Файл: Ассортиментная политика предприятия промышленности (Новые товары и их место в товарном ассортименте).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и значение товарного ассортимента в системе управления на предприятии
1.1 Понятие товара в рамках концепции маркетинга
1.2 Основы формирования и управления ассортиментом продукции, его структурные составляющие
1.3 Новые товары и их место в товарном ассортименте
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Орелоблхлеб»
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия
Для торгового предприятия, которым является исследуемый филиал «Орелоблхлеб», из приведенной совокупности показателей текущей деятельности наиболее важнейшими являются показатели оборачиваемости. Данное предприятие имеет высокие коэффициенты оборачиваемости и темпы роста. Рост доли собственных средств в покрытии запасов составил 33,8 за 2012 г. и 7,5 за 2013 г. Следует заметить, что снижение оборотных средств в активах незначительно.
Оценка финансовой устойчивости (таблица 3).
Таблица 3 - Оценка финансовой устойчивости ОАО «Орелоблхлеб»
Наименование показателя |
Период (базовый) 2011 г. |
Период 2012 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, (в % к базисному периоду) |
Период 2013 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, (в % к базисному периоду |
Коэффициент концентрации собственного капитала |
0,705 |
0,7037 |
-0,13 |
99,81 |
63,64 |
6,73 |
90,43 |
Коэффициент финансовой зависимости |
1,4165 |
1,4208 |
0,0048 |
100,33 |
1,5712 |
0,15 |
110,58 |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
0,3671 |
0,3481 |
-0,019 |
94,82 |
0,8536 |
0,505 |
245,2 |
Коэффициент концентрации заемного капитал |
0,294 |
0,2962 |
0,022 |
100,74 |
0,2088 |
0,087 |
70,49 |
Коэффициент структуры долгосрочных вложений |
0 |
0 |
- |
- |
0,01 |
- |
- |
Коэффициент долгосрочных привлечений заемных средств |
0 |
0 |
- |
- |
0,0136 |
- |
- |
Коэффициент структуры заемного капитала |
0 |
0 |
- |
- |
0,0242 |
- |
- |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств |
0,4165 |
0,4208 |
0,0043 |
101,03 |
0,1716 |
-0,249 |
40,77 |
Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется, следовательно, соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтому в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей.
К основным показателям этого блока, используемым в странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида, относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. В данном случае славной стратегической задачей является повышение рентабельности основных средств и активов (таблица 4).
Таблица 4 - Оценка рентабельности ОАО «Орелоблхлеб»
Наименование показателя |
Период (базовый) 2011 г. |
Период 2012 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, (в % к базисному периоду) |
Период 2013 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, (в % к базисному периоду |
Рентабельность оборотного капитала |
0,57 |
0,59 |
0,02 |
103,5 |
0,87 |
0,28 |
147,4 |
Рентабельность продаж |
0,04 |
0,05 |
0,01 |
125,0 |
0,05 |
- |
100 |
Рентабельность продукции % |
10,7 |
10,5 |
-0,2 |
98,1 |
10,4 |
-0,1 |
99 |
Рентабельность активов % |
17,9 |
15,4 |
-2,5 |
86,0 |
9,4 |
-6,0 |
61,0 |
Рентабельность основных средств |
20,3 |
16,8 |
-3,5 |
82,8 |
11,1 |
-5,7 |
66,1 |
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (таблица 5).
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.). Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Таблица 5 - Анализ финансовых результатов ОАО «Орелоблхлеб»
Наименование показателя |
Период (базовый) 2011 г. |
Период 2012 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, (в % к базисному периоду) |
Период 2013 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, (в % к базисному периоду |
Прибыль от основной реализации |
110879 |
113585 |
+2706 |
102,44 |
102938 |
- 10647 |
90,6 |
Результат от прочей реализации |
4488,9 |
5413 |
924 |
120,58 |
5623 |
210 |
103,87 |
Доходы от внереализационных операций |
9,5 |
2 |
- 7,5 |
21,05 |
4 |
2 |
200 |
Расходы и убытки от внереализационных операций |
3,7 |
422 |
418,3 |
1140,5 |
422 |
- |
- |
Балансовая прибыль |
4296 |
5413 |
1117 |
126 |
4864 |
- 549 |
89,85 |
Чистая прибыль |
3078 |
3723 |
645 |
120,9 |
4186 |
463 |
112,4 |
Удельный вес прибыли в балансовой, % |
71,64 |
68,77 |
- |
- |
86,06 |
- |
- |
Приведенные данные в таблице 5 свидетельствуют о том, что балансовая прибыль увеличилась с 2011 по 2012 гг. на 120,56 % (924 тыс.руб.), а с 2012 по 2013 г.снизилась и составила 90,6%; (1064 тыс. руб.). Рост валовой прибыли в первом периоде с 2011 по 2012 г.г. объясняется увеличение прибыли от реализации, во втором периоде с 2012 по 2013 г.г. небольшое снижение прибыли от реализации.
Отрицательное влияние оказало увеличение убытков от прочей реализации на 400 тыс. руб. в первом периоде и невысокое снижение во втором периоде.
Чистая прибыль акционерного предприятия составила в первом периоде 120,9% (645 тыс.руб.), по сравнению с базовым периодом, во втором периоде снижение составило 112,4% (463 тыс.руб.).
2.3 Оценка формирования ассортимента и обеспечения конкурентоспособности товарной продукции ОАО «Орелоблхлеб»
Анализ основных технико–экономических показателей устанавливает лишь общие тенденции, сложившиеся в деятельности предприятия, тенденции, выявление которых позволяет выявить приоритеты, наметить направления дальнейшего экономического анализа.
Что касается распределения функций управления ассортиментом на ОАО «Орелоблхлеб», то на данном предприятии реализация управления ассортиментом возложена на начальников соответствующих отделов (сбыта и маркетинга). В этой связи руководители выполняют большие объемы работ и несут большую ответственность за успешную деятельность предприятия и правильно подобранный товарный ассортимент, что является узким местом управления ассортиментом. С одной стороны это стимулирует деловую и профессиональную активность, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными работниками, но с другой стороны ведет к большой загруженности специалистов, отсутствию инициативы у подчиненных. Следовательно, во избежание такой ситуации необходимо передавать часть не очень сложных задач и функций на выполнение подчиненным, а это в свою очередь будет способствовать стимулированию их инициативы и уменьшению загруженности работой руководителей.
При изучении порядка принятия маркетинговых решений, было установлено, что они тщательно планируются и подготавливаются, а, следовательно, и эффективно реализуются. Таким образом, на предприятии существует достаточно рациональное и эффективное управление товарным ассортиментом.
В настоящее время в ассортименте ОАО «Орелоблхлеб» около 40 видов формового хлеба и батонных изделий, 10 видов сдобных изделий, более 50 видов тортов, пирожных и других мучнистых кондитерских изделий, 10 наименований бараночных изделий (сушки, бублики). Для народных праздников, семейных торжеств предприятие выпекает караваи, куличи, калачи.
Необходимо отметить, что предприятие реализует товары, которые находятся на разных этапах жизненного цикла. Следовательно, торговля одним товаром может быть достаточно успешной и прибыльной, а другим – приносить лишь убытки. Поэтому необходимо определить, сколько и каких товаров на каждом этапе жизненного цикла следует иметь, чтобы обеспечить эффективную деятельность. Единицей анализа выступают группы продукта, характерными параметрами – удельный вес группы в объеме сбыта и удельный вес группы в темпе изменения объемов реализации (таблица 6).
Таблица 6 - Удельный вес отдельных товарных групп в общем объеме реализации продукции ОАО «Орелоблхлеб», 2013 год
Товарные группы |
Объем продаж, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Темпы изменения объемов реализации в общем объеме, % |
Хлеб ржаной |
6421,14 |
24,5 |
110,34 |
Хлеб пшеничный |
2158,6 |
7,9 |
89,99 |
Кондитерские изделия |
2623,1 |
9,6 |
91,74 |
Батоны |
6366,49 |
24,3 |
113,97 |
Бараночные изделия |
1694,09 |
6,7 |
74,98 |
Сдобные изделия |
2131,27 |
8,8 |
99,9 |
Караваи |
2158,6 |
7,9 |
89,99 |
Куличи |
1256,9 |
5,6 |
66,65 |
Калачи праздничные |
1010,9 |
4,7 |
122,22 |
Итого |
25822 |
100 |
99,99 |
В настоящее время производством хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в Ливенском районе занимается ОАО «Орелоблхлеб», работающий в 3 смены и Ливенская Кондитерская фабрика, работающая в 2 смены по 12 часов, также в нашем районе свою продукцию реализуют ООО «Катюша», ЛМК «Ливенский», ООО «Долгое-Хлеб», ООО «Ливенский Хлеб».
Основной вид продукции: ОАО «Орелоблхлеб» – хлеб из ржаной и пшеничной муки, батоны, кондитерские изделия, баранки, сушки.
Ливенская Кондитерская фабрика – кондитерские изделия.
ООО «Долгое-Хлеб» – хлеб из ржаной и пшеничной муки, батоны, редко булки.
В связи с вышеуказанным экономически целесообразно будет рассмотреть ситуацию с точки зрения полученной прибыли (таблица 7).