ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тектуры выразилась в том, что одна из парадных площадей центра города обстраивалась частными домами, что было невозможно в Петербурге. Вытянутый прямоугольник Театральной площади был ориентирован перпендикулярно к одной из центральных улиц — Охотному ряду. Здесь не площадь распахнута на городскую магистраль, как в петербургском ансамбле Александрийского театра, а наоборот, улица вливается в площадь. Такая относительная изоляция от центральной улицы придает площади замкнутый характер, что также необходимо отметить как типично московскую особенность.
Ансамбль построек на Театральной площади объединял в композиции принципы классицизма с принципами древнерусского зодчества. Строгие формы величественного Большого театра были рассчитаны на главенствующую роль в этом ансамбле. Здание Большого театра долгое время было одним из самых высоких в Москве. Большой театр портиком главного фасада, увенчанным колесницей Аполлона, обращен к замыкающей площадь с противоположной стороны Китайгородской стене, за которой возвышались башни Кремля.
Рядом с О. И. Бове и зачастую совместно с ним в течение долгих лет работал Доменико Жилярди (1788 — 1845) — крупнейший мастер московского ампира.
К числу наиболее значительных работ Жилярди относится восстановление и отчасти новое архитектурное решение пострадавшего после пожара 1812 г. Московского университета (1817—1819), построенного в XVIII в. М. Казаковым.
В связи с проводившейся по проекту Бове разбивкой Александровского сада и образованием новой Манежной площади видоизменилась функция старого здания университета: ему пред-
назначалась теперь ведущая роль в архитектурном ансамбле.
Архитектурные приемы Жилярди направлены к такому укрупнению форм, которое позволяло преодолеть дистанцию, отделяющую углубленное внутрь парадного двора здание от пространства площади. Жилярди делает гладкой стену, заменяет ионическую колоннаду мощной дорической, одновременно увеличивая число колонн, повышает купол, перекрыв фронтон аттиком1. Активизируя, таким образом, пластические контрасты и светотеневой рельеф, сократив и укрупнив главные ритмические акценты, Жилярди создал величавый образ. Нельзя не отметить, что это едва ли не единственное здание Москвы, где патетика архитектуры приближается к петербургскому ампиру.
Московской архитектуре было свойственно уединенное существование здания при сохранении прямого фронта уличной застройки. Этим продиктован особый тип композиции, примененный Жилярди при постройке дома П. М.Лунина (ныне — Музей искусств народов Востока) на Никитском бульваре. Зданию придается форма вытянутого прямоугольника, выходящего на линию улицы торцовым фасадом, так что основной его массив оказывается в глубине участка и тем самым отделен от улицы.
Еще одна специфическая особенность ампирных построек Москвы — смелая асимметрия композиции, живописность. Примером может быть наличие разных фасадов у одного здания в усадьбе Усачевых, спроектированной Жилярди.
'Аттик — стенка над карнизом, подобная парапету, но более высокая и роскошная, как правило, над центральной частью здания. Часто аттик украшается барельефами и другими декоративными элементами.
Скульптура
В первой половине XIX в. наблюдался подъем русской скульптуры, особенно ее монументальных форм. Тяготение к монументальности было обусловлено тем общественно-патриотическим воодушевлением, которое сопровождало выход России в ряд могущественных мировых держав. Русская скульптура продолжала быть теснейшим образом связанной с Академией художеств. Чрезвычайно ценным ее качеством является органическое слияние с архитектурой. Из мастеров выделяются Ф.Ф. Щедрин, автор монументальных скульптурных групп — кариатид, выполненных для Адмиралтейства, И. П. Мартос и Ф. П.Толстой, отразившие в своих произведениях героическую тематику. В их творчестве идет становление типических черт высокого классицизма. Особенной выразительности теперь достигает силуэт.
Иван Петрович Мартос (1752 — 1835) получил академическое образование. Он создавал памятники в технике круглой скульптуры и надгробия (С. С. Волконской, М.П.Собакиной, Е. С. Куракиной и др.). Самый плодотворный период в творчестве мастера — первая четверть XIX в. К этому времени относятся его наиболее значительные произведения: рельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне» на портике Казанского собора в Петербурге, памятник М. В. Ломоносову в Архангельске.
Самая значительная работа Марто-са — памятник земскому старосте из Нижнего Новгорода Кузьме Минину Минину и князю Дмитрию Михашови-чу Пожарскому, возглавившим народное ополчение против нашествия поляков в 1611 — 1612 гг. и изгнавшим захватчиков из Москвы. Установленный на Красной площади памятник представляет собой группу, помещенную
на строгом гранитном пьедестале прямоугольной формы с бронзовыми барельефами с двух сторон.
Кузьма Минин, указывая рукой на Москву и призывая к спасению Отечества, вручает Пожарскому боевой меч. Опираясь рукой на щит, Пожарский поднимается со своего ложа, на котором отдыхал после полученных ранений. Мартос сделал главным действующим лицом не князя Пожарского, а Кузьму Минина как представителя русского народа. Скульптор достаточно определенно подчеркнул сильную фигуру Минина, одетого в русскую рубаху и штаны. Тщательно и верно воспроизведены древнерусские доспехи Пожарского: островерхий шлем и щит с изображением Спаса.
И. П. Мартос. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому. Москва
В своем произведении Мартос гениально решил сложнейшую задачу
объединения стоящей и сидящей фигур в монументальной группе, рассчитанной на круговой обзор. Памятник был установлен на открытом месте, против Кремля, ближе к Торговым рядам (в настоящее время он передвинут ближе к храму Василия Блаженного). В композиции нет ничего лишнего. Величаво обобщенные скульптурные формы, дух возвышенной героики — все это направлено на воплощение патриотического содержания, на увековечение подвига и мужества народа.
В работе скульптора над данным произведением отразился характерный для русского искусства процесс демократизации и укрепления реалистических начал.
По силе дарования, профессиональному мастерству, разносторонности творческого диапазона Мартос является наиболее видным представителем высокого классицизма в скульптуре.
Федор Петрович Толстой (1783 — 1873), титулованный дворянин, посвятил свою жизнь искусству. Он учился в Академии художеств. Деятельность его была многогранной. Толстой был прекрасным рисовальщиком, гравером. Широко известны его акварельные рисунки цветов и плодов, а также силуэты из черной бумаги. Толстой проявил себя новатором в скульптуре, отвергнув устаревшие традиции позднего барокко в медальерном деле. Он создает медали в стиле классицизма, соответствующем духу времени.
Толстой активно участвовал в общественном революционном движении, был близок декабристам. Над серией медальонов, посвященных событиям Отечественной войны 1812 г. и военным действиям 1813—1814 гг., скульптор работал больше 20 лет. Оригиналы, воспроизведенные в гипсе, фарфоре, бронзе, чугуне, получили широкое распространение и находятся во многих музеях. По свидетельству самого Толстого, им в различное время было исполнено с натуры 10 портретов его родных и друзей. Как правило, это были портреты-медальоны. Как скульптор Толстой работал и над бюстами, статуями и монументальными рельефами.
Вопросы и задания: Охарактеризуйте архитектуру первой половины XIX в.