Файл: Особенности программированного обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 519

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса. Он определяется, основываясь на анализе основных его структурных составляющих: характера деятельности учителя, особенностей обучения учеников, специфики применения знаний на практике и др. Таким образом выделяются несколько видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, модульное, развивающее, компьютерное, дистанционное и др.

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное или объяснительно-иллюстративное, проблемное и программированное.

Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того, и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки. Поэтому, на практике, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения. Можно привести аналогию с так называемыми технологиями интенсивного обучения иностранным языкам. Их сторонники часто абсолютизируют преимущества суггестивных, связанных с внушением, способов запоминания иностранных слов на подсознательном уровне, и, как правило, пренебрежительно относятся к традиционным способам преподавания иностранных языков. Но ведь правила грамматики внушением не осваиваются. Они осваиваются давно отработанными и ставшими теперь уже традиционными методиками обучения.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия программированного обучения, теоретических аспектов и методов его работы.

На основе этой цели можно выделить основные задачи курсовой работы:

  • рассмотрение теоретических аспектов понятия программированного обучения;
  • характеристика основных концепций программного обучения;
  • описание способов и методов внедрения программного обучения.

Прикладная значимость данной курсовой работы состоит в формулировке рекомендаций к внедрению программированного обучения.

Главные методы традиционного обучения – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды деятельности учащихся – слушание и запоминание.

Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.

Объяснительно-иллюстративное обучение экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Однако есть и недостатки, а именно:


1. Усредненный общий темп изучения материала – отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся.

2. Единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися – как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения. Возникает противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения.

3. Непомерно большой удельный вес знаний, получаемых учащимися в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний не способствует развитию в них способности самостоятельно и продуктивно мыслить.

4. Почти полное незнание учителем хода усвоения учащимися

сообщаемых знаний т.к. нет внутренней обратной связи и слабая внешняя обратная связь.

5. Недостаточное стимулирование познавательной активности учащихся, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

6. Преобладание словесных методов изложения знания, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания.

7. Затрудненность самостоятельной работы учащихся с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала, сухости языка, почти полного отсутствия эмоционального воздействия.

8. Почти не способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.

9. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный или воспроизводящий характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.

Возникновение программированного обучения связано с попыткой устранить эти и другие недостатки традиционного обучения.

Глава 1. Сущность программированного обучения

1.1 Определение программированного обучения

Основная проблема, существующая в педагогике, для решения которой необходимо создание новых обучающих процессов – это проблема отсутствия взаимопонимания между учителем и учеником, иными словами существуют ситуации, когда ученик не понимает суть предмета, не может справиться с объемом материала или не разбирается в лексиконе преподавателя.


Следующая грань проблемы скрывается в отсутствии понимания среди преподавателей интересов, совершенствования и постоянного расширения кругозора учеников. Стоит отметить, что учителя не способствуют творческой деятельности учащихся.

Ещё одной гранью проблем нынешнего образования можно назвать наличие теоретической направленности а развитие личных качеств ученика, но при этом недостаток практических действий по осуществлению методик развития.

В целом все это можно охарактеризовать как недостаточность управленческого механизма в формах и технологиях образования при полной свободе выбора содержания и моделей восприятия.

Важнейшим аспектом современной образовательной системы должно быть перенаправление вектора обучения из знаний, навыков к идеям, отношениям и стратегиям деятельности.

Для такой сложной реструктуризации образования необходимо алгоритмизировать и моделировать основы, содержание и результаты обучения, то есть ввести программировать обучение.

Программированное обучение – это обучение в соответствии с заранее разработанной программой, которая предусматривает действия как учеников, так и преподавателя или обучающей машины, заменяющей его. Известный психолог Беррес Фредерик Скиннер сыграл значительную роль в формировании программного обучения, который в 1954 году призвал педагогическое сообщество повысить эффективность обучения, контролируя процесс обучения, построив его в полном соответствии с психологическими знаниями механизмов развития и функционирования интеллекта человека.

Целью программированного обучения является оптимизация выравнивания и управления учебным процессом на основе метапредметного подхода и моделирования.

Задачи программируемого обучения:

1. Создать оптимальную среду для изучения математики в логике программированного процесса.

2. Помочь учащимся перемещаться по информационному потоку.

3. Создать учебный процесс через имеющиеся программы на основе модели с формированием алгоритма компетентного субъекта и логического поведения.

4. Повысить уровень общей культуры, сформировать ключевые компетенции студентов на пути к их самореализации.

1.2 Необихевиористская концепция Спиннера

В поведенческой концепции Скиннера развивается доктрина об оперантном обучении, согласно которой устанавливается значение подкрепляющего эффекта ожидаемой реакции как регулятора последующих действий и действий, что приводит к новой системе понимания поведения в поведенческих психологии в соответствии с схемой взаимоотношений «реакция-стимул». Основным постулатом теории Скиннера является тезис о том, что результат предыдущего действия или его психологический эффект влияет на последующее поведение. Поэтому само поведение можно контролировать, выбирая определенные вознаграждения за правильные действия, тем самым стимулируя дальнейшее поведение в ожидаемом канале.


Категория управления - это центральная концепция построения запрограммированного обучения. Как отметила Нина Федоровна Талызина, «истинная проблема заключается в том, что на всех уровнях образования есть хороший менеджмент, в том числе начальная школа и даже дошкольные учреждения».

Б. Скиннер и его последователи открыли законы, по которым формируется поведение, и на их основе сформулировали законы обучения:

1. Закон эффекта или вознаграждения: если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворенности, то сила связей возрастает, и наоборот. Отсюда вывод: в процессе обучения вам нужны более позитивные эмоции. Но в научных кругах есть и вполне оправдано мнение о том, что самым сильным стимулом для развития действий является негативное свидетельство, именно они стимулируют потребность ребенка в изменении алгоритма деятельности, в том числе интеллектуального и предметного, для того, чтобы получить удовлетворение.

2. Закон упражнений: чем чаще проявляется связь между стимулом и реакцией, тем она сильнее. Более того, следует отметить, что упражнение не является запоминанием, это разработка алгоритма деятельности. Соответственно, они должны переходить от простейшего, принося репродуктивный результат к самому сложному, творчески сформированному.

3. Закон готовности: при каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы в ее индивидуальном, конкретном состоянии.

В этом случае речь идет о степени готовности структур интеллекта принять предложенные формы и методы сложных передовых и отсталых группировок, которые совершенно по-разному воспринимаются в разном возрасте, в зависимости от состояния и развития логических структур интеллекта.

В основе технологии программируемого обучения Скиннер сформулировал два требования:

1) выйти из-под контроля и перейти к самоконтролю;

2) перевести педагогическую систему в самообучение учащихся.

Объективно говоря, программированное обучение отражает тесную связь науки с практикой, передачу определенных человеческих действий машинам, возрастающую роль управленческих функций во всех сферах социальной активности в отношении образования. Чтобы повысить эффективность управления процессом обучения, необходимо использовать достижения всех наук, имеющих отношение к этому процессу, и прежде всего кибернетику - науку об общих законах управления. Поэтому развитие идей программируемого обучения связано с достижениями кибернетики, которая устанавливает общие требования к управлению процессом обучения. Реализация этих требований в учебных программах основана на данных психолого-педагогических наук, которые изучают особенности учебного процесса. Однако в развитии этого типа обучения некоторые эксперты полагаются на достижения только психологической науки - одностороннее психологическое направление, а другие - на опыт кибернетики - односторонний кибернетический. В практике преподавания обычно существует эмпирическое направление, в котором развитие учебных программ основано на практическом опыте, и только отдельные данные берутся из кибернетики и психологии. [7]


1.3 Общая теория программированного обучения

Основой общей теории программированного обучения является программирование процесса усвоения материала. Такой подход к обучению включает изучение когнитивной информации в определенных дозах, которые логически завершены, удобны и доступны для целостного восприятия.

Сегодня программированное обучение понимается как управляемое освоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства: компьютер, программированный учебник, симулятор кино и т. д. Программированный материал представляет собой серию относительно небольших частей образовательной информации, таких как фреймы, файлы, шаги, представленные в определенной логической последовательности.

В программированном обучении преподавание осуществляется как четко контролируемый процесс, поскольку изучаемый материал делится на небольшие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно представлены ученику для ассимиляции. После изучения каждой дозы следует провести исследование усвоения. Доза ассимилируется – осуществляется переход к следующему. Это «шаг» обучения: презентация, ассимиляция, проверка [9].

Обычно при составлении учебных программ учитывалась только потребность в систематической обратной связи по кибернетическим требованиям. А от психологической - индивидуализация учебного процесса. Не было последовательности реализации определенной модели процесса ассимиляции. Наиболее известна концепция Скиннера, основанная на бихевиористской теории обучения, согласно которой нет существенной разницы между обучением человека и образованием животных. В соответствии с теорией поведения учебные программы должны решать проблемы получения и исправления правильной реакции. Чтобы разработать правильную реакцию, используется принцип разложения процесса на небольшие этапы и принцип системы подсказок. Когда процесс разбивается, запрограммированное сложное поведение разбивается на простейшие шаги элементов, каждый из которых студент может выполнить безошибочно. Когда система подсказок включена в учебное пособие, требуемая реакция сначала предоставляется в готовой форме, так называемой максимальной степени подсказки, а затем с отсутствием подсказок отдельных элементов в конце обучения, требуется полностью независимая реакция - удаление подсказки.