Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 524
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность программированного обучения
1.1 Определение программированного обучения
1.2 Необихевиористская концепция Спиннера
1.3 Общая теория программированного обучения
Глава 2. Концепции обучающих программ.
2.1 Линейная система программированного обучения.
2.2 Разветвленная программа программированного обучения.
2.3 Алгоритмический процесс программированного обучения.
2.4 Обучающая программа программированного обучения.
Глава 3. Внедрение и особенности программированного обучения
3.1 Внедрение программированного обучение в школьную программу
Программированное обучение является крайне важным и в работе с одаренными детьми, которых необходимо подготовить к олимпиаде, конкурсу и реализации их творческого потенциала. Именно при таком типе обучения раскрывается красота, логика и интерес математических дисциплин.
3.2 Особенности анедрения программированного обучения
Хотя много надежд связывалось с программированным обучением в период его разработки как Б. Ф. Скиннером и его ближайшими сотрудниками, так и другими исследователями, причем не только американскими. Существовало даже мнение, что «новая технология учения» представляет собой в дидактике переворот как у Коперника, что она революционизирует не только традиционную организацию, ной методы дидактической работы на различных уровнях обучения и в преподавании разных учебных предметов.
Однако такой взгляд не получил эмпирического подтверждения со стороны исследований в области программированного обучения, которых, как мы об этом упоминали в начале данной главы, было очень много. В связи с этим можно сформулировать следующие выводы.
Во-первых, программированное обучение не является универсальным методом, который можно с успехом использовать вместо общепринятых методов и с помощью которого удается решить все дидактические задачи.
Следует отметить, что программированное обучение имеет право на существование в нашем образовании в качестве вспомогательного метода, причем наиболее эффективно его использование при решении следующих дидактических задач [8]:
- ознакомление учащихся со знаниями пассивного характера, т. е. с информацией, требующей главным образом запоминания;
- закрепление пассивных знаний;
- контроль и оценка уровня овладения этими знаниями учащимися, при значительной доле самоконтроля и самооценки;
- преодоление разнообразных видов отставания в учебе путем ликвидации недостатков и пробелов в знаниях учащихся.
Кроме того, некоторые методы дидактического программирования с успехом можно использовать при детальном анализе содержания обучения, например содержания школьных учебников.
Во-вторых, автоматизация обучения, вызванная введением в школьное обучение программированных учебников и машин, не превращает «конвенционального» преподавателя в фигуру второго плана, как это представляли максималисты. Оказалось, что на всех ступенях обучения программированное обучение без участия преподавателя не приносит хороших результатов. Полноценным «дидактическим средством» оно становится только в руках преподавателя, причем это должен быть преподаватель, хорошо подготовленный к использованию этого метода в различных дидактических ситуациях [4].
В-третьих, результаты проведенных исследований также не подтвердили максималистского взгляда, согласно которому программированным обучением можно будет охватить в полном объеме все учебные предметы и все типы учебных заведений, начиная от детского сада и кончая вузом. В настоящее время очень отчетливо наметилась точка зрения, что даже в отношении предметов, «удобных» для программирования, какими, например, являются грамматика, физика, география, математика, реализация некоторых тем с помощью этого метода не дает ожидаемых результатов. В данном случае мы наблюдаем стремление к гармоничному объединению программированных и конвенциональных текстов в содержательно и логически единое целое. Одно из проявлений именно такой тенденции это концепция блочной программы, описание которой было размещено в предыдущей главе.
В этой концепции выдвинуто также требование насыщения программированных текстов элементами проблем, отсутствие которых неоднократно являлось причиной острой критики «классических» программ, особенно разработанных Скиннером.
Таким образом, программированное обучение появилось в школьной практике и теории образования как точка пересечения трех главных тенденций эпохи ускоренного развития, называемой эпохой научно-технической революции. Эти три тенденции можно сформулировать следующим образом: связь науки с практикой, автоматизация некоторых действий, выполняемых прежде человеком, возрастание роли управления в современной организации разных аспектов жизни. Эти тенденции современной цивилизации, перенесенные в просвещение, привели в итоге к программированному обучению. В таком понимании оно является исторической закономерностью развития образования в период научно-технической революции. Не следует переоценивать программированного обучения, но не следует его и принижать. Этот метод является жизненным и динамично развиваемым.
Примером развития программированного обучения может служить, в частности, разработанная в середине 60-х годов нашего столетия концепция так называемых управляющих программ. Согласно этой концепции, программированный текст в соответствии с названием выполняет управляющие функции. Он отсылает учащегося к учебникам, энциклопедиям и другим источникам информации, поручает ему проведение бесед, наблюдений и экспериментов. По результатам контроля и оценки эффективности обучения он устанавливает необходимость повторения материала, указывает способы использования приобретенных знаний на практике. Управляющие программы являются, таким образом, для учащегося своеобразным путеводителем на дороге, ведущей к приобретению знаний не только с помощью учения по программированному учебнику, как это обычно происходит в случае текстов, программированных классическими методами, но и с помощью различных других источников информации. Имея вид линейных или разветвленных программ, они служат формированию у учащихся интереса к учебе, приучая их к контролю и оценке хода и результатов учения, а также позволяя устранить возникающие в ходе этого процесса пробелы в знаниях.
Заключение.
Таким образом, основная особенность программированного обучения заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения: прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов и т.д.
В целом программированное обучение можно рассматривать как попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся. В настоящее время считается, что этот подход не оправдал себя. Его использование показало, что процесс обучения не может быть полностью автоматизирован, а роль преподавателя и общение с ним учащегося в процессе обучения остаются приоритетными. Тем не менее, развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.
Список литературы
- Беляева О.А. Педагогические технологии в профессиональной школе: Учебно-методическое пособие / О.А. Беляева. - Мн.: РИПО, 2008.
- Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. - М.: Народное образование, 2008.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп. испр. и перераб.– М.: Издательская корпорация «Логос», 2010.
- Кожаспирова М.Ж. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие / М.Ж. Кожаспирова, К.В. Петров. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.
- Литвинов Е. Программированное обучение на уроках физкультуры / Е. Литвинов // Спорт в школе - Первое сентября. - М., 2008. -- № 23.
- Люленкова О.Ю. Педагогическая психология: учебно-методическое пособие. - М.: Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2013.
- Покосенко Е.А. Современные педагогические технологии: методические рекомендации / Е.А. Покосенко. - Екатеринбург, 2009.
- Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
- Чернова Я. П. Особенности программированного обучения Я.П. Чернова. Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Томск, 2010.