Файл: Реферат Спортивные травмы, принципы возникновения, методики оказания первой помощи и профилактика травматизма.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- предупреждение и выявление нарушений законов, причин и условий им способствующих;
- принятие мер к устранению нарушений законов, а также восстановление нарушенной законности;
- привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности1.
Коллектив авторов под руководством Ю.Е. Винокурова также дает определение задач деятельности прокуратуры и приводит их классификацию. Все задачи деятельности прокуратуры России Ю.Е. Винокуров делит на три группы:
1) общие задачи - определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов, например УПК РФ, ГПК РФ;
2) специальные задачи - определяются конкретно для каждого направления деятельности прокуратуры. Примерами подобного рода задач профессор Ю.Е. Винокуров называет обеспечение законности актов, издаваемых перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре субъектами; обеспечение точного исполнения законов теми же субъектами;
3) конкретные (частные) задачи - задачи, которые ставит прокурор в ходе применения правовых средств прокурорского надзора. В качестве примеров частных задач Ю.Е. Винокуров приводит следующие: - получение полной информации о нарушениях конкретного закона; - истребование правовых актов для проверки их соответствия закону и иные задачи2.
Принимая данную классификацию, следует отметить, что специальные задачи формулируются в приказах Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Указанные задачи носят скорее ситуационный характер и зависят от складывающейся политической, социально-экономической, криминогенной обстановки - от контекста, который мы обязаны принимать во внимание. Исторически перед прокуратурой ставили задачу в зависимости от состояния преступности в стране3. Кроме того, на ситуационность и изменчивость задач деятельности прокуратуры указывают формулировки, отраженные самой Генеральной прокуратурой РФ в своих информационных материалах. Так, в буклете «Генеральная прокуратура Российской Федерации. Основные направления деятельности на современном этапе» указывается, например, что защита свободы предпринимательской деятельности - сравнительно новая задача для органов прокуратуры1. Следует отметить, что в той или иной форме задачи деятельности прокуратуры на конкретном направлении определены в приказах главного надзорного ведомства (например, в том же Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»
2). Частные задачи могут быть настолько разнообразны, что формулировать их даже на уровне приказов Генеральной прокуратуры представляется достаточно сложным. Вместе с тем, можно формулировать примерные перечни частных задач, не ограничивая прокуроров в возможности выбора иных вариантов действий. Общие же задачи могут быть, на наш взгляд, предметом регулирования федерального законодательств (более конкретно - Закона о прокуратуре).
Интересно, что в зарубежном законодательстве, регулирующем деятельность прокуратуры, содержатся различные формулировки задач деятельности прокуратуры. Достаточно интересно сформулированы положения о целях и задачах деятельности прокуратуры в Законе Республики Беларусь от 8 мая 2007 года № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь». В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Закона задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет по конкретным направлениям. Кроме того, отдельные направления деятельности (формулировка ч. 1 ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» не позволяет нам называть их задачами, однако в лингвистическом смысле, они, безусловно, являются задачами деятельности прокуратуры) сформулированы в ч.ч. 2-4 ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь». Так, прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, деятельность по профилактике правонарушений; проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь; Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь
, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях1.
Таким образом, следует отметить следующее. В законодательстве России о прокуратуре отсутствуют четко сформулированные задачи деятельности прокуратуры. Это приводит к отсутствию единой точки зрения на деятельность прокуратуры России. Вместе с тем, необходимо отметить, что формулировка специальных (не говоря уже о частных) задач на уровне федерального закона видится нам излишней. Это может привести к перегруженности Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Специальные задачи деятельности прокуратуры формулируются на уровне приказов Генеральной прокуратуры РФ. Зарубежный опыт правового регулирования деятельности прокуратуры, на наш взгляд, может быть с большим успехом заимствован отечественным законодателем при разработке соответствующих норм.
§2. Виды деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве
В части 1 ст. 37 УПК РФ указано, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В соответствии с ч. 3 ст. 37 УПК РФ в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Деятельность прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде можно расценивать как проявление (развитие) функции уголовного преследования в специфических условиях судебного разбирательства. Функциональный дуализм уголовно-процессуальной деятельности прокурора (при этом лишь одна из названных функций - уголовное преследование - является уголовно-процессуальной, вторая - надзор - государственно-правовая, т.е. функция «иного порядка») порождает научную дискуссию о том, какая из названных функций является главенствующей1.
Согласно общепринятому в настоящее время в науке подходу, надзор как функция прокуратуры в судебных стадиях отсутствует. Неубедительно, на наш взгляд, утверждение А.О. Машовец, что «прокурор в судебном следствии является не только стороной обвинения, выполняющей функцию обвинения, но и органом надзора за законностью»2. Обосновать осуществление прокурором надзора в судебном следствии сложно, т.к. неясно, какие органы и должностные лица «поднадзорны» прокурору на данном этапе производства по уголовному делу, а также как осуществление прокурором надзора в судебном следствии сочетается с руководящей ролью суда и т.п. Неслучайно законодатель употребляет в УПК РФ термин «надзор прокурора» только применительно к досудебным стадиям и лишь в отношении процессуальной деятельности органов, осуществляющих проверку сообщений о преступлениях и предварительное расследование уголовных дел. С другой стороны, деятельность прокурора в судебном разбирательстве невозможно свести только к уголовному преследованию (поддержанию государственного обвинения). Эта деятельность осуществляется и в иных направлениях, на что обращают внимание ученые.
Нельзя не согласиться с тем, что на прокурора возложена обязанность реагировать на любой факт нарушения законности в судебном заседании, обращаясь к суду с заявлением об устранении нарушения. В этом отличие процессуального положения прокурора от статуса других участников судебного разбирательства. Верно и то, что деятельность прокурора в судебном разбирательстве имеет многофункциональный характер и ее нельзя свести к односторонней обвинительной деятельности. Поддержание государственного обвинения - основное, но не единственное направление деятельности прокурора. Ученые называют ряд других важных направлений деятельности прокурора в судебном разбирательстве: правозащитное, профилактическое и правовоспитательное»
1. Что касается последнего замечания, то следует обратить внимание, что в силу требований ч. 2 ст. 158 УПК РФ обязанность инициировать принятие мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, лежит в досудебном производстве, прежде всего, на следователе (дознавателе). Вместе с тем, если в ходе судебного разбирательства будут выявлены такие обстоятельства, а равно нарушения прав и свобод граждан и иные нарушения закона, допущенные в досудебных стадиях, суд вправе вынести частное определение (постановление), в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на допущенные нарушения (ч. 4 ст. 29 УПК РФ).
Безусловно, прокурор обязан активно участвовать в выявлении подобных обстоятельств и просить суд о вынесении частного определения (постановления). Ситуации, когда ошибки и нарушения, допущенные в досудебном производстве, становятся явными именно в ходе судебного разбирательства, далеко не редки. Поэтому в ходе судебного разбирательства прокуроры обязаны обращать внимание на обстоятельства, которые способствовали совершению преступления, и в необходимых случаях предлагать суду вынести частное определение (постановление). Соответствующие положения закреплены в нормативных правовых актах Генерального прокурора РФ. Он требует от подчиненных прокуроров на системной основе анализировать выявленные в судебных стадиях уголовного судопроизводства недостатки в деятельности органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, информировать о выводах и предложениях руководителей этих органов1.
Отмеченная многофункциональность в деятельности прокурора, проявление которой мы рассмотрели пока только на одном примере, требует научного осмысления и для этого целесообразно обратиться к общенаучному толкованию категории «функция». Взгляд на данную философскую категорию как на дополнительное понятие, которое дает возможность раскрыть особенности работы субъекта с имеющимися у него средствами, позволяет вести речь о функции как роли, назначении субъекта, увидеть, как соответствующий механизм приходит в движение. По мнению ученых, если задачи отвечают на вопрос «Что делать?», то функции - «Как это достигается?». Функция как одна из основополагающих характеристик деятельности представляет собой обособленную часть работы (направление), которую производит субъект для решения стоящих перед ним задач