Файл: Ассортиментная политика предприятия промышленности (Новые товары и их место в товарном ассортименте).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и значение товарного ассортимента в системе управления на предприятии
1.1 Понятие товара в рамках концепции маркетинга
1.2 Основы формирования и управления ассортиментом продукции, его структурные составляющие
1.3 Новые товары и их место в товарном ассортименте
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Орелоблхлеб»
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия
Таблица 7 - Доля в товарообороте хлебобулочной продукции ОАО «Орелоблхлеб» в разрезе групп товаров
Группа |
Прибыль от реализации 2013 г., тыс. руб. |
Доля в товарообороте, % |
Темп роста в общем объеме темпов роста, % |
Хлеб ржаной |
352 |
25,4 |
115 |
Хлеб пшеничный |
54,24 |
3,9 |
83 |
Кондитерские изделия |
218 |
15,7 |
101 |
Батоны |
82,2 |
5,9 |
100 |
Бараночные изделия |
452 |
33,3 |
108 |
Сдобные изделия |
4,68 |
0,4 |
70 |
Караваи |
213,2 |
15,4 |
98 |
Куличи, калачи праздничные |
2,11 |
0,1 |
65 |
ИТОГО: |
1384,39 |
100 |
- |
Товарная политика предприятия определяет оптимальное соотношение товаров, разных по стадиям жизненного цикла, одновременно находящихся на рынке. Для удержания своего положения на рынке, осуществляя стратегию роста предприятию ОАО «Орелоблхлеб» необходимо реализовать политику товарной дифференциации.
Процесс формирования товарного ассортимента на предприятии ОАО «Орелоблхлеб» состоит из следующих основных этапов:
- Анализируется фактически выпускаемый ассортимент продукции на основе использования различных классификаций и ABC-анализа, который позволяет анализировать ассортиментную структуру предприятия на основании данных в стоимостном выражении.
- Анализируются изменения во внутренней и внешней среде предприятия, такие как кадровые изменения, наличие оборотных средств, достижения НТП, изменение продукции предприятий-конкурентов, изменение спроса на товары (в целом по продукции предприятия, в разрезе ассортиментных групп, рынков, основных покупателей, по годам, кварталам, месяцам).
- Разрабатывается предварительный план ассортимента продукции, в основе которого лежат требования рынка, а также идеи, поступившие из внутренних и внешних источников.
- Анализируются финансовые и производственные возможности предприятия.
- Принятие решений по трем важнейшим направлениям: о запуске в производство новой продукции; производстве модернизированных изделий; исключении из производственной программы устаревших изделий.
- Определяются плановые объемы производства традиционной продукции, новой и модифицированной.
Таким образом, действующая система планирования на предприятии позволяет решать такие основные задачи, как обеспечение постоянного совершенствования и обновления продукции предприятия; принятие обоснованных решений о снятии из производственной программы изделий, теряющих рыночные позиции; разработка мер по производству продукции и оказанию услуг, которые находят наибольший спрос и рынок сбыта.
ОАО «Орелоблхлеб» – ведущее предприятие города и района по производству хлеба и кондитерских изделий. Начиная с 2005 года предприятие производит замену устаревшего оборудования новым. Средний стаж работы персонала составляет 15 – 20 лет. Основной рынок сбыта – г. Ливны и Ливенский район. Сильные стороны:
- широкий ассортимент;
- большой выбор мелкоштучных изделий;
- высокое качество.
Ливенская Кондитерская фабрика – частное предприятие, основанное в 1990 году. Специализируется на выпуске кондитерских изделий. Использует традиционное сырье, оборудование мини – пекарни. Ежегодно персонал проходит курсы повышения квалификации. Является основным конкурентом ОАО «Орелоблхлеб» по кондитерским изделиям.
Сильные стороны:
широкий ассортимент кондитерских изделий;
гибкая адаптация к запросам потребителей и изменение ориентации производства в зависимости от изменения потребностей рынка.
ООО «Долгое-Хлеб» ориентировано главным образом на производство сортов 1 – го сорта, пшеничного 2 – го сорта, мелкоштучной сдобы в широком ассортименте, батонов, кондитерских изделий. Основной рынок сбыта – Ливенский район (23%). 69 % устаревшего оборудования.
Сильные стороны:
- широкий ассортимент мелкоштучных изделий;
- высокое качество.
По результатам маркетинговых исследований на первое полугодие 2014 года можно составить таблицу 8 по оценке конкурентоспособности продукции ОАО «Орелоблхлеб» в сравнении с ее аналогичной продукцией заводов-конкурентов. Анализ проводится по 10 бальной шкале.
Таблица 8 - Сравнительный анализ конкурентных преимуществ ОАО «Орелоблхлеб»
Показатели |
ОАО «Орелоблхлеб» |
ООО «Долгое-Хлеб» |
Ливенская Кондитерская фабрика |
Уровень технической оснащенности |
8 |
7 |
10 |
Квалификация персонала |
9 |
9 |
7 |
Сегмент рынка сбыта |
7 |
3 |
6 |
Широта ассортимента |
8 |
8 |
8 |
Наличие собственных точек сбыта (количество) |
5 |
– |
1 |
Качество продукции |
6 |
6 |
8 |
Возможность быстрого изменения ассортимента |
9 |
8 |
9 |
По уровню технической оснащенности у Ливенской Кондитерской фабрики самый высокий балл. Это связано с тем, что предприятие основано сравнительно не давно и при открытии предприятия всё оборудование соответствовало последним тенденциям. ОАО «Орелоблхлеб» по уровню технической оснащенности занимает второе место. С 2010 года предприятие производит замену старого оборудования новым и на 2013 год было заменено 44% устаревшего оборудования на новое, которое отвечает современным требованиям.
На ООО «Долгое-Хлеб» замена оборудования началась с 2010 года и на 2013 год только 31 % заменено на современное.
На ОАО «Орелоблхлеб» средний стаж работы сотрудников составляет 15 – 20 лет. Это квалифицированный и добросовестный персонал, который хорошо знает весь процесс производства выпускаемой продукции. На предприятии ООО «Долгое-Хлеб» 41% составляют выпускники профессионально–технических училищ, не имеющих достаточного опыта работы в данной сфере производства..
По хлебобулочным изделиям ОАО «Орелоблхлеб» охватывает 80 % рынка сбыта (рисунок 2). Основным конкурентом по кондитерским изделиям является Ливенская кондитерская фабрика (рисунок 3).
- ОАО «Орелоблхлеб»; 2 – ООО «Долгое-хлеб»; 3 – другие
Рисунок 2 – Сегментация рынка по объемам продаж хлебобулочных изделий
Вся продукция Ливенской Кондитерской фабрики реализуется в герметичной упаковке, в результате чего продукция сохраняет свои полезные свойства. ОАО «Орелоблхлеб» и ООО «Долгое-Хлеб» не используют герметичную упаковку при реализации своей продукции или используют ее частично.
1 – ОАО «Орелоблхлеб»; 2 – Ливенская кондитерская фабрика; 3 – другие
Рисунок 3 – Сегментация рынка по объемам продаж кондитерских изделий
Оборудование и технологии, используемые на ОАО «Орелоблхлеб» и Ливенской кондитерской фабрике, позволяют этим предприятиям своевременно реагировать на изменения, происходящие на рынке хлебобулочных изделий. В результате предприятие имеет возможность расширить ассортимент выпускаемой продукции.
Таким образом, исходя из приведенной таблицы 8, можно сделать вывод, что ОАО «Орелоблхлеб» занимает далеко не последнее место среди конкурентов по основным факторам конкурентоспособности, но не следует забывать, что для стабильного поддержания такого положения предприятия на рынке необходимо опережать конкурентов в разработке и освоении новой продукции, технологии, дизайна, нового уровня издержек производства, цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Так достигается сразу несколько параметров конкурентного превосходства.
В части определения (выявления) слабых и сильных сторон конкурирующих фирм отдел маркетинга ОАО «Орелоблхлеб» уделяет серьезное внимание рекламной информации конкурентов, а также их участию в выставочных мероприятиях, т.е., непосредственное ознакомление с их изделиями на стендах, а так же – описание и технологические характеристики. Немало важным фактором определения положения конкурентов на рынке является анализ информации по «Интернет» (торговые площадки, прайс-листы, реклама и т.п.).
Итак, можно сделать вывод, что продукция ОАО «Орелоблхлеб» является конкурентоспособной по экономическим и техническим показателям конкурентоспособности, таким как: качество, возможность быстрого изменения ассортимента, квалификация персонала, наличие собственных торговых точек. Но это не означает, что предприятие должно останавливаться на достигнутом, необходимо проводить дальнейшее совершенствование хлебобулочной продукции и самой маркетинговой деятельности предприятия, от которой на прямую зависит эффективность деятельности всего предприятия. Выпуск товара на предприятии напрямую связан с проблемой состояния рыночного спроса и определения целевого рынка.
Проведение эффективного управления ассортиментом ОАО «Орелоблхлеб» связано с двумя крупными проблемами. Во-первых, предприятие должно рационально организовать работу в рамках имеющейся номенклатуры товаров с учетом стадий жизненного цикла; во-вторых, - заблаговременно осуществлять разработку новых товаров для замены товаров, подлежащих снятию с производства и выводу с рынка.
Таким образом, ОАО «Орелоблхлеб» необходимо иметь и постоянно совершенствовать товарную стратегию, что позволит ей обеспечить устойчивую структуру ассортимента, постоянный сбыт и стабильную прибыль.
Конкретный перечень целей предприятия в области управления ассортиментом и качеством товара зависит от стоящих перед ним проблем. Поскольку поставленные цели предопределяют намечаемые действия, постольку они сами являются критериями оценки достигнутых результатов. Поэтому они должны быть четко сформулированными; реально выполнимыми; указывающими направления действий; обеспечивающими сосредоточение материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Заключение
Формирование ассортимента товаров – процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина – числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию; ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями. Обычно сопоставимым ассортимент легче управлять, чем несопоставимым. Он позволяет предприятию специализироваться в сфере маркетинга и производства, создавать прочный образ и обеспечить стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная концентрация может сделать предприятие – уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что весь упор делается на ограниченный ассортимент товаров.
В условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Формирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности – сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки формирования ассортимента с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. Формирование ассортимента – это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке.
Товарная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.