Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 523
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность программированного обучения
1.1 Определение программированного обучения
1.2 Необихевиористская концепция Спиннера
1.3 Общая теория программированного обучения
Глава 2. Концепции обучающих программ.
2.1 Линейная система программированного обучения.
2.2 Разветвленная программа программированного обучения.
2.3 Алгоритмический процесс программированного обучения.
2.4 Обучающая программа программированного обучения.
Глава 3. Внедрение и особенности программированного обучения
3.1 Внедрение программированного обучение в школьную программу
Теория поэтапного формирования умственных действий явилась фундаментом разработанного Н.Ф. Талызиной нового направления программирования учебного процесса. Его цель — определение исходного уровня познавательной деятельности обучающихся, создание новых познавательных действий. Составление обучения как системы умственных действий или средств, т.е. действий, направленных на усвоение широкого круга знаний по третьему типу ориентировки в плане развернутой речи. Разработка алгоритма действий, обратная связь и обеспечение на ее основе регуляции процесса обучения.
Существенными для реализации направления программирования обучения являются общие характеристики действий: по форме - материальное, речевое «вслух», речь «про себя», умственное; по степени обобщенности; по мере развернутости; по мере освоения и тому, дается ли действие в готовом виде или осваивает самостоятельно.
В действии выделяются ориентировочные, исполнительные и контрольные функции. Согласно Талызиной, «любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую «управляющий орган» или ориентировочная часть действия, исполнительный "рабочий орган" или исполнительна часть действия, следящий и сравнивающий механизм, т.е. контрольная часть действия.
Центральным звеном формирования умственных действий является его ориентировочная основа, характеризуемая полнотой обобщенностью и степенью самостоятельного освоения действий. Третий тип ориентировочной основы действий, отличаясь оптимумом полноты, обобщенности, самостоятельности, обеспечивает наивысшую эффективность формирования умственных действий. Тем не менее, необходимо дополнить, что недостаточность эффективной речевой деятельности не всегда свидетельствует о недостаточной развитости интеллекта, так как каналы восприятия и реализации действий не всегда одинаковы у разных личностей, и высокий уровень интеллектуальной деятельности и развитой логики может сочетаться с недостаточно развитой речевой деятельностью.
Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутренней, психической деятельностью учащихся, контроль за которой ограничивается регистрацией конечного результата. С кибернетической точки зрения эти программы осуществляют управление по принципу "черного ящика", что применительно к обучению человека малопродуктивно, т. к. главная цель при обучении состоит в формировании рациональных приемов познавательной деятельности. Это означает, что контролироваться должны не только ответы, но и пути, ведущие к ним. Практика программированного обучения показала непригодность линейных и недостаточную продуктивность разветвленных программ. Дальнейшие усовершенствования обучающих программ в рамках бихевиористской модели обучения не привели к существенному улучшению результатов.
Однако соотнося между собой существующие подходы к обучения Н. Ф. Талызина отмечает, что по сравнению с бихевиористской теорией программирования теория поэтапного формирования умственных действий строит наиболее рациональную структуру действий, это подлинное управление развитием человека. В то же время эта теория служит примером последовательного воплощения деятельного подхода к обучению.
2.4 Обучающая программа программированного обучения.
Особая роль принадлежит созданию соответствующих программированных пособий. Программированные пособия отличаются от традиционных тем, что в последних, предоставляется лишь учебный материал, а в программированных не только учебный материал, но и его усвоение, и контроль за ним. Самым важным в программированном обучении является программа, разработанная в соответствии с требованиями. Для реализации дидактических целей программу можно представлять двояко: с помощью учебников или с помощью машин.
Программированные учебники различаются между собой в зависимости от вида программы, представлению которой они и должны служить. В соответствии с этим можно говорить об учебниках с линейной, разветвленной и смешанной структурами.
Разными бывают и машины, предназначенные для представления запрограммированных текстов. Наиболее часто в качестве основания деления используются их дидактические функции. Применительно к этому основанию выделяем:
1. Информационные машины, предназначенные для передачи учащимся новой информации.
2. Экзаменаторы, служащие для проверки знаний учащихся, а точнее для контроля и оценки знаний, которыми учащиеся овладели.
3. Репетиторы, предназначенные целью закрепления знаний.
4. Различные тренировочные машины, или тренажеры, используемые для формирования у учащихся необходимых практических умений, как, например, печатания на машинке, алгоритмизации поиска повреждений в технических устройствах, обслуживания машин и т. п.
Кроме перечисленных средств, существуют так же полифункциональные, универсальные машины. Они одновременно выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся, формируют соответствующие теоретические и практические умения. Некоторые универсальные машины, называемые адаптивными, могут приспосабливать темп обучения к индивидуальным особенностям учащихся, анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать очередные порции учебного материала. Т.е. регистрировать ответы, увеличивать или уменьшать, в зависимости от уровня трудности задаваемых вопросов, время, необходимое для подготовки ответа учеником, проще говоря, выполнять функции идеального репетитора [6].
Машина или программированный учебник? У этой проблемы нет однозначного решения на основе проведенных эмпирических исследований. Программированные учебники значительно дешевле, но имеют ряд серьёзных недостатков, например: плохо противостоят «списыванию» учениками правильных ответов, менее увлекательны, имеют малую практическую составляющую и т.д. Последние же дороги и в целом не обеспечивают лучших дидактических результатов по сравнению с учебниками, особенно с теми, что имеют разветвленную структуру. Поэтому ядром исследований по программированному обучению является работа, которая должна привести к созданию программ, оптимальных для данного учебного предмета и для определенных групп учащихся. [5]
Минимизация и преодоление смысловых барьеров — одна из трудно разрешаемых проблем обучения. Она связана с недостаточным владением учащимися научной терминологией и различными стилями взаимодействий учителя и ученика. Поэтому, дидактическое обеспечение программированного обучения обязательно включает в себя обратную связь: внутреннюю - к обучаемому, и внешнюю - к преподавателю.
Материальной основой программированного обучения является обучающая программа, которая представляет собой специально созданное пособие. В этом пособии, как уже говорилось, программируется не только учебный материал, но и его понимание и запоминание, а также контроль. Обучающая программа выполняет ряд функций преподавателя: служит источником информации, организует учебный процесс, контролирует степень усвоения материала, регулирует темп изучения предмета, дает необходимые разъяснения, предупреждает ошибки и т.д.
Действие ученика, так же, немедленно контролируется ответами. Если действие выполнено правильно, то обучаемому предлагается перейти к следующему шагу. При неверном действии в обучающей программе обычно разъясняются характерные ошибки, допущенные учеником.
Таким образом, обучающая программа — это опосредованная материальная реализация алгоритма взаимодействия учащегося и преподавателя, которая имеет определенную структуру. Она начинается со вступительной части, в которой преподаватель непосредственно обращается к ученику, указывая цель данной программы. Кроме того, во вступительной части должна быть некая «завлекалочка», чтобы заинтересовать ученика, а также краткая инструкция по выполнению программы.
Основная часть обучающей программы состоит из нескольких шагов. Они бывают ознакомительными, ознакомительно-тренировочными или тренировочными. Каждый шаг может включать несколько кадров, если это компьютерная программа. На одном дается краткая, поддающаяся измерению информация и затем задание или вопрос, чтобы ученик мог дать свое решение, ответить на поставленный вопрос, т.е. совершить какую-то операцию. Такой кадр называется информационно-операционным. Если ученик ответил правильно, высвечивается информация, подтверждающая правильность его ответа, и дается стимул для дальнейшей работы. Если ученик ответил неточно или неверно, появляется кадр с наводящими вопросами или разъясняющей его ошибку информацией.
Заключительная часть обучающей программы носит обобщающий характер: приведение в систему сообщенного в основной части материала, инструкция по проверке обобщенных данных, а так же самопроверка или проверка преподавателем.
Если обучающая программа без-машинная, то рекомендуется составлять методическую записку для преподавателя. Она включает спецификацию обучающей программы и рекомендации преподавателю для правильного использования обучающей программы и учета ее результатов. Спецификация — это следующие указания:
1. Назначение программы: вуз, колледж, школа, семестр, специальность, характеристика исходного уровня продвинутости учеников в которой указано, что они должны знать и уметь, чтобы выполнить данную программу.
2. Цель программы: чему и с использованием какого материала научится ученик в результате выполнения заданной программы.
3. Время, необходимое на выполнение программы.
4. Характеристика программы по степени массовости: фронтальная, индивидуально-групповая; по специфике протекания учебного процесса: ознакомительная, тренировочная, ознакомительно-тренировочная; по цели; виду деятельности: устно, письменно; по месту выполнения: аудиторная, домашняя, лабораторная; по отношению к обучающим устройствам: машинная, без машинная.
5. Отношение к другим обучающим программам и не программированным пособиям, т.е. что было до нее и что будет после нее.
Разработка обучающей программы — это всегда огромный труд для преподавателя. Но те преподаватели, которые разрабатывают обучающие программы, значительно повышают свое педагогическое мастерство. Они приобретают важный опыт исследовательской и методической работы.
Глава 3. Внедрение и особенности программированного обучения
3.1 Внедрение программированного обучение в школьную программу
Практика внедрения программированного поведения начинается с проведения уже в пятых классах уроков с дидактическими карточками и моделями, формируемыми как опорный конспект.
Проведение занятий по большинству предметов, особенно практического характера, должны быть снабжены инструктивными и дидактическим и карточками. Которые с одно стороны, суживают, а с другой, конкретизируют поставленные цели, задачи и выстроенную гипотезу.
Основы моделирования, которые имеются во всех учебных предметах, в математике встраиваются не только в формы работы, но и в содержание программы. Особенно это касается геометрии, к изучению которой большинство детей в 7 классе недостаточно подготовлены, а потому резко снижается мотивация к обучению. Само же развитие интеллекта актуализируется в рамках изучения геометрии, доказательства теорем и решения геометрических задач.
Учитывая, что формально – операционное мышление релевантно формируется к 7-8 классу, именно в этом возрасте наиболее актуальным становится программированное обучение.
Именно в 8 классе учащиеся начинают, абстрагируясь, принимать понятие программы, как основополагающего алгоритма действий, на чем и выстраивается программированное обучение.
В алгебре, наполненной более простыми моделями в начале обучения, возможно программированное обучение уже с 7 класса.
В содержание программированного обучения в школе входят элементы моделирования процессов, решений, тренажеры, обучающие и контролирующие контрольно – измерительные материалы, алгоритмизированные форматы и комплексы для выполнения исследовательских работ.
Программированное обучение предполагает значимо большую самостоятельную составляющую обучения, как то, дистанционные материалы, Интернет материалы и электронных ресурсов и носителей.
В начале программированного обучения важным и необходимым является обучение детей вопросам презентаций выполненных работ. Поэтому в опережающем режиме, по отношению программы по информатике они обучаются представлять свои рефераты, решения и, конечно, мультимедийные продукты в виде презентаций.
Разработка презентаций важная составляющая программированного обучения. Это не только увлекательная подборка картинок, но и анализ текста, составленного в рамках выполнения задания, выделение проблемы, главных метапредметных элементов, соотнесение различных частей работы, выстраивание моделей, которые в виде схем представляются в электронном виде.
В рамках программированного обучения реализуется обучение составлению тестовых заданий для самопроверки и взаимопроверки с провокационными элементами в них. Помогает программированное обучение и развертыванию на современном уровне игровых технологий, раньше представляемых в бумажном варианте.