Файл: Цифровая трансформация промышленных предприятий в условиях инновационной экономики Коллектив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 578

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
59 экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП)). – М.: IMG
Print, 2019. – 48 с.
6. Система научных исследований в
США.
URL: https://proza.ru/2009/12/25/1039 (дата обращения 30.09.2020).
7. Титова Е.В., Антошкина М.А. Научно-технический потенциал США: оценка и перспективы // Научные записки молодых исследователей. 2018. № 6.
С. 20-27.
8. Индикаторы науки: 2019 : статистический сборник / Л.М. Гохберг,
К.А. Дитковский, Е.Л. Дьяченко и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 328 с.
9. Общество
Фраунгофера.
URL: http://ru.knowledgr.com/00140726/ОбществоFraunhofer
(дата обращения
28.10.2020).
10. Общество Макса Планка. URL: http://ru.knowledgr.com/00380939/
ОбществоМаксаПланка (дата обращения 28.10.2020).
11. EPSRC
Centres for
Innovative
Manufacturing.
URL: https://epsrc.ukri.org/newsevents/pubs/cimbrochure/ (дата обращения 28.10.2020).
12. Гайгер Р.Л. Знания и деньги. Исследовательские университеты и парадокс рынка / Роджер Л. Гайгер. Пер. с англ. под науч. ред. А. Рябова. – М.:
Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 408 с.
13. О соревнующейся Америке. Федеральный закон США 110–69 от 9 августа 2007 г. Сокращенное изложение и комментарии Г.С. Хромова. URL: https://www.issras.ru/about/personnel/docs/CompetingAmerica.pdf (дата обращения
29.10.2020).
14. Росстат. Наука и инновации. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14477
(дата обращения 30.10.2020).
15.Россия осталась без ученых и специалистов.
URL: https://lenta.ru/news/2018/03/29/skill_drain (дата обращения 31.10.2020).

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
60 16. О реализации государственной научно-технической политики в
Российской Федерации и важнейших научных достижениях российских ученых в 2018 г. Доклад РАН. – М.: РАН, 2019. – 622 с.
17. Результаты экспертно-аналитического мероприятия «Определение основных причин, сдерживающих научное развитие в Российской Федерации: оценка научной инфраструктуры, достаточность мотивационных мер, обеспечение привлекательности работы ведущих ученых». – М.: Счетная палата
Российской Федерации, 2020. – 53 с.
18. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации. – Указ Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899.
19. Отчет о результатах деятельности ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований» и использовании закрепленного за ним федерального имущества за 2019 г. – Утв. советом Фонда 1.03.2020. – 50 с.
20. Создавая фундамент будущего. Годовой отчет Российского научного фонда за 2019 г. – М.: РНФ, 2020. – 66 с.
21. Перечень инновационных территориальных кластеров. – Утв. поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 12.08.2012.
№ ДМ-П8-5060.
22. О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров. – Постановление Правительства РФ от 31 июля
2015 г. № 779.
23. Геоинформационная система. Индустриальные парки. Технопарки.
Кластеры. URL: https://www.gisip.ru/#!ru/clusters/ (дата обращения 31.10.2020)
24. Сводная статистическая информация геоинформационной системы по кластерам. – М.: Минпромторг России, 2020. – 4 с.
25. Об особых экономических зонах в Российской Федерации. –
Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (ред. на 03.07.2016).


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
61 26. Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. –
Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ (ред. на 29.12.2017).
27. ГОСТ Р 56301-2014 Индустриальные парки. Требования. Дата введения 2015-09-01.
28. ГОСТ Р 56425-2015 Технопарки. Требования. Дата введения
15.12.2015.
29. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. – Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от
8.12.2011 № 2227-р.
30. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Научно-технологическое развитие Российской Федерации». – Постановление
Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377 (ред. на 31.03.2020).
31.Российские вузы в общем и региональных рейтингах Quacquarelli
Symonds
(QS).
URL: https://univer.expert/rossiyskiye-vuzy-v-obshchem-i- regionalnykh-reytingakh-quacquarelli-symonds-qs/#3 (дата обращения 30.10.2020).
32. Россия в цифрах. 2020: Крат.стат.сб. / Росстат – M., 2020. – 550 с.
33. Петров И. Наука Кольской ГМК в надежных руках. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/203632851 (дата обращения 5.11.2020).
34. Охмин Д. Корпоративная наука – необходимое явление. URL: https://gt- tomsk.ru/vip/korporativnaya-nauka-neobxodimoe-yavlenie/
(дата обращения
2.11.2020).
35. Haklay, M. Citizen Science and Policy: A European Perspective. Woodrow
Wilson Center for Scholars, 2015, 76 pp.
36. Кошовец О.Б.,
Фролов И.Э.
«Прекрасный новый мир»: о трансформации науки в технонауку // Эпистемология и философия науки. 2020.
Т. 57. № 1. С. 20–31 37. Кошовец О.Б., Фролов И.Э. Онтология и реальность: проблемы их соотношения в методологии экономической науки // Теоретическая экономика:

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
62 онтологии и этика / Под ред. О. Ананина. – М.: Институт экономики РАН, 2013.
С. 27‒112.
38. Фролов И.Э.
Проблемы капитализации российской науки: продуктивность, результативность, эффективность
//
Проблемы прогнозирования. 2015. № 3. С. 3-20.
39. Vlaskovits, P. Henry Ford, Innovation, and That “Faster Horse” Quote //
Harvard Business Review, August 29, 2011.

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
63
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Глава 3. Информационные технологии в государственном
управлении. История и перспективы
3.1. История развития отечественных информационных технологий
Информационные технологии, несмотря на то, что их повсеместное применение берёт своё начало в начале XXI века, обладают длительной историей. Так, общеизвестно, что отдельные принципиальные элементы, присущие современным вычислительным технологиям получили широкое распространение ещё в начале XIX века, при создании станков текстильной промышленности.
В связи с беспрецедентными возможностями, вычислительные технологии не могли не стать объектом пристального внимания государственной власти, по самой своей сущности имеющей широкий спектр их потенциального применения. Так, проведённая в первой половине XIX века Ч. Бэббиджем научно-практическая работа по созданию универсальных вычислительных машин, ставшая предвестницей построении информационного общества, была осуществлена, прежде всего, на государственные средства Великобритании [34].
Несмотря на отсутствие точных сведений о том, в какой именно сфере планировалось применять счётную машину Бэббиджжа, очевиден высокий интерес государства к её созданию.
При этом работы российского чиновника и изобретателя С.Н. Корсакова по проектированию логических машин, проводившиеся им в инициативном порядке, не получили в 1832 году должной оценки со стороны Императорской
Академии наук. Комиссия не учла высокий потенциал сокращения трудозатрат на вычислительную деятельность, сочтя упрощение подсчёта вредным для интеллектуального развития человека [23]. По достоинству найденные в архивах
Академии наук СССР работы С.Н. Корсакова были оценены научным сообществом лишь в 1982 г.

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
64
Имеющий очевидный практический потенциал, табулятор Г. Холлерита, созданный в конце XIX века, также иллюстрирует тесную связь государственного управления и начального этапа развития вычислительных технологий. Появление данного изобретения во многом обусловлено опытом его создателя на государственной службе США, заключавшейся в статистической обработке данных [24]. Первые табуляторы, несмотря на то, что их работа не предусматривает совершение машинных логических операций, фактически стали фундаментом, благодаря которому стало возможным проведение всеобщих переписей населения и иных мероприятий, требующих быструю обработку значительных массивов данных. Осуществление расчётов по готовым массивам в данный момент уже могло выполняться посредством различных узкоспециализированных аналоговых вычислительных устройств.
Показанная табуляторами
Холлерита высокая эффективность механического подсчёта результатов переписи населения США 1890 году обусловила быстрый рост популярности данного изобретения и покупку табуляторов рядом иностранных государств. Закуплены табуляторы были и
Российским правительством – новейшие технологии широко применялись в ходе ставшей первой и последней всеобщей переписи населения Российской империи [31].
Дальнейшее развитие информационных технологий, вплоть до 40-хх гг.
XX века характеризуется постепенным ростом характеристик вычислительной техники, предназначенной для решения узкого круга задач. Работы по созданию аналоговых вычислительных устройств велись и в Советском Союзе, причём концепции отдельных образцов вычислительных устройств, таких как, например, гидравлический интегратор
Лукъянова, были настолько эффективными, что их использование в народном хозяйстве продолжалось вплоть до 80-х гг. ХХ века [21].
Значительный рывок в развитии информационных технологий произошёл в годы Второй Мировой войны, что было обусловлено потребностями армий


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
65 противоборствующих государств в ускорении вычислительных процессов.
Принципиальным отличием первых настоящих электронных вычислительных машин стало возможность применения в их работе программ вычислений, в связи с чем, отпала потребность создания отдельных дорогостоящих машин под отдельные вычислительные операции.
Использование вычислительных машин в 1950-е годы, в связи с их ограниченным количеством и высокой стоимостью, не могло широко применяться в сфере гражданского государственного управления, в связи с чем, подробное рассмотрение данного периода в контексте настоящей работы не представляется актуальной.
Начало 50-х гг. XX века стало точкой отчёта прогресса советской информатизации. Так, в 1950 году под руководством академика С.А. Лебедева в
Киеве была создана первая в СССР программируемая вычислительная машина, получившая название МЭСМ-1 [15]. Данная ЭВМ разрабатывалась в качестве макета более технологичной перспективной
ЭВМ для отработки технологических решений, однако, несмотря на сложную систему управления и ненадёжность отдельных узлов, данная машина применялась для выполнения расчётов в интересах народного хозяйства вплоть до 1957 года.
Одним из ключевых вопросов, связанных с темой настоящей главы, является период «Борьбы с кибернетикой», зачастую указываемый в качестве причины отставания советских информационных технологий от таковых в странах Запада.
Положившая началу кибернетики как науке книга американского учёного
Н. Винера «Кибернетика: Или Контроль и Коммуникация у Животных и
Машин», несмотря на значительный успех за рубежом и значительный потенциал заложенных в ней идей для развития информационных технологий, была негативно встречена в СССР. Книга длительное время не переводилась на русский язык и была ограничена от публичного доступа [9]. Как идеи самой

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
66 книги, так и работы, являвшиеся реакцией на неё со стороны научного сообщества, стали объектом критики советских идеологов.
Советская идеология, не ставившая под сомнение идеи создателей марксизма-ленинизма, не могла не учитывать ряд сходных аспектов труда
Н. Винера с принципами научного управления Ф. Тейлора, при том, что
В.И. Ленин в своём труде «Система Тейлора – порабощение человека машиной» резко критиковал механистический, безличный подход к управлению рабочими, указывал, что система Тейлора «соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний» [14]. В связи с этим, сходные с тейлоризмом идеологические аспекты труда Винера не могли быть одобрены советской цензурой.
При этом следует учитывать, что собственно сама необходимость развития информационных технологий, их потенциальная практическая значимость для народного хозяйства социалистических стран, не ставилась под сомнение[25].
Таким образом, необходимо отметить, что полемика против кибернетики в
СССР не привела к противодействию развитию вычислительных технологий, необходимость применения которых в жизни общества ясно осознавалась руководством страны, и что чётко прослеживается в успехах советских конструкторов и учёных в сфере прикладной информатики.
В связи с низким интересом советской радиоэлектронной промышленности к концепции микропроцессора, к 1980-м годам производство вычислительной техники в СССР значительно уступало таковому в странах
Запада, как по количественным, так и по качественным характеристикам.
Несмотря на наличие производства на собственной элементной базе микропроцессорных ЭВМ, например серии ЕС ПЭВМ, в середине десятилетия импорт зарубежной вычислительной техники приобрёл массовый характер [13].
Ранее принятое решение о совместимости наиболее массовых вычислительных машин с зарубежными образцами предопределило кризис в сфере разработки отечественного программного обеспечения и элементной базы.


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
67
С начала 1970-х годов, по мере усложнения технологии интегральных схем, самостоятельные научные разработки заменяются копированием готовых технических решений. Всё это обеспечивает кризис советских вычислительных технологий.
Современная Россия сохранила тенденцию к переходу на массовое внедрение ПЭВМ, что, в сочетании с прекращением производства на территории страны гражданской вычислительной техники, предопределило современное аппаратное оснащение государственной власти РФ вычислительной техникой.
Так, деятельность государственных служащих на рабочих местах, как правило, производится с применением ПЭВМ, созданной на базе импортной элементной базы с использованием IBM-PC совместимой архитектуры. Ряд мер по импортозамещению, в том числе формирование списка отечественного программного обеспечения, поддержка развития российской элементной базы и ограничения на закупку зарубежных программных решений потенциально способен обеспечить некоторое различие в программно-аппаратном обеспечении российских государственных служащих и сотрудников коммерческих организаций, однако сходной сохраняется сама концепция взаимодействия человека и информационной среды организации.
Таким образом, программно-аппаратное обеспечение российской государственной службы обеспечивает предпосылки к учёту опыта коммерческих организаций в вопросах построения внутренних и внешних информационных взаимодействий.
3.2. Развитие информационных систем государственного управления
в СССР
Основой для появления информационных систем государственного управления в отечественной практике информатизации стало бурное развитие технологий автоматизированных систем управления (АСУ) в 60-х гг. ХХ века.
Высокая значимость АСУ для развития экономики страны являлась

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
68 общепризнанной, и нашла своё отражение в официальных документах КПСС.
Рассмотрение АСУ как фактора развития электронного государственного управления связано, прежде всего, с фактором наличия в СССР государственной собственности на средства производства.
Развитие комплексных информационных систем государственного управления, которые будут рассмотрены далее, в качестве конечной цели предусматривало интеграцию всех вычислительных систем СССР в единую сеть, в связи с чем, специфику процессов информатизации на уровне государственных производственных и непроизводственных организаций определяет сам процесс информатизации государственного и муниципального управления [5; 6].
В связи с широкими возможностями применения АСУ в различных сферах деятельности человека, необходимо определить различные категории систем в целях уточнения объекта исследования. Основные направления по созданию
АСУ в СССР представлены на рисунке 3.2.1.
Источник: составлено авторами по материалам статьи Стрюковой Е.П. «Основополагающие работы А. И. Китова в области АСУ»
Рисунок 3.2.1 – Классификация направлений создания АСУ в СССР
Как следует из рисунка 3.2.1, АСУ применялись в различных областях деятельности, что обеспечивало появление различных концептуальных схем их проектирования в зависимости от сферы внедрения [33]. В контексте настоящего исследования, особый интерес представляют АСОУ и ИСС, однако кратко будут рассмотрены и иные типы АСУ.