Файл: Цифровая трансформация промышленных предприятий в условиях инновационной экономики Коллектив.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 585
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
79 функционируют на всех уровнях власти, создавая цельную иерархическую структуру.
На основе анализа государственных информационных систем, возможно выделить ряд следующих проблемных моментов:
• сложность планирования внедрения информационных систем;
• длительный период опытной эксплуатации;
• отсутствие прямого информационного взаимодействия между отдельными системами;
• отсутствие унификации пользовательского интерфейса;
• отсутствие единой базы пользователей.
Указанные проблемы в различной степени оказывают воздействие на эффективность процесса цифровизации государственного управления в РФ.
Первой по уровню значимости, и во многом являющейся причиной возникновения следующих проблем является сложность долгосрочного планирования потребности в создании новых информационных систем.
Подобная тенденция, прежде всего, связана с необходимостью повышения уровня координации в данной сфере – несмотря на то, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ осуществляет общий контроль, обеспечивает планирование и задаёт вектор новых информационных систем федерального уровня, фактически решение об их создании принимается непосредственно отдельными органами власти, после чего обособленно внедряется [3].
В связи со значительным количеством федеральных государственных информационных систем, и закрытостью части сведений о них, целесообразным является рассмотрение информационных систем отдельного субъекта РФ. Узкая специализация внедряемых информационных систем находит отражение, например, в региональной программе Московской области «Цифровое
Подмосковье». Так, среди широкого перечня внедряемых систем и в их описании фактически отсутствуют проектные процедуры по их интеграции [4].
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
80
В целом, несмотря на ряд моментов, связанных с интеграцией информационных систем, видна тенденция по развитию в Российской
Федерации концепции цифрового государства, что отражается в повышении доступности услуг в электронном виде для населения, развитии электронного документооборота, постепенной интеграции информационных систем на региональном уровне.
3.4. Перспективы цифровизации государственного управления в России и
мире
Мировой тенденцией информатизации органов государственного управления является создание общего информационного пространства – цифрового государства. Эволюция полноценного электронного правительства включает в себя несколько этапов, представленных на рисунке 3.4.1.
Источник: составлено авторами на основе анализа мировых тенденций развития цифрового государства как явления объективной реальности
Рисунок 3.4.1 – Этапы построения цифрового государства
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
81
Как следует из схемы, представленной на рисунке 3.4.1, и выполненного ранее анализа информатизации государственного управления, в настоящий момент Российская Федерация находится на 3-й стадии цифровизации.
Четвертый этап, напрямую сопряжённый с появлением цифрового правительства, включает в себя создание портала, предоставляющего весь комплекс услуг всех государственных и муниципальных органов власти и свободный обмен данными между всеми информационными системами. Таким образом, для перехода к цифровому государству необходимо:
• применение единого стандарта технической реализации информационных систем;
• унификация пользовательских интерфейсов;
• создание единой архитектуры государственных данных;
• реализация возможности эффективного использования государственных данных в информационных системах всеми государственными и муниципальными органами, эффективность деятельности которых, зависит от их применения.
В настоящий момент, в Российской Федерации проводятся работы по координации деятельности в сфере информатизации органов власти федерального и регионального уровня. Данные функции осуществляются
Департаментом координации и реализации проектов по цифровой экономике
Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. В рамках Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1235
«О федеральной государственной информационной системе координации информатизации» создана информационная система, в которой обеспечивается осуществление координации информационных систем [2].
По состоянию на 2020 год, осуществляется интеграция пяти информационных систем, являющихся ключевыми для развития цифрового государства:
ЕСИА;
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
82
ГАС «Управление»;
ЕИС в сфере закупок;
ГИС управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
ГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг».
Комплекс вышеуказанных систем позволяет сформировать единую платформу для оказания государственных услуг и управления финансовой деятельностью. Данные информационные системы тесно связаны друг с другом и основаны на схожей технологической базе, что обеспечивает:
снижение затрат рабочего времени сотрудников на ознакомление с принципами действия новых информационных систем;
снижение затрат рабочего времени технических специалистов на поиск и решение неполадок в работе информационной системы;
обеспечение единой базы данных пользователей государственных информационных систем.
Расширение действия мероприятий по координации развития информационных систем может обеспечить существенное ускорение процесса построения цифровой экономики за счёт высвобождения вычислительных мощностей и технических специалистов и применения их в приоритетных направлениях развития цифровой инфраструктуры.
Невозможно не учитывать и последние достижения в сфере информационных технологий, способные значительно изменить отдельные аспекты государственных информационных систем. Так, широкий потенциал внедрения имеют нейросетевые технологии и блокчейн.
Нейронные сети – программное обеспечение, созданное по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей, стали привычным элементом повседневной жизни в конце второго десятилетия XXI века. Данная технология широко применяется в аналитических целях в связи с тем, что она позволяет производить новую информацию на основе исходно
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
83 заложенных вводных, благодаря механизмам обучения на больших массивах данных [22].
Информационные системы с внедрёнными в них механизмами нейронных сетей могут позволить значительно ускорить процессы поиска и обработки массивов данных, обеспечить помощь в определении неочевидных связей каких- либо процессов и явлений, создавать проекты готовых решений по заданным критериям. Несомненно, что работа нейронных сетей в сфере государственного управления должна тщательно регулироваться, однако широкий потенциал данной технологии в сфере аналитики и сортировки данных, с учётом непрерывно увеличивающегося их объёма, в т.ч. и в государственной информационной инфраструктуре, невозможно недооценивать.
Рассмотрение технологии блокчейн (выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию) в значительной степени относится к сфере обеспечения информационной безопасности, однако данная сфера имеет большое значение в контексте рассмотрения государственных информационных систем [8]. Так, использование данной технологии позволит обеспечивать безопасную передачу данных, что снижает угрозы от проникновения злоумышленников в перспективную единую государственную инфраструктуру.
По состоянию на 2020 год технология блокчейн используется в сфере государственного управления Эстонии в целях идентификации личности, в т.ч. для целей обеспечения безопасности проведения процедуры выборов в электронной форме. В России рассматривалось применение технологии для обеспечения работы информационных систем Росреестра.
Таким образом, перспектива развития информационных систем государственного управления, в связи с развитием сетевых технологий, заключается в повышении уровня их взаимной интеграции, что предполагает своим итогом построение единого информационного пространства государственного управления. Значительное место в формировании
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
84 государственного управления будущего принадлежит концепции оказания государственных услуг в электронном виде, что связано с изменением структуры информационного межведомственного взаимодействия при расширении перечня оказываемых услуг. Катализатором развития информационных систем государственного управления могут стать нейросетевые технологии, способные обеспечить рост эффективности аналитической работы, зависящий от объёма данных в информационной среде и уровня интеграции её компонентов.
При этом не стоит забывать, что эффективность системы цифрового государственного управления тесно связана с развитием не только вычислительных технологий, но и институтов гражданского общества. Таким образом, именно повышение гражданской сознательности каждого отдельного человека позволит добиться открытой и эффективной системы цифрового государственного управления, действующего в интересах всеобщего развития, и обеспечивающего защиту общественных интересов.
Список использованной литературы
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября
2009 года № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем».
2. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1235
«О федеральной государственной информационной системе координации информатизации».
3. Письмо Аппарата Правительства РФ №П10-5473 от 6 февраля 2014 г.
4. Постановление Правительства Московской области «Об утверждении государственной программы Московской области «Цифровое Подмосковье» на
2018-2021 годы».
5. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1963 г.
«Об улучшении руководства внедрением вычислительной техники и автоматизированных систем управления в народное хозяйство».
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
85 6. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.10.1970 г.
«О мерах по совершенствованию управления в народном хозяйстве на основе широкого использования средств вычислительной техники».
7. Бокарев Ю.П. СССР и становление постиндустриального общества на
Западе, 1970-1980-е годы [Текст] / Ю.П. Бокарев. – М.: Наука, 2007. – 381 с.
8. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007. – 860с.
9. Н. Винер Кибернетика: Или Контроль и Коммуникация у Животных и
Машин. [Текст] / Пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Поварова. – М.: Наука;
Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. – 344 с.
10. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики [Текст] /
В.М. Глушков. – М.: Наука, – 1987. – 211 с.
11. Кутейников А. В. На заре компьютерной эры: предыстория разработки проекта Общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством СССР (ОГЛС) [Текст] / А.В. Кутейников // История науки и техники. 2010. № 2. с. 46-47 12. Кутейников А.В. Общегосударственная автоматизированная система управления советской экономикой (ОГАС): история создания и уроки. [Текст] /
А.В. Кутейников // Научные труды Международной молодежной научной конференции XXXVII Гагаринские чтения, – 2011. Т. 4. С. 80-82.
13. Ларионов А.М., Левин В.К. и др. Основные принципы построения и технико-экономические характеристики Единой системы ЭВМ [Текст]/
А.М. Ларионов, В.К. Левин // УСиМ. 1973. № 2. с. 1-12.
14. Ленин В.И. Система Тейлора — порабощение человека машиной
[Текст]/ В.И. Ленин. –М.: Госполитиздат, 1984. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23.
416 с.
15. Малиновский Б.Н. История вычислительной техники в лицах [Текст] /
Б.Н. Малиновский // Киев: «КИТ», ПТОО «А. С. К.». – 1995. — 384 с.
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
86 16. Маталин-Слуцкий Л.А., Колпаков И.Ф. Автоматизированные системы научных исследований и аппаратура КАМАК [Текст] / Л.А. Маталин-Слуцкий,
И.Ф. Колпаков // М.: Природа. 1984. № 2. – с. 85.
17. Научно-технический прогресс в СССР. Статистический сборник
[Текст] // М.: Финансы и статистика. – 1990. – 680с.
18. Никитов В.А.,
Орлов Е.И.,
Старовойтов А.В.,
Савин Г.И.
Информационное обеспечение государственного управления [Текст]/ под ред.
Академика Гуляева Ю.В. – М.: Славянский диалог. – 2000. – 278с.
19. Петрова Е.А. Зарубежный опыт информатизации и особенности его реализации в России [Текст] / Е.А. Петрова // М.: Фундаментальные исследования. – 2007. – № 11. – с. 31-35 20. Сафронов А.В. Автоматизированная система плановых расчетов
Госплана СССР как необходимый шаг на пути к общегосударственной автоматизированной системе учета и обработки информации (ОГАС) [Текст]/
А.В. Сафронов. – М.: Экономическая история. – 2019.– №4. с.47-48 21. Соловьева О.
Водяные вычислительные машины
[Текст]
/
О. Соловьева // М.: «Наука и Жизнь». —2000. — № 4.
22. Хайкин С. Нейронные сети: полный курс. [Текст] / С. Хайкин –
М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 1104 с.
23. Шилов В.В. Логические машины и их создатели [Текст] / В.В. Шилов //
М.: Информационные технологии. – 2008. № 8. – 40 с.
24. В.Г. Электронная машина Голлерита для подсчёта статистических данных // Вестник опытной физики и математики. Электронный ресурс. Режим доступа: https://vofem.ru/ru/articles/22501.
25. Материалы XXII съезда КПСС. Электронный ресурс. Режим доступа https://search.rsl.ru/ru/record/01006226073.
26. Официальный сайт национального проекта Российской Федерации
«Цифровая экономика».
Электронный ресурс.
Режим доступа: https://digital.ac.gov.ru.
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
87 27. Портал Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы»). Электронный ресурс. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/infosystems/2/.
28. Портал Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации
«Информационное общество 2011–2020 годы)». Электронный ресурс. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/uploaded/files/otchet2016.pdf.
29. Портал Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. ФЦП «Информационное общество».
Электронный ресурс. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1.
30. Рудычева Н. ИКТ в госсекторе: основные тренды. Электронный ресурс.
Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/gov2015/articles/ikt_v_gossektore_osnovnye_trendy.
31. Сафронов А.А. Из истории подготовки первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Электронный ресурс. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/5037/1/1-2001-12.pdf.
32. Совершенствование государственного управления. МФЦ охватили
96,6% россиян.
Электронный ресурс.
Режим доступа: http://ar.gov.ru/ru/news/42956/1/0/0/index.html.
33.
Стрюкова Е.П. Основополагающие работы А. И. Китова в области
АСУ // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. №4.
Электронный ресурс.
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovopolagayuschie-raboty-a-i-kitova-v-oblasti-asu.
34.
D. Swade. The difference engine: Charles Babbage and the quest to build the first computer / Swade D. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/268242772.
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
88
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17