Файл: Учебное пособие по немецкому языку для студентов 2 курса на рельефноточечном шрифте Брайля и разработана памятка с алгоритмом по адаптированию учебных материалов на рельефноточечный шрифт Брайля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Краткое описание проекта

2 Обоснование социальной значимости

3 Цель проекта

Для того, чтобы достичь поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:

1. Создать адаптированное учебное пособие по немецкому языку на рельефно-точечном шрифте Брайля;

2. Разработать памятку с алгоритмом создания учебных пособий рельефно-точечным шрифтом Брайля для преподавателей инклюзивных групп.

5 География проекта

Наш проект реализуется в Архангельской области, г. Архангельск на базе Ресурсного центра инклюзивного образования САФУ.

6 Целевые группы проекта

Целевыми группами данного проекта являются:

1) Студенты с нарушениями зрения, получающие высшее профессиональное образование

2) Преподаватели САФУ им. М. В. Ломоносова

3) Студенты 2 курса, обучающиеся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия»

7 Ресурсное обеспечение

- Учебные материалы по немецкому языку

- Программное обеспечение для адаптирования текста на рельефно-точечный шрифт Брайля.

- Тифлопринтер и бумага

8 Этапы работы проекта

Далее рассмотрим конкретные этапы реализации проекта

8.1 Постановка проблемы

8.2 Выдвижение гипотез – путей решения проблемы

8.3 Сбор информации

8.4 Изготовление продукта

8.5 Презентация готового продукта

Далее нами представлен календарный план реализации проекта «Знания на ощупь». Были проведены…

10 Ожидаемые результаты

По итогу нашей работы по проекту нам удалось достичь цели и получить следующие результаты.

3. Проведение 2 деловых встреч, 2 мастер-классов, 1 экскурсии, 1 собеседования, 4 практикума, 1 беседы-практикума.

1 Краткое описание проекта


В Северном Федеральном Арктическом университете имени М. В. Ломоносова обучаются тотально слепые студенты. Они осваивают образовательную программу в очной форме и в процессе обучения сталкиваются с трудностью пользования учебными материалами по иностранному языку. Наш проект на тему «Знания на ощупь» предполагает создание адаптированного учебного пособия на рельефно-точечном шрифте Брайля для студентов с тяжелым нарушением зрения, обучающихся в САФУ по направлению 44.03.05 Педагогическое образование профиль «Иностранный язык (первый язык)» и «Иностранный язык (второй язык)». В данном учебном пособии будет необходимая информация по разделам: оглавление, задания по темам, словарь терминов, контрольные тесты. Данное учебное пособие позволяет решить проблему осваивания студентами с нарушенным зрением теоретических основ изучаемых дисциплин. Еще одной задачей работы в рамках нашего проекта является разработка памятки с алгоритмом по адаптированию учебных материалов для преподавателей инклюзивных групп САФУ. Это позволит преподавателям, которым предстоит обучать студентов с тяжелыми нарушениями зрения, решить проблему адаптирования материалов и обучения таких студентов. Проект был разработан в связи с потребностью и заинтересованностью преподавателей кафедры немецкой и французской филологии в обучении и студентов с тяжелыми нарушениями зрения в успешном освоении дисциплины немецкого языка в рамках образовательной программы. Для реализации проекта привлечены студенты 2 курса, обучающиеся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия», квалифицированные специалисты из области общего и инклюзивного образования, и студенты с тяжелыми нарушениями зрения, обучающиеся в САФУ.


В рамках данного проекта будут проведены мастер-классы, практикумы и деловые встречи, на которых в ходе комплексной групповой работы будет создано адаптированное учебное пособие по немецкому языку для студентов 2 курса на рельефно-точечном шрифте Брайля и разработана памятка с алгоритмом по адаптированию учебных материалов на рельефно-точечный шрифт Брайля.


2 Обоснование социальной значимости



Согласно данным Федерального Реестра Инвалидов [Error: Reference source not found], на 2023 год в Архангельской области проживают в сумме 11350 людей инвалидов в соответствии с рисунком А.1. Из них 2628 инвалидов в возрасте 18 -30 лет в соответствии с рисунком А.2 [Error: Reference source not found]. Мы можем прийти к выводу, что в Архангельской области имеются лица с инвалидностью, которые находятся на ступени получения высшего образования. По данным на 2022 - 2023 учебный год в САФУ обучается 135 студентов, имеющих инвалидность, среди них есть студенты, имеющие нарушения зрения. Из них 2 студента являются тотально слепыми. Университет обеспечивает условия для получения высшего профессионального образования такими студентами [Error: Reference source not found]. В интеллектуальном центре-научной библиотеки САФУ расположен Ресурсный центр инклюзивного образования, который оснащён тифлотехникой, включающей лупы, видеоувеличители, тифлокомпьютер, тифлопринтер, брайлевские дисплеи, читающую и сканирующую машинку, портативный тифлоплеер [Error: Reference source not found]. Несмотря на наличие инновационного оборудования, возникает проблема в обеспечении студентов адаптированными учебниками для освоения образовательных программ. Поэтому для решения данной проблемы нами предлагается идея создания адаптированного учебного пособия. Он поможет незрячим студентам облегчить процесс самостоятельного изучения и более успешно освоить образовательную программу. Для преподавателей, столкнувшихся с обучением тотально слепых студентов своей дисциплины, будет актуальна разработанная нами памятка. В ней будет размещен алгоритм по адаптированию учебных материалов на рельефно-точечный шрифт Брайля. Данная памятка внесёт определённость в процесс редактирования учебных материалов для дальнейшей печати на тифлопринтере.


3 Цель проекта


Целью нашего проекта является совершенствование условий получения высшего профессионального образования с помощью адаптирования учебных пособий рельефно-точечным шрифтом Брайля для студентов с тяжелыми нарушениями зрения, а также разработка памятки с алгоритмом создания данных учебных материалов.


  1. Задачи проекта

Для того, чтобы достичь поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:

1. Создать адаптированное учебное пособие по немецкому языку на рельефно-точечном шрифте Брайля;


2. Разработать памятку с алгоритмом создания учебных пособий рельефно-точечным шрифтом Брайля для преподавателей инклюзивных групп.

3. Повысить компетентность студентов 2 курса направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия» в области инклюзивного образования (IT-компетенции; компетенции, позволяющие организовать работу с детьми с нарушением зрения; интеллектуальные компетенции в области тифлопедагогики).


5 География проекта


Наш проект реализуется в Архангельской области, г. Архангельск на базе Ресурсного центра инклюзивного образования САФУ.


6 Целевые группы проекта

Целевыми группами данного проекта являются:

1) Студенты с нарушениями зрения, получающие высшее профессиональное образование

2) Преподаватели САФУ им. М. В. Ломоносова

3) Студенты 2 курса, обучающиеся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия»


7 Ресурсное обеспечение


Для реализации задач проекта использовался материально-технический ресурс лаборатории психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования Ресурсного центра инклюзивного образования САФУ, а именно:

- Учебные материалы по немецкому языку

- Программное обеспечение для адаптирования текста на рельефно-точечный шрифт Брайля.

- Тифлопринтер и бумага


8 Этапы работы проекта

Далее рассмотрим конкретные этапы реализации проекта

8.1 Постановка проблемы

На данном этапе была организована деловая встреча студентов САФУ с преподавателями и студентами инклюзивных групп с целью выявления актуальных проблем в процессе обучения студентов с тяжелыми нарушениями зрения. По итогу данной встречи была выявлена проблема нехватки адаптированных учебников для освоения образовательных программ и проблема сложности работы преподавателей в инклюзивных группах.

8.2 Выдвижение гипотез – путей решения проблемы

На этом этапе для решения проблемы нами была проведена деловая встреча с использованием метода SWOT-анализа. На основе полученных данных из множества способов адаптирования учебных пособий был выбран вариант перевода текста учебника на рельефно-точечный шрифт Брайля. Адаптированное учебное пособие для студентов инклюзивных групп будет включать в себя: оглавление, задания по темам учебника, терминологический словарь по темам, а также контрольные тесты. Дополнительно было принято решение разработать памятку с алгоритмом для преподавателей инклюзивных групп САФУ на тему: «Как адаптировать учебные материалы и пособия для слепых студентов с целью их успешного обучения в области высшего образования».

8.3 Сбор информации

Для осуществления сбора информации о видах тифлотехники, технологиях редактирования текстов и особенностях печати на рельефно-точечном шрифте Брайля была организована экскурсия всей группы в Архангельскую областную специальную библиотеку для слепых и в лабораторию психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в Ресурсном центре инклюзивного образования САФУ. На слайде представлены фотографии техники: тифлопринтер с двусторонней печатью, тифлопринтер с односторонней печатью и электронная лупа. Мы познакомились с особенностями технологии печати на рельефно-точечном шрифте Брайля.

8.4 Изготовление продукта

После сбора теоретических данных была организована практическая работа по созданию адаптированного учебного пособия по немецкому языку для студентов с тяжелыми нарушениями зрения 2 курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиль «Иностранный язык (первый язык)» и «Иностранный язык (второй язык)» при помощи рельефно-точечного шрифта Брайля и памятки с алгоритмом для преподавателей инклюзивных групп САФУ на тему: «Как адаптировать учебные материалы и пособия для слепых студентов с целью их успешного обучения в области высшего образования». Для этого мы воспользовались программой Microsoft Office Word, где была проведена работа над редактированием текста учебника и созданием алгоритма. С помощью программы The Duxbury Braille Translator был осуществлён перевод текста учебника на рельефно-точечный шрифт Брайля. Заключительным этапом изготовления продукта была печать адаптированного учебного пособия на тифлопринтере и его оформление, а также печать готового алгоритма для преподавателей инклюзивных групп в лаборатории психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в Ресурсном центре САФУ.


8.5 Презентация готового продукта

Для презентации готового продукта была организована деловая встреча студентов САФУ с преподавателями и студентами инклюзивных групп. В рамках данного мероприятия студенты с тяжелыми нарушениями зрения были ознакомлены с адаптированным учебником, а преподаватели – с алгоритмом адаптирования учебных материалов, и оценили удобства использования продуктов. На слайде представлены фотографии процесса печати адаптированного учебного пособия на тифлопринтере. Этот процесс был осуществлен в рамках практикума вместе со специалистом из Архангельской областной специальной библиотеки для слепых. По итогу проведения данного мероприятия нам удалось создать адаптированное учебное пособие и повысить компетенции в сфере IT-технологий на тему: «Перевод и печать текста на рельефно-точечный шрифт Брайля». На данном слайде вы можете наблюдать процесс оценивания удобства использования студентом с тяжелым нарушением зрения адаптированного учебного пособия на рельефно-точечном шрифте Брайля. В рамках данного мероприятия выяснилось, что учебное пособие удобно в использовании, легко и доступно читается. Предоставляем слово студентам Андрею Лешукову и Ульяне Малковой.




























Далее нами представлен календарный план реализации проекта «Знания на ощупь». Были проведены…

Мероприятие

Сроки выполнения

Ответственные

Деловая встреча с преподавателями с целью выявления проблем

06.03.2023

Проворова Юлия,

Полоскова Карина,

Потанина Виктория,

Цыбинова Виолетта,

Шарафутдинова Виктория

Отбор учебника по немецкому языку в печатном и электронном формате для адаптирования

07.03.2023

Цыбинова Виолетта

Собеседование со студентами с тяжелым нарушением зрения с целью выявления имеющихся трудностей в изучении разделов: грамматики, лексики, практических и текстовых материалов

14.03.2023

Проворова Юлия,

Полоскова Карина,

Потанина Виктория,

Цыбинова Виолетта,

Шарафутдинова Виктория

Деловая встреча с использованием метода SWOT-анализа с целью выбора путей решения проблемы


06.03.2023

14.03.2023

Проворова Юлия,

Полоскова Карина,

Потанина Виктория,

Цыбинова Виолетта,

Шарафутдинова Виктория

Экскурсия в Архангельскую областную специальную библиотеку для слепых


16.03.2023

Полоскова Карина,

Потанина Виктория,

Цыбинова Виолетта,

Шарафутдинова Виктория

Мастер-класс по редактированию текста учебника для перевода на рельефно-точечный шрифт Брайля


03.04.2023

07.04.2023

Проворова Юлия, Полоскова Карина, Потанина Виктория, Цыбинова Виолетта, Шарафутдинова Виктория

Практикум «создание учебного пособия на рельефно-точечном шрифте Брайля»


08.04.2023

11.04.2023

18.04.2023

24.04.2023

Проворова Юлия,

Полоскова Карина,

Потанина Виктория,

Цыбинова Виолетта,

Шарафутдинова Виктория

Беседа-практикум по созданию памятки с алгоритмом для преподавателей инклюзивных групп


18.04.2023

Проворова Юлия, Цыбинова Виолетта, Шарафутдинова Виктория

Встреча-презентация готового продукта преподавателям и студентам инклюзивных групп


26.04.2023

Проворова Юлия,

Полоскова Карина,

Потанина Виктория,

Цыбинова Виолетта,

Шарафутдинова Виктория