Файл: Реферат Спортивные травмы, принципы возникновения, методики оказания первой помощи и профилактика травматизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.

А.В. Смирнов придерживается позиции, согласно которой «когда между стороной защиты и уголовным преследователем на стадии предварительного следствия будет стоять подлинно независимый орган юстиции - по сути, следственный судья, лишь только тогда вопрос о разделении процессуальных функций на досудебных стадиях уголовного судопроизводства будет удовлетворительно решен». В этом смысле прокурору и следователю в перспективе следовало бы поменяться местами: прокурору - вернуться к естественной для него роли руководителя уголовного преследования (полицейского дознания) по всем уголовным делам, имея в своем полном процессуальном подчинении органы дознания, осуществляющие поиск и собирание доказательственной информации (ибо вести следствие, лишенное оперативной поддержки, достаточно сложно). Судебный же следователь (или следственный судья) может производить - в основном по требованию сторон - следственные действия по узакониванию материалов в качестве судебных доказательств, предоставленных сторонами, а также судебный контроль над соблюдением органами уголовного преследования конституционных прав и свобод граждан, а также над мерами процессуального принуждения»2. Невзирая на то, что функцией дознавателя и следователя является объективное, полное и всестороннее расследование, а функцией прокурора - надзор за соблюдением закона при производстве предварительного расследования, они все являются участниками со стороны обвинения.

4. Поддержание обвинения. Это отдельная функция прокуратуры, осуществляемая прокурором в рамках общего уголовного преследования, носит производный от реализации уголовного преследования характер. Характерными чертами поддержания государственного обвинения, является:

1) наличие самостоятельного содержания (образует деятельность государственного обвинителя, направленную на публичное утверждение в уголовно-процессуальном порядке о совершении лицом правонарушения, запрещенного уголовным законом);

2) пределы (возникает с момента утверждения прокурором обвинительного заключения или обвинительного акта и заканчивается после вступления приговора в законную силу).

3) субъектный состав (то есть, поддерживать государственное обвинение могут: прокурор, его заместители и помощники, имеющие право осуществлять указанные полномочия в соответствии с требованиями действующего уголовно-процессуального законодательства).


Как отмечалось ранее, законодатель четко определяет роль прокурора, как стороны обвинения, но в то же время и наделяет его такой функцией, как надзор. Так, кто же такой прокурор, обвинитель или блюститель закона? Считаем, что на досудебной стадии уголовного судопроизводства, роль обвинения в большей степени играют все-таки следователи и дознаватели, роль прокурора же, больше как надзорного органа, и только пару пунктов из ст. 37 УПК РФ, говорят нам о том, что прокурор, все-таки обвинитель в досудебном производстве.

В п. 22 ст. 5 УПК РФ указывается, что обвинение - это утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном УПК РФ. Обоснованно пишет В.А. Андреянов, что «под обвинением в том смысле, который вкладывает в него законодатель, необходимо понимать утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, формулирование, обоснование и отстаивание которого осуществляется субъектами обвинения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом РФ»1. Т.е. формулирование и обоснование - это функции дознавателя и следователя, на досудебном производстве, ведь именно они ищут необходимые доказательства, о причастности того или иного лица к совершенному преступлению. А вот уже отстаивание данного обвинения, это уже прерогатива прокурора в рамках судебного производства.

Что касается функций прокурора, как стороны обвинения на досудебном производстве, то он вступает в роль обвинителя в судебном заседании при рассмотрении в ходе досудебного судопроизводства вопросов об избрании меры пресечения. А так же при подписании обвинительного акта (постановления, заключения), но опять же после того как тщательно ознакомится с материалами уголовного дела и не найдет в нем никаких нарушений законодательства.

Исходя из вышесказанного можно, сделать вывод, что основной функцией прокурора наряду с функциями координации деятельности правоохранительных органов, процессуального руководства, выступает функция надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования, а функция уголовного преследования на данном этапе является дополнительной. В стадии возбуждения уголовного дела центральное положение в деятельности прокурора занимает функция надзора соответствия требованиям законов действий и решений органов дознания и предварительного следствия, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при приёме, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях.



Таким образом, вопрос о функциональной роли прокурора в контрольно-проверочных стадиях уголовного производства, о соотношении его функции выявления и устранения судебных ошибок с иными процессуальными полномочиями прокурора, осуществляемыми в судебном производстве по уголовным делам, требует тщательного рассмотрения.

Заключение
По результатам проведенного исследования функций прокуратуры Российской Федерации можно сформулировать следующие выводы.

Прокуратура РФ представляет собой особую систему органов, которые выполняют различные полномочия и не относятся ни к одной из ветвей власти. К их полномочиям, в частности относятся осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, данные органы осуществляют уголовное преследование, а также выполняют другие функции.

Прокурор, есть должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания. То есть, функция прокурора в уголовном процессе, является ничем иным как защита публичных интересов и блюстителя законности при осуществлении уголовного преследования. Так же стоит отметить не маловажный факт, что на функциях прокурора значительным образом сказывается возложенная на него законодателем обвинительная роль.

Функция прокуратуры является видом ее деятельности, определяемым социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризующимся специальным предметом ведения, направленным на решение этих задач и требующим присущих ему полномочий, средств и процедур. Представляется, что к функциям прокуратуры должны быть отнесены именно те роды ее деятельности, которые исходят из ее назначения в государственном аппарате, то есть вытекают из социального предназначения прокуратуры.

Опираясь на результаты системного анализа уголовно-процессуального законодательства, следует полагать, что исходной точкой в определении количества и содержания функций прокуратуры в уголовном процессе должно служить содержание ст. 1 закона «О прокуратуре Российской Федерации»: «1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами». В соответствии со сказанным основная функция прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующего законодательства. Эта функция в ч. 2 ст. 1 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» конкретизируется путем перечисления отдельных отраслей прокурорского надзора в абзацах 2-6 указанной части. Кроме того, в абзаце 2 ч. 1 ст. 1 данного закона упоминаются иные (не связанные с надзором) функции прокуратуры. Часть вторая указывает, например, на уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.


Одно из важных особенностей, отражающих положения прокурора в уголовном процессе (судопроизводства) является тот факт, что прокурор вступает в уголовный процесс на начальной стадии, когда поступают сведения о совершенном или о готовящемся преступлении. После вступления прокурора в уголовный процесс прокурор осуществляет на протяжении всего процесса вплоть до пересмотра вступившего в законную силу приговора.

Положение прокурора претерпело существенные изменения, которые в значительной степени ограничили его полномочия. В частности, прокурор был лишен права возбуждать уголовные дела, что само по себе не позволяет ему в полной мере осуществлять функцию уголовного преследования, возложенную на него уголовно-процессуальным законодательством. Кроме того, установленный на данный момент механизм работы, связанный с отменой прокурором необоснованных и незаконных постановлений следственных органов об отказе в возбуждении уголовного дела является далеко неэффективным. Поэтому позиция многих ученых и исследователей по поводу возвращения прокурору данного права представляется достаточно верным решением, поскольку позволит более эффективно обеспечить реализацию задач уголовного процесса.

Список использованных источников
I. Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 1993. - №237; 2020. - №55.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 01 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954; Российская газета. - 2021. - № 146.

  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. от 01 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №52. - Ст.4921; Российская газета. - 2021. - № 145.

  4. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (с изм. от 02 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.

  5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Доступ: https://genproc.gov.ru.

  6. О внесении изменений в пункт 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 20.11.2007 № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 мая 2008 г. № 98 [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.consultant.ru.

  7. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: порядок осуществления прокурорского надзора регламентирован Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.consultant.ru

  8. Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.01.2012 № 7 [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Доступ: https://genproc.gov.ru.

  9. Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 июня 2021 г. № 376 [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.consultant.ru.