой деятельности, в том числе различия спортивной деятельности.
При изучении типологических особенностей адаптации человека к условиям внешней среды В. П. Казначеевым (1984) было все население классифицировано на группы спринтеров и стайеров, а также промежуточную группу (миксты). Спринтеры в спортивном аспекте характеризуются способностью выполнять кратковременные нагрузки максимальной мощности, в медицинском плане — предрасположенностью к острым формам заболеваний,
512 в психологическом плане — склонностью к эмоциональным стрессам. Они быстро адаптируются к экстремальным условиям среды (Крайний Се- вер,Дальний Восток), но вскоре покидаютэти места. Ст а й е р ы в спортивном отношении более выносливы к длительной, монотонной работе; отличаются предрасположенностью к хроническим формам заболеваний; дольше адаптируются к необычным условиям среды, но длительнее сохраняют там работоспособность.
При адаптации спортсменов к физическим нагрузкам отмечают различные типы индивидуальных реакций вегетативных и соматических систем — с усиленной реакцией сердечно-сосудистой системы на нагрузку — гипертонический тип — ис умеренной реакцией — гипотонический тип; с разной способностью нервной системы ктормозно-релаксационным реакциям.
Свойства нервной системы признаются в качестве лимитирующих факторов, особенно в ситуационных видах спорта. Их учет весьма важен при подборе игроков в командных видах спорта (волейбол, футбол и др.).
Высококвалифицированные спортсмены в своем большинстве (около 80%) относятся к сильному типу нервной системы. Однако спортсмены, специализирующиеся в разных видах спорта, характеризуются значительными типологическими различиями. Так, например, среди высококвалифицированных волейболистов преобладающим типом
ВНДявляются сангвиники и практически отсутствуют флегматики, а среди
велосипедистов-шоссейников, наоборот, основным типом ВИД являются флегматики и значительно меньше сангвиников.
У спортсменов преобладание 2-ой сигнальной системы отмечается в 76% случаев, что гораздо выше, чем у нетренированных лиц — 57%. Спортсмены с инертными нервными процессами и высокой тревожностью медленно на первых порах осваивают двигательные навыки. Эффективность тренировочной и соревновательной деятельности ниже у спортсменов со слабой нервной системой, они плохо переносят частые выступления на соревнованиях.
По разному происходит распределение сил на листании и у различных спортсменов — велосипедистов, лыжников, конькобежцев. Первую половину дистанции быстрее проходят спортсмены со слабой нервной системой, но с высокой ее подвижностью — они создают задел во времени. Вторую половину дистанции быстрее проходят спортсмены с сильной, но инертной нервной системой, способные терпеть трудности. Аналогично этому, волейболисты с сильной нервной системой лучше проводят концовку соревновательной встречи, чем спортсмены со слабой нервной системой.
Различные типологические свойства нервной системы являются врожденными задатками, из которых при определенных условиях раз- виваются конкретные способности индивидуумов.
513
Для максимального проявления своих способностей человек случайным образом или сознательно выбирает наиболее адекватные приемы и способы деятельности, а в спорте — стиль соревновательной деятельности, который обусловливает тактику ведения спортивной борьбы. Так, в спортивных единоборствах и спортивных играх различают атакующий (нападающий), контратакующий (защитный) и комбинированный стиль. Спортсмены с различным стилем имеют существенные различия по временным параметрам деятельности, эффективности решения тактических задач, психофизиологическим особенностям и по характеру взаимосвязанной активности в коре больших полушарий.
Спортсмены, предпочитающие атакующую манеру ведения спортивной борьбы, имеют существенно более короткие величины времени сенсомоторной реакции, большую точность реакции на движущийся объект, меньшее время принятия решения и короткую общую длительность решения тактических задач, более высокие показатели теппинг-теста. Они отличаются более низкими показателями в словесном тесте Г. Айзенка. При обучении с электромиографической обратной связью у них менее выражен прирост способности к управлению мышечными усилиями. Характерной для них является более экономная и асимметричная (преобладающая в левом доминантном полушарии) корковая система взаимосвязанной активности, в которую входят преимущественно зрительные и моторные проекции и нижнетеменные ассоциативные зоны коры (ответственные за афферентный синтез и пространственную организацию движений) — условно «система восприятия». Все это позволяет отнести их к «художественному»типу, по И.
У спортсменов преобладание 2-ой сигнальной системы отмечается в 76% случаев, что гораздо выше, чем у нетренированных лиц — 57%. Спортсмены с инертными нервными процессами и высокой тревожностью медленно на первых порах осваивают двигательные навыки. Эффективность тренировочной и соревновательной деятельности ниже у спортсменов со слабой нервной системой, они плохо переносят частые выступления на соревнованиях.
По разному происходит распределение сил на листании и у различных спортсменов — велосипедистов, лыжников, конькобежцев. Первую половину дистанции быстрее проходят спортсмены со слабой нервной системой, но с высокой ее подвижностью — они создают задел во времени. Вторую половину дистанции быстрее проходят спортсмены с сильной, но инертной нервной системой, способные терпеть трудности. Аналогично этому, волейболисты с сильной нервной системой лучше проводят концовку соревновательной встречи, чем спортсмены со слабой нервной системой.
Различные типологические свойства нервной системы являются врожденными задатками, из которых при определенных условиях раз- виваются конкретные способности индивидуумов.
513
Для максимального проявления своих способностей человек случайным образом или сознательно выбирает наиболее адекватные приемы и способы деятельности, а в спорте — стиль соревновательной деятельности, который обусловливает тактику ведения спортивной борьбы. Так, в спортивных единоборствах и спортивных играх различают атакующий (нападающий), контратакующий (защитный) и комбинированный стиль. Спортсмены с различным стилем имеют существенные различия по временным параметрам деятельности, эффективности решения тактических задач, психофизиологическим особенностям и по характеру взаимосвязанной активности в коре больших полушарий.
Спортсмены, предпочитающие атакующую манеру ведения спортивной борьбы, имеют существенно более короткие величины времени сенсомоторной реакции, большую точность реакции на движущийся объект, меньшее время принятия решения и короткую общую длительность решения тактических задач, более высокие показатели теппинг-теста. Они отличаются более низкими показателями в словесном тесте Г. Айзенка. При обучении с электромиографической обратной связью у них менее выражен прирост способности к управлению мышечными усилиями. Характерной для них является более экономная и асимметричная (преобладающая в левом доминантном полушарии) корковая система взаимосвязанной активности, в которую входят преимущественно зрительные и моторные проекции и нижнетеменные ассоциативные зоны коры (ответственные за афферентный синтез и пространственную организацию движений) — условно «система восприятия». Все это позволяет отнести их к «художественному»типу, по И.