Файл: Цифровая трансформация промышленных предприятий в условиях инновационной экономики Коллектив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 582

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
69
Наибольшей популярностью в Советском Союзе пользовались АСУТП, функционал которых заключался в автоматизации определённого технического процесса (или группы процессов) в сфере промышленного производства.
Прогресс в данной сфере отражался в появление станков с ЧПУ, автоматических производственных линий и иных средств, обеспечивавших сокращение использования ручного труда [7].
Подобные системы обусловили значительное повышение эффективности труда, что предоставляло возможности для прямой оценки экономической эффективности внедрения технологических инноваций. Помимо экономической эффективности, снижение уровня ручного труда повышало условия труда рабочих, и обеспечивало положительный социальный эффект, особенно значимый в условия государственной собственности на средства производства.
В связи с этими факторами, обеспечивающими популярность развития АСУТП, финансирование данного направления продолжало ежегодно увеличиваться.
Динамика финансирования автоматизации производства представлена на рисунке 3.2.2.
Источник: составлено авторами по материалам статистического сборника «Научно- технический прогресс в СССР, 1990г.» [17].
Рисунок 3.2.2 – Динамика финансирования автоматизации производства
в СССР (тыс. руб.)

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
70
Таким образом, можно сделать вывод о том, что автоматизация производства посредством внедрения в деятельность промышленных предприятий АСУТП в СССР широко поощрялась и финансировалась.
Вместе с тем, стоит учитывать, что отсутствие механизмов рыночной конкуренции, ставших катализатором процессов автоматизации в странах с капиталистической экономикой повлияло на формирование пониженного интереса к автоматизированным системам на уровне предприятий. Так, по ряду сведений, к 1975 году было выведено из эксплуатации 469 АСУ, в т.ч. 225
АСУТП и 244 АСОУ [7].
С началом Перестройки процесс ввода в эксплуатацию новых автоматизированных систем стал значительно замедляться. Общее количество созданных АСУ в динамике за 1966 – 1990 гг. представлено на рисунке3.2.3.
Источник: составлено авторами по материалам статистического сборника «Научно- технический прогресс в СССР, 1990г.» [17].
Рисунок 3.2.3 – Динамика создания АСУ в СССР (ед.)
Исходя из данных, представленных на рисунке 3.2.3, можно сделать вывод о том, что процессы перехода к рыночной экономике отрицательно сказались на отрасли разработки отечественных АСУ. Следует предположить также значительное воздействие на данную динамику наличествовавшей


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
71 неопределённости в дальнейших тенденциях развития хозяйственных отношений, значительно повышавшей риски, связанные с изменениями производственных процессов и утратой АСУ, обладающей, как правило, долгим сроком окупаемости, актуальности в краткосрочной перспективе.
С учётом данных о росте финансирования на АСУ, представленных на рисунке 3.2.2, а также общедоступных сведений об упрощении торговых отношений между СССР и странами Запада, и сопоставлением их с динамикой создания АСУ, представленной на рисунке 3.2.3,имеется возможность также сделать вывод о росте импорта зарубежных автоматизированных систем.
Автоматизированные системы организационного управления (АСОУ), предусматривающие комплексную информатизацию как производственных процессов, так и управления ими, получили значительно меньшее распространение в СССР. Во многом, это связано со значительными финансовыми затратами на их внедрение и сложностью оценки эффективности итогового результата. Помимо этого, данные системы, несмотря на их значительный экономический потенциал, не оказывали непосредственного воздействия на рядовых сотрудников организаций, в связи с чем, обеспечивали значительно меньший социальный эффект, чем АСУТП.
При этом именно на расширении внедрения в деятельность организаций
АСОУ базировался ряд проектов всеобъемлющей информатизации советского общества, более подробно рассмотренных далее. Так, оснащённые АСОУ предприятия должны были стать низовыми организационными звеньями единой государственной сети, функционирующей в режиме реального времени.
Наиболее распространены в учреждениях государственного управления были информационно-справочные системы, обеспечивавшие представление, в том числе в режиме реального времени, актуальной справочной информации, формируемой в специальных центрах обработки информации организации.
Ряд информационных систем создавался исключительно для обработки информации – к таковым можно отнести различные АСУ, обеспечивавшие

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
72 работу органов государственного управления, библиотек, научных учреждений, архивов и т.д. Существование подобных информационных систем имеет принципиальное значение для цифровизации государственного управления, т.к. данный процесс не является осуществимым без эффективной обработки информационных потоков.
На рисунке 3.2.4 представлена динамика ввода АСУ вышеуказанных типов.
Источник: составлено авторами по материалам статистического сборника «Научно- технический прогресс в СССР, 1990г.» [17].
Рисунок 3.2.4 – Динамика создания АСУ государственного управления
в СССР (ед.)
Как следует из рисунка 3.2.4, органы государственного управления были оснащены собственными ведомственными информационными системами в приоритетном порядке в первой половине 1970-х гг. В дальнейшем количество введённых в эксплуатацию систем снижалась, притом, что в целом именно вторая половина 1970-х и первая половина 1980-х стали золотыми годами советской информатизации. Подобные результаты, с учётом отсутствия данных о выводе и комплексной модернизации АСУ в органах государственной власти,


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
73 позволяют предположить о насыщении министерств и ведомств СССР собственными информационными системами.
Подобные системы, получившие название отраслевых автоматизированных структур управления (ОАСУ) являлись фактическими прообразами современных информационных систем государственного управления. Их задачей стало обеспечение принятия решений на уровне министерства или отрасли, посредством выполнения сбора, обработки и предоставления информации. Также зачастую обеспечивалась возможность информационного взаимодействия в реальном времени между территориальными подразделениями организации и подведомственными производственными организациями.
Ещё в конце 50-х годов ХХ века, при разработке первых действующих
АСУ, появились предложения по использованию ИКТ в сфере государственного управления [12]. Основной предпосылкой информатизации государственного управления СССР являлось необходимость оперативного обмена данными между хозяйственными субъектами государственной экономики и органами государственной власти, обусловленная влиянием качества поступаемой информации на качество государственного планирования.
Так, в 1959 году руководитель головного вычислительного центра
Министерства обороны СССР А.И. Китов направил на имя Н.С. Хрущёва докладную записку посвящённую информатизации страны, а позже – и подробный план создания единой информационной инфраструктуры СССР на базе создания Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ), обслуживаемых силами министерства обороны СССР. Помимо гражданских функций, планируемая к внедрению информационная система предполагала возможность использования её в целях национальной обороны при появлении военной угрозы [11].
Несмотря на первоначальное одобрение проекта со стороны государства, его реализация требовала полной перестройки системы государственного

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
74 управления в СССР, в связи с чем, проект был отвергнут, а сам его разработчик был исключён из КПСС и снят с занимаемой должности. Дальнейшее развитие концепции единой государственной системы управления непосредственно связано с директором Института кибернетики АН УССР академиком Виктором
Михайловичем Глушковым.
В 1962 году Госкомитетом СССР по науке и технике был рассмотрен проект «Общегосударственной системы автоматизированного сбора и обработки экономической информации», предполагавшей обеспечение актуальной информацией отраслевых министерств и ведомств. Принципиальными отличиями нового проекта ЕГСВЦ, от изначальной концепции являлось обособление силовых структур, не участвовавших в проекте, от гражданских управленческих структур. Также планировалось внедрение системы электронных денег.
В рамках проекта ЕГСВЦ планировалось формирование взаимосвязанной иерархической системы вычислительных центров, схема которой наглядно представлена на рисунке 3.2.5.
Источник: составлено авторами по материалам анализа трудов В.М. Глушкова
Рисунок 3.2.5 –Первоначальная концепция создания ЕГСВЦ
Как следует из рисунка 3.2.5, комплекс вычислительных центров раскидывался на все уровни экономического управления. Во многом, при


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
75 создании данной схемы был учтён зарубежный опыт проектирования компьютерных сетей, например созданной в США ARPA-net, однако характерно его предназначение для нужд гражданского управления и оптимизации экономических процессов.
Головной вычислительный центр предназначался для обеспечения нужд центральных органов управления, прежде всего – Госплана СССР.
Опорные вычислительные центры должны были обеспечивать информацией местные органы государственного управления, являться хранилищами баз данных, а также использоваться для коллективных вычислений и управления низовых вычислительных центров. На базе около 200 опорных вычислительных центров предполагалось осуществлять вычисления в целях создания региональных экономических планов [10].
Данный проект, несмотря на значительное внимание со стороны руководства СССР, был отвергнут в связи с неочевидной ролью существующих органов государственной власти, в частности Центрального статистического управления, разрабатывавшего концепцию своей собственной всесоюзной информационной системы.
В итоге был разработан новый проект, основанный на создании всесоюзной сети на базе существующей системы министерств и ведомств
Советского Союза. Предусматривалось и создание ряда межведомственных систем, таких, как например АУНТП – автоматизированная система управления научно-техническим процессом [16].
Реализация данного проекта началась в 1970-е годы [10]. Наглядно схема данного проекта, получившего название
Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС) представлена на рисунке 3.2.6.

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
76
Источник: составлено авторами по материалам анализа трудов В.М. Глушкова.
Рисунок 3.2.6 – Итоговая концепция развития ОГАС
Как следует из рисунка 3.2.6, ОГАС на всесоюзном и региональных уровнях предполагалось создание ряда автоматизированных систем –
Автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР) Госплана, АСУ
Госстата (АСГС), АСУ Госснаба (АСУГ), АСУ Госстроя (АСУС), автоматизированную систему Госкомтруда (АСТЗ), АСФЮ – система финансово-юридической деятельности.
Обеспечивалась взаимосвязь информационных систем между собой [20].
Несмотря на существенный потенциал системы, исследователи отмечали значительное ведомственное противодействие, связанное с нежеланием обеспечения открытости информации об их деятельности, а также стремлением обеспечить самостоятельность в принятии решений [12].
По результатам работ над созданием системы, были реализованы отдельные её компоненты, в частности Автоматизированная система плановых расчетов и ряд ОАСУ министерств и ведомств, однако ключевой аспект плана – интеграция всех систем в единое информационное пространство так и не был реализован, что обусловило то, что система так и не обеспечила


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
77 запланированный результат в формировании всеобщего электронного государственного управления.
3.3. Становление цифрового государства в современной России
В Российской Федерации, несмотря на сложную социально- экономическую обстановку, продолжились работы по созданию собственных информационных систем [27]. Продолжилась и модернизация ряда информационных систем, оставшихся от нереализованного ОГАС.
Следующим шагом на пути к цифровому государственному управлению, стало принятие Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия»
(2002- 2010 гг.)» [19]. В рамках программы планировалось решение следующих вопросов:
- обеспечение электронного межведомственного документооборота;
- достижение открытости деятельности органов государственной власти;
- развитие механизма государственного управления посредством применения инновационных технологий;
- принятие управленческих решений и их контроль в электронном виде;
- создание условий для электронного взаимодействия государства и гражданского общества.
Продолжением развития данного направления является принятие программы «Информационное общество» (2011–2020) [29]. Положительными результатами её реализации стали: доступные Интернет-соединение, получение государственных услуг в электронном виде, многофункциональные центры
(МФЦ) [30].
В 2007 году в России появились первые многофункциональные центры.
Главным их преимуществом, по сравнению с классическим порядком получения государственных услуг, стало использование концепции «одного окна», позволяющей заявителю получить необходимые услуги при единичном посещения МФЦ. Реализуется активное внедрение подобной модели оказания

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
78 услуг, что обусловило доступ к услугам МФЦ 96,6% жителей РФ в 2017 году [32].
Осуществляется комплексная деятельность по совершенствованию системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ), предоставлению доступа к системе для новых органов государственной власти.
По состоянию на 2020 год процессы цифровизации в сфере государственного управления состоят, в первую очередь, в интенсификации межведомственного информационного обмена посредством использования узкоспециализированных информационных систем [26].
Собственные информационные системы имеются у подавляющего большинства федеральных министерств и ведомств [28]. Данные системы предназначены, прежде всего, для автоматизации внутренних трудовых процессов и сбора отчётности с подведомственных организаций, если таковые имеются. Фактически, они являются продолжением советской концепции ведомственных АСУ. Ряд информационных систем, таких как ГАС
«Управление», ГАС «Выборы» и ЕИС в сфере закупок выполняют функции, аналогичные отраслевым АСУ, т.к. их функционирование обеспечивает не управление деятельностью ведомства, но работу под контролем государства определённой функциональной сферы деятельности.
Программно-аппаратная база государственных информационных систем регламентируются, прежде всего, в аспектах обеспечения информационной безопасности. Требования к унификации технологических решений и включению системы при её создании в единое информационное пространство государственного управления отсутствуют. Создание систем осуществляется по мере возникновения в них потребности [1].
Информационные системы субъектов РФ создаются самостоятельно силами субъектов на основе рыночных взаимоотношений. Отдельные информационные системы, например
Федерального казначейства,