Файл: Ассортиментная политика предприятия промышленности (Новые товары и их место в товарном ассортименте).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и значение товарного ассортимента в системе управления на предприятии
1.1 Понятие товара в рамках концепции маркетинга
1.2 Основы формирования и управления ассортиментом продукции, его структурные составляющие
1.3 Новые товары и их место в товарном ассортименте
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Орелоблхлеб»
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия
Во-вторых, они могут сократить риск, анализируя опыт свой и других предприятий, обеспечивших успех внедрения новой продукции на рынок, выявляя закономерности успеха, где это возможно, и, используя знания этих закономерностей в своей работе.
В любом случае перед предприятием стоит задача повышения конкурентоспособности своей продукции. Она должна тщательно прорабатываться на стадии планирования продукции, в особенности при формировании перспективного ассортимента, быть опережающей и долговременной.
2. Практика формирования и управления товарным ассортиментом ОАО «Орелоблхлеб» и разработка рекомендаций по его оптимизации
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Орелоблхлеб»
Предприятие является филиалом акционерного общества «Орелоблхлеб». Предприятие филиал – «Ливенский хлебокомбинат» входящее в открытое акционерное общество «Орелоблхлеб», является его обособленным подразделением и именуется «Филиал». Предприятие вошло в Общество на правах его обособленного структурного подразделения и находится по адресу 303800, г. Ливны, ул. Железнодорожная, 4.
Ливенский филиал ОАО «Орелоблхлеб» расположен на территории г. Ливны и занимает площадь 2 га. Хлебокомбинат имеет основной производственный корпус в одноэтажном исполнении с торцевой трехэтажной надстройкой, здание механических мастерских, гараж, здание материального склада, соляный склад, трансформаторная подстанция, компрессорная, проходная.
В основном производственном корпусе располагается производство хлебобулочных изделий. В трехэтажной торцевой надстройке располагается производство кондитерских и бараночных изделий, служба управлением предприятием, санитарно-бытовые помещения.
На предприятии имеется 10 печей: 1 ХПА – 40 для выпуска хлеба формового, 2 печи ПХС – 25 и ПХФ – 21 для выпуска булочных изделий, хлеба подового, 1 электропечь П - 119 для производства бараночных изделий и печенья, 1 печь РТ – 150 для производства сдобных и мелкоштучных булочных изделий, 3 печи ПКЭ – 9 для производства сдобных булочных изделий, 2 печи ПКЭ – 9 для производства кондитерских изделий. Имеющиеся на предприятии производственные мощности используются на 70%.
Основным видом деятельности хлебокомбината является производство хлебобулочных и кондитерских изделий. Кроме того, предприятие занимается торговой деятельностью, имеет 6 стационарных точек, 2 «Тонара», 3 а/фургона «Хлеб», реализующих продукцию хлебокомбината в Ливенском и других районах Орловской области. Хлебокомбинатом дополнительно приобретено 4 автофургона «Хлеб», для оказания платных услуг торговым организациям по доставке хлебобулочных и кондитерских изделий.
Для предприятия наиболее важным условием является: производство и сбыт продукции, снижение себестоимости выпускаемой продукции (повышение конкурентоспособности по цене) с одновременным увеличением объема сбыта.
Основной целью деятельности ОАО «Орелоблхлеб» является получение прибыли. Для достижения своей цели Филиал самостоятельно осуществляет следующие виды деятельности:
- развитие производства конкурентоспособных хлебобулочных, кондитерских и других товаров народного потребления, выполнение платных услуг;
- организацию сбыта готовой продукции;
- повышение эффективности использования материальных, финансовых и прочих ресурсов;
- обеспечение надежной и взаимовыгодной кооперации производства, рациональных хозяйственных связей с поставщиками и потребителями;
- освоение новых видов конкурентоспособных продовольственных и других товаров, внедрение новых прогрессивных технологий;
- изучение покупательского спроса и конъюнктуры рынка, проведение анализа экономической и производственно-хозяйственной деятельности;
- посредническую и торгово-закупочную деятельность;
- обеспечение природоохранных мероприятий;
- техническое перевооружение производства.
Предприятие как производственная система представляет собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с аналогичными системами удовлетворять те или иные нужды и потребности потребителей с помощью производимой предприятием системой товаров и услуг, способных выполнять определенную функцию при их потреблении.
Возникновение той или иной производственной системы (предприятия, организации, фирмы и т. п.) обусловлено возникновением на рынке спроса на продукцию этой системы, способную удовлетворять требования потребителей. Поэтому, чтобы существовать и развиваться производственная система (предприятие) должна быть сформулирована и приспособлена к длительному удовлетворению спроса своих потенциальных и существующих потребителей.
В состав производственной системы любого уровня управления (предприятие, цех, участок, рабочее место) традиционно включают следующие ресурсы:
- технические ресурсы (особенности производственного оборудования, инвентаря, основных и вспомогательных материалов и т.п.);
- технологические ресурсы (технологические методы);
- организация НИОКР (наличие собственной системы конструкторской подготовки производства новых товаров, конкурентоспособных идей, научных заделов в области создания новой продукции);
- пространственные ресурсы (характер территории предприятия, производственных помещений, коммуникаций, возможность расширения и пр.);
- маркетинговые и экономические ресурсы (наличие службы маркетинга, способной изучении рынка, наличие нужной ценовой стратегии, система распределения и сбыта, система маркетинговых коммуникаций, бухгалтерии и планового (финансового отдела).
В 2004 году была пущена в работу линия отечественного производства, которая позволяет изготавливать батоны, мелкоштучные изделия–булочки, пряники, сухари, сушки. В настоящее время среднесуточная выработка хлебобулочного цеха составляет: в зимний период 22–24 тонн; в летний период до 36 тонн.
Рассмотрим внешнюю среду предприятия, т.е. непосредственное окружение и среда его существования, заметно влияющую на его деятельность.
Основные поставщики ОАО «Орелоблхлеб» являются ОАО Агрокомбинат – мука, АО Этанол - дрожжи, Евдаковский жирокомбинат г. Ефремов (маргарин, жир), ППК «Орловский» (яйцо), ООО «Варион» г. Лиски (растительное масло).
Основными потребителями ОАО «Орелоблхлеб» являются сеть магазинов «Сберегайка», ТОО «Меркурий», ООО «Исполин», ТЦ «Заливенский».
Основными конкурентами хлебокомбината являются Ливенская Кондитерская фабрика, ООО «Катюша», ЛМК «Ливенский», ООО «Долгое - Хлеб», ООО «Ливенский Хлеб».
Предприятие имеет четыре собственных фирменных магазина (розничная торговля). Доставки продукции в магазины (розничная торговля) осуществляется кольцевым развозом автотранспортом предприятия. Для этого диспетчер отдела сбыта принимает заявки (по телефону или через менеджеров по работе с магазинами города) и формирует три рейса по городу (одна машина на два района города). Развозку продукции осуществляют грузчики-экспедиторы и водители транспортного отдела.
Частные предприниматели (розничной торговли) приобретают продукцию самовывозом на предприятии. Оптовые (крупно-мелкооптовые) предприятия (независимые посредники) города, области и других областей приобретают продукции самовывозом на предприятии.
Организационная структура предприятия представлена линейно- функциональным управлением (Приложение Д).
Предприятие осуществляет доставку продукция своим транспортом в Московскую, Орловскую, Тульскую, Брянскую, Курскую область.
Объем продаж в магазины города (кольцевой развоз) составляет 24% общего объема реализации, что свидетельствует о недостаточно эффективной работе менеджеров по работе с магазинами города. Емкость рынка города составляет приблизительно 1,5 млн. руб./мес. Однако для увеличения объёма продаж существуют реальные препятствия:
- высокая цена продукции по сравнению с конкурентами (высокая себестоимость);
- сильная конкуренция на рынке;
- несоответствие качества продукции её цене;
- слабая профессиональная подготовка менеджеров по работе с магазинами.
- 74% объема продаж предприятия выполняют оптовые посредники (20% в городе, 54% в других областях). В сложившейся ситуации на предприятии, целесообразно сделать акцент на развитие именно этого канала распределения, т.к. данный вид канала связан с наименьшими издержками для предприятия.
Основным конкурентом ОАО «Орелоблхлеб» по производству кондитерских изделий является Ливенский ГорПищекомбинат его мощности по сравнению хлебокомбинатом очень велики.
В 2012 году предприятие включилось в реализацию государственной программы «Здоровье через хлеб», в основе которой лежит концепция здорового и безопасного питания. И в 2013 году была введена в работу линия по производству хлеба лечебно – профилактического действия с такими названиями, как «Богатырский», «Фитнес», «7 злаков», «Лучик», «Облепиховый».
В настоящее время в ассортименте ОАО «Орелоблхлеб» около 40 видов формового хлеба и батонных изделий, 10 видов сдобных изделий, более 50 видов тортов, пирожных и других мучнистых кондитерских изделий, 10 наименований бараночных изделий (сушки, бублики). Для народных праздников, семейных торжеств предприятие выпекает караваи, куличи, калачи.
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия
Анализ финансового состояния — более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу.
Основные технико-экономические показатели функционирования ОАО «Орелоблхлеб» представлены в приложении Е.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния ОАО «Орелоблхлеб» послужили отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
Из приведенных данных видно, что за анализируемый период возросла сумма средств, находящихся в распоряжении предприятия с 2011 до 2012 г. на 120,26 %, и снизилась с 2012 на 2013 г. на 105 %. Доля основных средств имеет тенденцию роста в среднем с 99,66 до 113,99 %, что должно, безусловно, рассматриваться как положительный момент в развитии материально технической базы предприятия. Структура основных средств изменилась за счет приобретения нового оборудования, а коэффициент изношенности с 2011 по 2012 гг. равен 65,6 %, а 2013 г. - 95,62 %. Доля финансовых ресурсов, направленных на основные средства предприятия, пойдут на замену изношенных основных средств.
Оценка ликвидности и платежеспособности.
Приведенные данные в таблице 2 свидетельствуют о положительной работе предприятия в отношении коэффициентов ликвидности - повышение значений всех коэффициентов. Платежная готовность достаточно высока: на что, в частности указывают высокие значения коэффициентов абсолютной ликвидности и маневренности собственных оборотных средств.
Таблица 2 - Характеристика ликвидности и платежеспособности ОАО «Орелоблхлеб»
Наименование показателя |
Период (базовый) 2011 г. |
Период 2012 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, в % к базисному периоду |
Период 2013 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, в % к базисному периоду |
Величина собственных оборотных средств |
2509 |
2852 |
343 |
113,6 |
3902 |
1050 |
136,81 |
Маневренность собственных оборотных средств |
2509 |
2862 |
+353 |
114,06 |
3815 |
+953 |
133,29 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,881 |
1,827 |
-0,054 |
97,12 |
2,53 |
+0,703 |
138,47 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
96,4 |
73,2 |
-23,2 |
75,93 |
104 |
+30,8 |
142,07 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
41,32 |
38,34 |
-2,98 |
92,7 |
71,93 |
+33,59 |
187,61 |
Доля оборотных средств в активах |
54,26 |
54,12 |
-0,14 |
99,7 |
51,55 |
-2,57 |
95,25 |
Доля собственных оборотных средств |
46,85 |
45,26 |
-1,59 |
96,6 |
60,49 |
+15,26 |
133,56 |
Доля запасов в оборотных активах |
58,95 |
59,93 |
0,98 |
101,6 |
58,76 |
-11,7 |
98,04 |
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов |
79,47 |
75,5 |
-3,95 |
95,02 |
102,9 |
+27,38 |
136,25 |
Коэффициент покрытия запасов |
97,78 |
124 |
26,22 |
126,8 |
133,8 |
+9,8 |
107,5 |