Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации (Теоретические основы международной конвертируемости валют и формирования валютных курсов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом специалисты отмечают необходимость дальнейшей либерализации взаимного доступа на национальные валютные рынки, усиления взаимодействия между национальными регуляторами, более широкого использования инструментов страхования рисков, обеспечения взаимных котировок национальных валют. Создание общего финансового рынка ЕАЭС (как, впрочем, и БРИКС) откроет возможности для расширения сферы обращения валют стран-участниц этих объединений. Вместе с тем расчёты в национальных валютах могут внедряться только постепенно в связи с факторами системного риска[20].

Преодолеть препятствия можно не директивными методами, а созданием благоприятных условий для расчётов в национальных валютах. Развитие общего рынка капитала развивающихся стран после 2020 г. представляется основным побудительным мотивом, способствующим усилению роли на мировом рынке их денежных единиц.

По данным Ассоциации российских банков, помимо высокой операционной прибыли, международные платёжные системы имеют внушительную капитализацию. В 2018 г. рыночная капитализация Visa, например, составила 165 млрд долларов, а эмиссия - свыше 3 млрд карт (в пересчёте на одну карту капитализация составляет примерно 50 долл.). Если допустить, что капитализация Новой международной системы платёжных карт (НМСПК), создаваемой странами-участницами БРИКС, в расчёте на одну карту будет ниже на 50%, а общая эмиссия составит около 6 млрд карт (что сопоставимо с эмиссией карт Национальной платёжной системы в одном лишь Китае), то она составит около 150 млрд долларов. Такую капитализацию практически невозможно получить, развивая систему двусторонних соглашений (например, «Мир» - UnionPay, «Мир» - RuPay). При создании единой структуры, работающей по общим правилам и выступающей от лица всех участвующих сторон в переговорах с Visa, MasterCard и другими международными платёжными системами, можно обеспечить её высокую рыночную капитализацию и добиться лучшего коммерческого результата по условиям приёма карт Новой международной системы платёжных карт (НМСПК) в третьих странах, чем в настоящее время, когда представители каждой национальной платёжной системы договариваются с международными платёжными системами на основе двусторонних соглашений.

В целом можно констатировать, что в настоящее время платёжный рынок БРИКС в основном сформирован. Собственные национальные платёжные системы есть в Китае (China UnionPay (CUP)), в Индии (RuPay), в России (НСПК «Мир»), в Бразилии (Elo). Подготовительная работа по созданию национального процессингового центра идёт в ЮАР. Поэтому одной из центральных тем в рамках саммита Делового совета БРИКС 31 марта - 2 апреля 2017 г. в Нью-Дели было обсуждение перспектив эволюции традиционных национальных платёжных систем по направлению к их интеграции, а также принципы объединения систем, позволяющие избежать доминирования одной из них. Учитывая, что China UnionPay уже представлена в России, то говорить о равенстве стартовых позиций вряд ли возможно. В то же время при очевидной заинтересованности платёжной системы «Мир» в доступе к платёжной инфраструктуре CUP (которая сегодня сопоставима с российскими инфраструктурами Visa и MasterCard), обратная заинтересованность не столь очевидна. Индийская платёжная система RuPay пока не получила в России такого развития.


При построении Новой международной системы платёжных карт используется принцип равноправия и учёта интересов всех сторон, не допуская доминирования одной из стран или национальной платёжной системы. Организационно НМСПК представляет собой акционерное общество, где интересы участников обеспечат: а) справедливое пропорциональное распределение долей в акционерном капитале, б) техническая и технологическая сбалансированность.

На начальном этапе создания НМСПК предполагается определить её организационную структуру во главе с главным учредителем - Новым банком развития БРИКС. Кроме национальных платёжных систем стран-участниц объединения к проведению операций через систему планируется привлечь также их крупнейшие банки, имеющие разветвлённую филиальную сеть и большие объёмы эмиссии банковских карт. От России в данной роли могут выступить Сбербанк и/или ВТБ. Клиринговым центром для стран ЕАЭС может выступить Межгосударственный банк, который специализируется на международных расчётах и членами которого являются все страны СНГ. Либо таким центром мог бы стать Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), который в своё время осуществлял подобные функции для государств-членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Подключение к проекту вышеназванных банков позволит свести к минимуму риск доминирования в НМСПК какой- то одной платёжной системы.

Система будет развиваться эволюционно по мере последовательного ввода в неё всё новых участников. Подобная равноправная схема может быть реализована и между платёжными системами стран ЕАЭС. Более того, в силу более тесного экономического взаимодействия стран- участниц ЕАЭС она может быть создана раньше, чем странами БРИКС.

Анализ современной практики и перспектив развития сотрудничества стран- участниц евразийского интеграционного процесса в валютной сфере с учётом результатов социологических обследований, проведённых в 2018 г. ЕЭК, ЕАБР и Межгосударственным банком[21], показал, что большинство экспертов высказывается в пользу повышения роли национальных валют в рамках ЕАЭС. При этом специалисты Евразийской экономической комиссии отмечают, что объемы расчётов в настоящее время соответствуют сложившимся объёмам торговли между странами объединения; отсутствуют существенные технические либо административные барьеры; наблюдается готовность для дальнейшего расширения использования национальных валют со стороны предприятий и банков. Поэтому дальнейшими направлениями работы ЕЭК считает:


  • активизацию торговых и финансовых потоков между государствами-членами ЕАЭС;
  • расширение взаимной торговли, в том числе в качестве дополнительного эффекта, ожидаемого от снижения нетарифных барьеров;
  • формирование общих рынков и трансформацию механизмов ценообразования, использование национальных валют в расчётах как часть данных механизмов;
  • интеграцию валютных рынков и либерализацию условий доступа на них, что в более широком контексте означает интеграцию финансовых рынков государств- членов ЕАЭС.

Указанные направления активизации сотрудничества в полной мере приложимы к другим международным объединениям развивающихся стран, включая БРИКС. Однако, по мнению экспертов вышеназванных исследований[22], среди препятствий для усиления роли национальных валют преобладают экономические.

Факторы, препятствующие использованию национальных валют в международных расчётах, включают также низкую ёмкость финансовых рынков; низкую ликвидность, высокие спрэды; отсутствие ряда сегментов, позволяющих снизить транзакционные издержки; неустойчивость рынков; доминирование российского финансового рынка в ЕАЭС; структурные диспропорции финансового сектора.

В целом можно сделать вывод, что основными причинами, сдерживающими расширение использования национальных валют в обеспечении социально-экономических отношений стран-участниц ЕАЭС, являются: жёсткое валютное регулирование; относительно редкое использование аккредитивов и гарантий - ключевых инструментов торгового и структурного финансирования; асимметричные меры валютного регулирования, деструктивно влияющие на реализацию взаимных интересов сторон.

Повышение роли валют стран-участниц ЕАЭС предполагает необходимость принять систему мер, направленных на:

  • разработку перспективного плана развития интеграции (в том числе валютно-кредитной и финансовой);
  • повышение согласованности макроэкономической политики стран-участниц ЕАЭС;
  • разработку и реализацию совместных инвестиционных проектов (в первую очередь инфраструктурных);
  • координацию стратегий повышения экспортного потенциала;
  • развитие приграничного сотрудничества;
  • гармонизацию подходов по поддержке малого и среднего бизнеса;
  • разработку и реализацию мер по развитию и гармонизации финансовых рынков;
  • повышение уровня защиты прав предпринимателей, акционеров и инвесторов;
  • перевод взаимных межгосударственных обязательств и трансграничных бюджетных трансфертов в национальные валюты;
  • внедрение экспериментальных механизмов многостороннего клиринга и хеджирования валютных рисков;
  • расширение мандата ЕАБР, а также других финансовых институтов, в том числе за счёт расширения кредитования в национальных валютах.

Активизация деятельности межгосударственных кредитных институтов с участием стран-участниц ЕАЭС с учётом уже накопленного опыта ЕАБР будет способствовать расширению использования национальных валют незападных игроков и укреплять их роль в мировой экономике. Исследователи и практики активно обсуждают проблемы, связанные с усилением роли иных валют, кроме доллара, во взаимных расчётах, которые необходимо учитывать в рамках формирования валютных политик государств . Для преодоления существующих барьеров и расширения действующей практики использования национальных валют незападных стран в системе международных экономических отношений представляется важным учитывать следующие факторы:

  • валюта международных контрактов должна выполнять функции мировых денег;
  • выполнение такой валютой основных функций денег является результатом заинтересованности субъектов экономики;
  • международный оборот национальных валют связан с накоплением субъектами экономики резервов в приоритетных валютах и их включением в официальные валютные резервы стран.

Кроме того, представляется целесообразным использовать различные подходы по оптимизации внешнего и внутреннего спроса на национальные валюты субъектами экономики. Например, чтобы банковский сектор стран-участниц ЕАЭС мог обеспечить рост спроса на местные валюты, целесообразно активно развивать рынок долгового финансирования (в том числе банковский, фондовый, рынки специализированных финансово-кредитных институтов). Для реализации этого подхода необходимо использовать ряд скоординированных мер, включая смягчение ограничений, установленных в Бюджетном и Налоговом кодексах России, на выпуск субъектами Федерации собственных долговых обязательств:

(а) долгосрочных целевых облигаций для рефинансирования капиталов региональных банков развития или региональных союзов кредитной кооперации;

(б) «казначейских» облигаций, которые можно использовать для расчётов по государственным закупкам, взаимозачётов на двусторонней и многосторонней основе, расчётов между предприятиями и организациями;

(в) инфраструктурных облигаций для финансирования целевых расходов, в том числе для финансирования создания региональной инфраструктуры инновационного финансирования;

(г) «налоговых» облигаций, предоставляющих инвесторам льготы при уплате местных налогов и одновременно позволяющих не снижать доходы регионов.

Повышению спроса на российскую валюту за рубежом способствовало бы расширение перечня финансовых инструментов, в которые могут инвестироваться средства суверенных фондов (государственных внебюджетных фондов, включая резервные фонды и фонды национального благосостояния). Например, можно разрешить их управляющим компаниям от 5 до 10% средств размещать в субфедеральные облигации или на депозиты в региональные банки развития, а до 1% - в акции региональных союзов кредитной кооперации.


Полезно было бы разрешить казначействам размещать временно свободные бюджетные средства в региональных банках развития и региональных союзах кредитной кооперации, а фондам имущества[23]становиться акционерами кредитных организаций зарубежных партнёров через оплату части уставного капитала долгосрочными субфедеральными субординированными облигациями, в условиях выпуска которых было бы предусмотрено право их конвертации в обыкновенные акции.

Повышение степени интернационализации валют благоприятно для стран-участниц объединений и субъектов экономики, прежде всего экспортёров, которые получат возможность расширить операции в национальных валютах и минимизировать финансовые риски. Наряду с этим важная роль в повышении уровня интернационализации валют принадлежит участию страны-эмитента в международной торговле, имея в виду в том числе долю страны в мировом экспорте продукции с высоким уровнем добавленной стоимости (промышленной продукции, например). Таким образом, рост экспорта российских промышленных товаров очевидно будет способствовать использованию рубля в выборе валюты цены и/или валюты платежа по контракту. Примером могут служить сделки, номинированные в рублёвом выражении, проведённые алмазодобывающей компанией «Алроса» с покупателями из Китая и Индии в 2018 году[24].

В июне 2018 г. она провела аукцион по продаже алмазов в Гонконге. При заключении контракта с покупателем была предусмотрена оплата в рублях, а не в долларах. Благодаря работе обслуживавшего сделку филиала российского банка ВТБ в Шанхае выбор валюты расчёта не оказал влияния на стоимость для контрагентов (в пересчёте на китайские юани она оказалась такой же, какой бы была в случае оплаты в долларах). В свою очередь партнер «Алросы» в Индии провёл оплату одной из плановых поставок алмазов в российских рублях со счёта в отечественном банке. Такого рода опыт позволил компании упростить и ускорить проведение расчётов.

Сделки компании «Алроса» можно рассматривать в качестве апробации механизма расчётов в рублях, который необходим и важен для России в сложившейся международной обстановке. Однако масштабный переход на расчёты в рублях с контрагентами России на мировых рынках - пока отдалённая перспектива. Как было показано выше, взаиморасчёты в национальных валютах в настоящее время возможны лишь с ограниченным числом стран по ряду товарных позиций. Известно, что основные российские товары - нефть, газ, металл - являются биржевыми. По ним торговля осуществляется на международных биржах и в основном за доллары. В настоящее время ни Европа, ни другие страны не готовы поменять валюту контрактов на менее стабильную денежную единицу - рубли. По ряду отечественных товаров возможен переход на евро, но ориентироваться на валюту России пока сложнее. Даже при условии хеджирования валютных рисков при расчётах в национальных валютах оценить экономическую эффективность проведения таких операций пока сложно. В этой связи резкого увеличения объёмов расчётов в национальных валютах в ближайшее время ожидать, увы, не приходится. Вместе с тем дедолларизация расчётов является важной задачей для российских банков, о ней говорил президент страны, и этот механизм будет обязательно развиваться, а объемы расчётов в нацвалютах - нарастать.