Файл: Дисциплина Введение в клиническую психологию Практическое задание 3, Модуль 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 855
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая (медицинская) психология со специализацией по патопсихологии (2030)
Дисциплина: Введение в клиническую психологию
Практическое задание 3, Модуль 3. Личность и болезнь
Выполнил:
слушатель Чикишева Ксения Андреевна
Преподаватель:
Штанько Ульяна Вячеславовна
г. Москва – 2023
Задача
Описание случая. Ин-ков С.А., 42 лет. Диагноз: Очаговый туберкулез легких, стадия обострения. Проходит стационарное лечение.
Из анамнеза: Сведений о раннем развитии нет. Воспитывался в неполной семье, родители развелись, когда пациенту исполнилось 4 года. В семье были частые скандалы из-за пьянства отца. Две старшие сестры здоровы, замужем. В школе учился средне, но без желания. Часто пропускал занятия, проводил время в кампании асоциальных сверстников. С 10 лет начал курить, в 12 – употреблять алкоголь, были эпизоды вдыхания клея «Момент». После окончания 9 классов поступил в ПТУ по специальности «слесарь КИПиА», с трудом проучился 2 курса из-за пропусков и нарушений дисциплины. В 17 лет был осужден с отсрочкой исполнения приговора за хулиганство, но испытательный срок не выдержал и был отправлен в колонию на 2 года. После освобождения в конце 90-х нигде не работал, участвовал в криминальных разборках. Повторно был осужден по ч.2 ст. 111 на 5 лет. Освободился в 27 лет. В местах лишения свободы заболел туберкулезом легких. Живет в гражданском браке. Супруга работает продавцом в продовольственном супермаркете, сыну 6 лет. Продолжает злоупотреблять алкоголем, бывают запои по 3-4 дня. Последние 1,5 года нигде не работает.
Лечащим врачом был использован скрининговый опросник Кранца для оценки стиля поведения пациента при лечении. Показатель – 8 баллов.
Данные клинической беседы. В контакт с медицинским психологом вступает охотно, держится свободно, раскованно, пытается шутить, преобладающий тон общения в начале контакта насмешливо-ироничный. Фон настроения приподнят, эйфоричен.
Из протокола:
Особых жалоб не предъявляет: «голова побаливает иногда, потею немного, кашляю, ну и что – это у меня всю жизнь. С похмелья, бывало,
голова вообще раскалывается, пивка примешь – и опять в форме, а так – ерунда».
-
«Говорите, что замечен был в алкогольном опьянении в больнице? А что тут такого? Я ж не буянил, мебель не ломал, стекла не бил, никому ничего плохого не сделал. Да здесь у вас со скуки помереть можно. И курю я тоже не больше других. Уже не бросить, я к куреву еще с детства привык. Да и все тут курят, не только больные, и санитарки, и даже медсестры некоторые». -
«Как я отношусь к своей болезни? Скажу откровенно – по-философски. Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда. Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства. Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями, что еще надо? Палочки тубиковые не сею, последние анализы отрицательные, а меня взаперти держат, будто я на зоне опять, разве ж это справедливо?». -
«Какие у меня планы после выписки? Работать пойду куда-нибудь, спиногрыза кормить надо. Раньше я больше на стройке работал, то стропальщиком, то плотником, или в ЖКО. Да боюсь, не возьмут из-за туберкулеза, который опять обострился. Вот вместо того, чтобы мурыжить меня здесь, взяли бы, да и вывели на инвалидность, раз я такой больной. Может, посодействуете?».
Пройти психодиагностическое исследование согласился: «буду отвечать честно, мне скрывать нечего».
В исследовании ВКБ медицинским психологом использовался следующий блок методик:
-
Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ). -
Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index») в версии НИИ им.В.М.Бехтерева. -
Опросник способов совладания (WCQ) в версии НИИ им.В.М.Бехтерева. -
Тест жизнестойкости (Hardiness Survey) С.Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой.
Задание 1. На основе изучения анамнеза и данных клинической беседы с пациентом примените существующие классификации типологий ВКБ, определите тип реакций и дайте их обоснование. Занесите данные в прилагаемую таблицу. Оцените также степень доверия пациента медицине и стиль поведения в процессе лечения.
Ответ:
Автор типологии | Тип реакций | Обоснование (особенности поведения, примеры высказываний и т.п.) |
В. Вондрачек (1969) | Пренебрежительный Утилитарный | Пациент недооценивает серьёзность болезни – продолжает принимать алкоголь и курить. «голова побаливает иногда, потею немного, кашляю, ну и что – это у меня всю жизнь. С похмелья, бывало, голова вообще раскалывается, пивка примешь – и опять в форме, а так – ерунда», «Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда», «взаперти держат», «Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями, что еще надо» Необоснованный оптимизм - держится свободно, раскованно, пытается шутить; фон настроения приподнят, эйфоричен. Хочет получить сочувствие и материальные выгоды – «Работать пойду куда-нибудь, спиногрыза кормить надо», «боюсь, не возьмут из-за туберкулеза, который опять обострился», «взяли бы, да и вывели на инвалидность, раз я такой больной. Может, посодействуете?» |
Н.А.Митрушина (2011) | Гипнозогнозический | У пациента недостаточное понимание серьёзности болезни, неполное признание ее факта – «это так, ерунда», голова побаливает иногда, потею немного, кашляю, ну и что – это у меня всю жизнь», «Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями, что еще надо? Палочки тубиковые не сею, последние анализы отрицательные, а меня взаперти держат, будто я на зоне опять, разве ж это справедливо?» |
Р.М.Баевский (1988) | Стеническая реакция | Активная жизненная позиция больного к лечению и обследованию (он принимает необходимые лекарства: «таблетки дают, и я их пью горстями» Однако, присутствует и негативная сторона, больной игнорирует необходимые ограничения, накладываемые заболеванием (продолжает пить алкоголь, курить). |
В.А.Жмуров (2002) | Регрессивная реакция | Снижение мотивации, нацеленность на инвалидность - «боюсь, не возьмут из-за туберкулеза, который опять обострился. Вот вместо того, чтобы мурыжить меня здесь, взяли бы, да и вывели на инвалидность, раз я такой больной. Может, посодействуете?» |
Б.А.Якубов (1982) | Саморазрушительная реакция, Негативная реакция | Пациент ведет себя неосторожно, игнорируя все рекомендации лечащего врача. Не желает менять образ жизни, отказываться от вредных привычек. Это сопровождается негативным отношением к тому, что его лечат в стационаре - «взаперти держат, будто я на зоне опять». Пациент нарушает режим, вступает в конфликт с персоналом («Говорите, что замечен был в алкогольном опьянении в больнице? А что тут такого?» «да и все тут курят, не только больные, и санитарки, и даже медсестры некоторые»; пациент также говорит, что его там держат несправедливо) |
В.Д.Менделевич (2001) | Мировоззренческая установка: болезнь, вызванная стечением обстоятельств | Объяснение причины болезни средовыми причинами, а именно стечением обстоятельств («Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства»). Пациент винит во всем не себя, а жизненные обстоятельства. Снимает с себя ответственность. |
| | |
Опросник Кранца | 8 баллов | Оценка: средняя степень доверия к медицине, необходимая активность в процессе лечения, разумная самостоятельность. |
Пациент, в целом, осознаёт, что болен, готов на лечение, принимает лекарственные препараты и пока находится на лечении выполняет все указания лечащего врача, однако, пребывание в стационаре его напрягает. Его «свобода» ему важнее, нужнее (возможна из-за опыта с заключением в колонии). «Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями, что еще надо? Палочки тубиковые не сею, последние анализы отрицательные, а меня взаперти держат, будто я на зоне опять, разве ж это справедливо?». К самой болезни относится – «философски», что не есть адекватно. Продолжает курить, и употреблять алкоголь.
Задание 2. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ). Ниже приведены шкальные оценки по каждому из 12 типов отношения к болезни (ТОБ). Внимательно прочтите «Правила анализа данных опросника» методического пособия (с.11-12). Постройте графический профиль. Определите тип отношения к болезни.
Исходные данные:
Гармонический тип (Г) = 10
Эргопатический тип (Р) = 6
Анозогнозический тип (З) = 27
Тревожный тип (Т) = 4
Ипохондрический тип (И) =12
Неврастенический тип (Н) = 9
Меланхолический тип (М) = 7
Апатический тип (А) = 5
Сенситивный тип (С) = 10
Эгоцентрический тип (Я) = 23
Паранойяльный тип (П) =6
Дисфорический тип (Д) = 17
Ответ:
30
23
15
8
0
Г Э А Т И Н М А С Э П Д
В соответствии с графиком диагностируется смешанный тип отношения к болезни (анозогнозический и эгоцентрический). Подтверждают выводы информация из беседы и анамнеза (несерьезное отношение к болезни, надежда на то, что «само собой обойдется», легкость нарушения режима, врачебных рекомендаций, желание получать от жизни все то, что и раньше - анозогнозический; попытка получения инвалидности, чтобы не работать - эгоцентрический).
Задание 3. Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index»). Ниже приведены процентильные показатели по каждому из 8 механизмов психологической защиты (МПЗ). Определите ведущие механизмы, на основании представленных данных постройте диаграмму. Дайте объяснение полученным данным.
Исходные данные:
Отрицание = 79
Вытеснение = 25
Регрессия = 53
Компенсация =20
Проекция = 27
Замещение = 37
Интеллектуализация = 17
Реактивные образования = 19
Ответ: см. ниже
Ведущими механизмами психологической защиты у пациента являются: отрицание и регрессия.
Выводы: В примере пациент отрицает серьезность заболевания, продолжает употреблять алкоголь, курить. Пациент также отрицает опасность данного заболевания для окружающих и считает, что его зря держат взаперти.
Также у пациента ярко выражен такой механизм психологической защиты, как регрессия, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития. Пациенту проще уйти в зависимости, чем думать о своей болезни («пивка примешь – и опять в форме»; «Говорите, что замечен был в алкогольном опьянении в больнице? А что тут такого? Я ж не буянил, мебель не ломал, стекла не бил, никому ничего плохого не сделал. Да здесь у вас со скуки помереть можно. И курю я тоже не больше других. Уже не бросить, я к куреву еще с детства привык. Да и все тут курят, не только больные, и санитарки, и даже медсестры некоторые»). Свою ответственность за возникновение болезни он не признает, считает, что это так сложились обстоятельства и так ему думать проще («Как я отношусь к своей болезни? Скажу откровенно – по-философски. Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда. Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства»).
Задание 4. Опросник способов совладания (WCQ). Ниже приведены показатели в сырых и стандартных баллах по каждому из 8 копинг-стратегий. Определите у испытуемого предпочтительности стратегий совладания со стрессом (с.16 руководства).
Исходные данные:
Конфронтация = 7 (44)
Дистанцирование =16 (76)
Самоконтроль = 4 (17)
Поиск социальной поддержки = 15 (63)
Принятие ответственности = 6 (43)
Бегство-избегание = 19 (72)
Планирование решения проблемы = 10 (42)
Положительная переоценка = 10 (45)
Ответ:
Степень предпочтительности для испытуемого стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила:
- показатель меньше 40 баллов — редкое использование соответствующей стратегии;
- 40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов — умеренное использование соответствующей стратегии;
- показатель более 60 баллов — выраженное предпочтение соответствующей стратегии.
Исходя из представленных данных по каждому из 8 копинг-стратегий, можно сделать выводы, что у пациента предпочтительными стратегиями являются дистанцирование, бегство- избегание и поиск социальной поддержки (по этим трем копинг-стратегиям стандартные баллы более 60, что говорит о выраженном их предпочтении).
Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т. п. В рассматриваемой ситуации пациент как раз недооценивает опасность заболевания; старается смотреть на ситуацию «философски»; переключает внимание, уходя в зависимости; отшучивается, общаясь с мед.персоналом.
Стратегия бегства-избегания предполагает попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, погружение в фантазии, употребление алкоголя и др. В рассматриваемой нами ситуации пациент игнорирует рекомендации врачей; ответственность за возникшую болезнь списывает на внешние обстоятельства; говорит, что «пьет таблетки, что еще надо…», как будто это надо кому-то, но не ему самому. Несмотря на то, что лечение он принимает, он продолжает злоупотреблять алкоголем и курить; говорит, что его «держат взаперти и зря «мурыжат».
Стратегия поиск социальной поддержки предполагает попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. В рассматриваемом нами примере пациент хочет в ситуации болезни получить сочувствие и материальные выгоды, просит мед.персонал ему посодействовать («Какие у меня планы после выписки? Работать пойду куда-нибудь, спиногрыза кормить надо. Раньше я больше на стройке работал, то стропальщиком, то плотником, или в ЖКО. Да боюсь, не возьмут из-за туберкулеза, который опять обострился. Вот вместо того, чтобы мурыжить меня здесь, взяли бы, да и вывели на инвалидность, раз я такой больной. Может, посодействуете?»).
Задание 5. Тест жизнестойкости (Hardiness Survey) С.Мадди. Ниже приведены показатели жизнестойкости. Оцените результат.
Исходные данные:
Вовлеченность = 23
Контроль = 36
Принятие риска = 15
Жизнестойкость = 74
Ответ: