Файл: Искусство россии первой половины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИСКУССТВО РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Для многих видов искусства XIX век стал поистине золотым. Богатый вы­дающимися произведениями изобра­зительного искусства, музыки, прозы и поэзии, он оставил значительный след в русской и мировой художествен-

ной культуре. Победа России в Отече­ственной войне 1812 г., кризис фео­дально-крепостнической системы и отрицание самодержавия и крепост­ничества в наиболее прогрессивных общественных кругах, воздействие пе-


редовых идеалов — все это в большой мере определило характер русского искусства XIX столетия.

Высокий духовный потенциал XIX в. в изобразительном искусстве выража­ется в общем подъеме гражданствен­ного пафоса, разнообразии индивиду­альных живописных концепций, в сме­лости и размахе градостроительства. Все это значительным образом отличает новую эпоху от предыдущего этапа, более однообразного по стилистиче­ским и жанровым подходам.

Историю русского изобразительно­го искусства XIX в. в научной литера­туре принято делить на два достаточ­но отчетливо различимых периода — первую и вторую половину XIX в. Раз­деление это является, естественно, несколько условным по временным границам. Например, первая полови­на столетия захватывает 1850-е годы. Тем не менее такое деление верно от­ражает своеобразие процесса развития художественной культуры.

В русской культуре первой полови­ны XIX в. большое значение приобрел романтизм. Развитие романтических идеалов в русском искусстве можно разделить на два этапа. В первой трети века русский романтизм в изобразительном искус­стве свободен от крайностей индиви­дуализма. Часто в одном произведении романтические черты сочетаются с классицистическими. Во многих про­явлениях русский романтизм этого вре­мени близок сентиментализму, что луч­ше всего выразилось в жанре портрета. В центре внимания художников нахо­дится натура яркая, неповторимая, значительная в силу своих личностных, а не сословных достоинств. Особенно существенна была роль романтизма в формировании эстетических взглядов О. А. Кипренского, менее отчетливо он повлиял на творчество А. Г. Венециа­нова, В.А.Тропинина и др.

Романтизм нашел воплощение и в пейзаже. В первой трети XIX в. в рус­ской живописи возникает жанр пей­зажа (творчество С. Ф. Щедрина).

Определенные романтические чер­ты можно обнаружить и в архитектуре, и скульптуре начала века. Важно отме­тить, что весь цикл своего развития, от становления до упадка, романтизм совершает именно в пределах первой половины XIX в., хотя предромантиче-ские веяния появились в конце XVIII в.

Во второй трети XIX в. романтизм на русской почве переживает новый этап развития. В это время и черты ро­мантизма в изобразительном искус­стве (противопоставление идеала про­зе жизни, гиперболизм образов, на­пряженность колорита, контрасты све­тотени, динамика пространственных построений и др.) становятся более чет­кими. Однако отнюдь не всегда роман­тизм открывал новые, перспективные пути в искусстве. Одним



из характерных признаков русского романтизма по-прежнему остается тес­ная связь с классицизмом.

Роль классицистического наследия в романтизме была противоречивой. С одной стороны, романтизм впитал в себя веру в прекрасную и благородную природу человека, которая заключалась в этических и эстетических идеалах высокого классицизма. Многие клас­сические средства художественной выразительности (строгость рисунка, четкость построения формы и др.) были взяты на вооружение художни­ками-романтиками. Позитивную роль наследия классицизма можно обнару­жить в творчестве К. П. Брюллова, Ф.А. Бруни и А. А. Иванова. С другой стороны, классицизм, воспринятый только как сумма художественных ка­нонов, безусловно, тормозил разви­тие романтизма.

Важной особенностью романтизма рассматриваемой эпохи является то, что в его сфере зарождаются историзм и ре­ализм. Ярчайший пример — творчество Александра Иванова. Он также показы­вает эволюцию пейзажного жанра: от классицистического понимания пейза­жа как героического аккомпанемента действиям человека художник идет к глубокому проникновению в объектив­ные закономерности жизни природы.

В это же время происходит накоп­ление реалистических черт и в плас­тических искусствах.

В начале XIX в. господствующим сти­лем в русской архитектуре и скульптуре стал ампир. Это поздняя стадия клас­сицизма, именуемая обычно зрелым, или высоким, классицизмом. Класси­цизм сохраняет свои позиции в этих ви­дах искусства вплоть до начала 1840-х годов. Именно высокий классицизм придает единство искусству первой половины XIX в.

В этот период бурно развивалось градостроительство. Здание подчиня-

лось городскому ансамблю — улице, площади или набережной, и поэтому укрупнялись архитектурные формы. Зодчие отказывались от мелких де­коративных деталей, использовали в оформлении построек скульптуру. Твор­чество А. Н. Воронихина, А.Д.Захаро­ва, Ж. Тома де Томона, О. И. Бове, К. И. Росси, их достижения в области синтеза скульптурного и живописно­го декора, убранства интерьеров — ог­ромный вклад русского искусства пер­вой трети XIX в. в мировую культуру.

Из периферийных городов Россий­ской империи особенно быстро строи­лись, а главное — получили превосход­ную планировку Одесса, Керчь, Пол­тава. После пожара 1812 г. интенсивно отстраивалась Тверь, в восстановлении которой участвовал К. И. Росси.

Академия художеств несомненно остается в начале XIX в. главным худо­жественным центром России. Возрас­тает популярность академических вы­ставок. Постепенно интерес к изобра­зительному искусству охватывает все более широкие общественные слои.

Архитектура

Первая треть XIX в. — высшая фа­за в почти вековом развитии архитек­туры классицизма, так называемый



русский ампир. Новизну и стилистиче­ское своеобразие этого этапа в преде­лах общего классицистического кано­на определяют преобладание в архи­тектурном творчестве градостроитель­ных задач и господство общественных сооружений.

Необходимость учитывать большие пространственные перспективы при­вела к укрупнению архитектурных форм и членений, сокращению эле­ментов, членящих объем. Таким обра­зом подчеркиваются монументальные качества архитектуры. Наиболее полно эти черты выразились в проектах и со­оружениях Ж. Тома де Томона, А. Д. За­харова и чуть позднее В. П. Стасова.

Пространственный размах предоп­ределяет характерную для архитекту­ры ампира протяженность фасадов, все вертикальные акценты композиции подчиняются горизонтальной доми­нанте.

Утверждение пространственных цен­ностей над ценностями объема и фор­мы явилось источником специфиче­ских трудностей и противоречий,сде-лавших ампир одновременно высшим и критическим моментом в развитии русского классицизма. В связи с этим следует обратить внимание на то, что крупнейшие сооружения ампирной эпохи в столицах — это перестройки или перепланировки существовавших прежде комплексов. Таковы в Петер­бурге Адмиралтейство А. Д. Захарова, Горный институт А. Н. Воронихина, здание Главного штаба К. И. Росси, в Москве — Торговые ряды О. И. Бове на Красной площади, здание Москов­ского университета Д.Жилярди. По­скольку при этом архитектурная задача сводилась к оформлению уже имею­щихся зданий классическими фаса­дами со стороны парадных магистра­лей и площадей, возникала угроза фасадного, декоративно-оформитель­ского понимания архитектуры. Эта

тенденция отчетливо видна в творче­стве К. И. Росси и В. П. Стасова, одна­ко А.Д. Захарову и Ж. Тома де Тома удалось преодолеть названные труд­ности.

1830—1850-е годы в русской архи­тектуре были временем разложения классицистической системы и оформ­ления новых принципов эклектики. Гигантомания — один из признаков упадка стиля, так как она приводит к потере чувства пропорций за счет об­щего впечатления грандиозности. От­части диспропорциональностью отме­чен облик Исаакиевского собора в Петербурге архитектора О. Р. де Мон-феррана (1818— 1858). Следствием сво­бодного выбора форм явилось распро­странение «неостилей».

Петербургский архитектор А. И. Шта-
кеншнейдер, построивший дворец
князей Белосельских-Белозерских

на Невском проспекте (1846—1848), был одним из инициаторов необа­рокко.

В составе «неостилей» особенно за­метным был так называемый неорус­ский стиль, распространившийся с 1830-х годов в культовых и дворцовых сооружениях. Наиболее отчетливо чер­ты этого стиля можно проследить в постройках К. А.Тона (Большой Крем­левский дворец, здание Оружейной палаты в Кремле). В них причудливо сочетаются классицистическая регуляр­ность планировки с декоративными мо­тивами древнерусского зодчества.

А рхитектура Санкт-Петербурга

Начало нового этапа в развитии русского искусства градостроения в первые десятилетия XIX в. связано с творчеством талантливого архитектора




А.Д. Захаров. Адмиралтейство. Санкт-Петер­бург

Андрея Никифоровича Воронихина

(1759— 1814), крепостного графа Стро­ганова.

Значительнейшим произведением Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1800 — 1811). На высоком барабане с широкими окнами возвы­шается изысканно строгий по силуэту купол. Выполнен он целиком из желе­за. Могучая колоннада, образуя плав­ную дугу своими крыльями, раскры­тыми к проспекту, создает обширную и торжественную площадь, гармонич­но сливающуюся с улицей. В средней части сильно выдвинут портик, веду­щий к массивным бронзовым дверям. Такую же колоннаду зодчий предпо­лагал поставить и с южной стороны, но его замысел не был осуществлен.

Излюбленные приемы раннего твор­чества Воронихина сказались в тенден­ции к членению архитектурной мас­сы, в графической прорисовке дета­лей, в любви к каннелированным ко­ринфским колоннам. Все это было уже не популярно в эпоху ампира.

Интерьер собора отличается под­черкнутой монументальной строго­стью, достигаемой за счет отказа от мелких архитектурных деталей. Ряды двойных колоннад расположены близ­ко у стен, углы пилонов средокрестия, несущих купол, скошены. Это способ­ствует объединению пространства пе­рекрещивающихся нефов.

В этом сооружении отразилось но­вое понимание архитектуры с точки зрения оформления города в целом и создания обширных городских ан­самблей.

Архитектор Жан Тома де Томон (1760—1813) первым ярко продемон­стрировал в зодчестве принц ипы ам­пира. Он родился в Швейцарии, а в России обрел вторую родину. Большой удачей Томона было проектирование петербургской Биржи (1805— 1810). Мысу Васильевского острова, на ко-

тором поставлена Биржа, приданы очертания правильного круга. По кра­ям образовавшейся площади установ­лены растральные колонны, служив­шие маяками. Томон поставил здание Биржи по оси стрелки Васильевского острова, лицом к Неве. Таким обра­зом, все здания, выходящие к Неве, имеют целостный и в то же время жи­вописный характер.

Андрей Дмитриевич Захаров (1761 — 1811) в здании Адмиралтейства (1806 — 1823) убедительно и просто решил сложнейший комплекс градострои­тельных проблем. Здание Адмирал­тейства заняло центральное положение в ряду сооружений материковой час­ти города, при этом оно ниже Зимне­го по высоте. Подчеркнутая горизон­тальная ритмика фасадов Адмиралтей­ства обостряет восприятие вертикали





башни, образующей центр компози­ции главного фасада. Цельность обще­го впечатления достигнута благодаря принц ипу трехчастности, которому подчиняется компоновка главного фа­сада и с которым соотносятся все ком­позиционные узлы сооружения как по горизонтали, так и по вертикали.

В творчестве Карла Ивановича Рос-си (1777— 1849) ампир достигает сво­его апогея. Первой крупной работой архитектора стал великокняжеский Михайловский дворец (1819—1825), в настоящее время здание Государствен­ного Русского музея. По оси главного фасада дворца была проложена улица, выходящая на Невский проспект, с тем чтобы здание хорошо просматри­валось с центральной магистрали.

В плане дворца воспроизведена тра­диционная для XVIII в. схема усадьбы. Главный фасад здания также традици­онно разделен на три ризалита с пор­тиком в центральном выступе. Типич­ными особенностями ампира являют­ся подчеркнутая непрерывность линий горизонтального членения, растяну-

тость фасада вширь и высокий цоколь­ный этаж со сквозной аркадой в цен­тре. Высоко вознесенные коринфские колоннады в сочетании с богатой скульптурной лепниной фасада созда­ют праздничное зрелище.

Необычайно торжественный и пыш­ный вестибюль дворца с застекленным потолком, физайльной росписью на своде, декоративной лепниной по сте­нам в основных чертах воспроизводит композицию вестибюля захаровского Адмиралтейства. В колорите интерьер-ного убранства господствуют сочета­ния белого и голубого с позолотой.

По проекту Росси построено здание Главного штаба (1818— 1829). Колос­сальная дуга здания с прямыми, парал­лельными Зимнему дворцу крыльями окаймляет Дворцовую площадь, при­давая ей правильные очертания. Росси помещает в центр своей постройки большую арку, которую венчает уп­ряжка коней с колесницей. Грандиоз­ное впечатление производит вид, от­крывающийся из-под арки на Двор­цовую площадь.





О. Р. Монферран. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург

Росси также создал ансамбль зда­ний Александрийского театра.

Французский архитектор Огюст Рикард (Август Августович) Монфер-ран (1786—1858) был автором проек­та Исаакиевского собора в Петербурге (1818 — 1858), построенного в честь Пе­тра I. По замыслу архитектора сначала решено было установить монолитные колонны портиков и только после это­го возводить стены. Центральный ку­пол этого собора внутри представляет собой большепролетную чугунную конструкцию, снаружи он позолочен. Барабан центрального купола опояса­ла колоннада из 24 гранитных колонн. Собор украшают почти 400 произве­дений скульптуры, живописи и моза­ики. Многие изваяния созданы при помощи гальванопластики. Привлека­ют внимание гигантские бронзовые горельефы на фронтонах.

Архитектура Москвы

Архитектурный облик Москвы от­ражал вкусы московской знати, при­выкшей жить в городе как в поместье, поэтому здесь было много особняков.

Пожаром 1812 г. во время наполео­новского нашествия было уничтоже­но более половины городской застрой­ки, следствием чего явилось бурное строительство. Так, Москва на исходе классицизма оказалась относительно свободной площадкой для более ради­кального, чем было возможно преж­де, внедрения в структуру историче­ского города принципов регулярного строительства. Вырабатывается гене­ральный план реконструкции города. Возникает ряд новых площадей и ма­гистралей, участкам городской за­стройки придается правильная конфи­гурация.

Ведущая роль в московском градо­строительстве принадлежала Осипу Ивановичу Бове (1784—1834). По его проекту в 1814 г. была реконструиро­вана Красная площадь. Старое здание Торговых рядов напротив Кремлевской стены получает новый архитектурный облик — сквозная аркада перетягива­ется дорическим антаблементом на сдвоенных колоннах, углы и центр композиции оформляются павильона­ми с портиками. Приземистое, словно распластанное по земле, горизонталь­но вытянутое здание создавало вырази­тельный контраст высотным акцентам кремлевских башен. Плоский купол центрального павильона перекликал­ся с куполом возвышающегося над Кремлевской стеной казаковского Се­ната — тем самым зрительно фикси­ровалась композиционная ось огром­ного пространства площади. На этой оси перед центральным портиком Тор­говых рядов был установлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому работы И. П. Мартоса.

В 1816 г. Бове создает план класси­цистического ансамбля Театральной площади. Прямоугольная в плане пло­щадь окружалась рядом зданий, объ­единенных аркадой в цокольном эта­же. Типичная черта московской архи-