Файл: Управление каналами сбыта в системе товародвижения реально существующей организации (Теоретические аспекты сбытовой деятельности на промышленном предприятии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты сбытовой политики на промышленном предприятии
1.1 Формирование каналов сбыта на предприятии
1.2 Организация продвижения товаров и стимулирование сбыта в рамках сбытовой политики
1.3 Регулирование сбыта продукции на предприятии
2.1 Оценка организации и планирования сбытовой деятельности ОАО «Промприбор»
2.2 Анализ сбытовой политики ОАО «Промприбор»
2.3 Разработка рекомендаций по формированию эффективной сбытовой политики ОАО «Промприбор»
2. Создание торговой сети в системе продвижения продукции ОАО «Промприбор»
При учете и контроле над ходом поставок продукции в соответствии с заключенными договорами службы реализации ОАО «Промприбор» ведут анализ поставок за предыдущий период, устанавливают процент выполнения плана по общему объему и по отдельным наименованиям продукции, размеры недопоставок и перепоставок, анализируют рекламации потребителей в отношении качества поставленной продукции.
На основе данных анализа выполнения плана по сбыту продукции и организации поставок продукции службы реализации разрабатываются мероприятия по улучшению сбыта продукции в плановом периоде.
2.2 Анализ сбытовой политики ОАО «Промприбор»
Организация, планирование и непосредственное управление сбытом продукции на заводе основаны на учете различных факторов внешней и внутренней среды предприятия, в той или иной степени влияющих на риск невостребованности продукции ОАО «Промприбор».
Одним из таких факторов является характеристика выпускаемых предприятием изделий, во многом определяющая характер и эластичность спроса на данные изделия. В целом продукцию ОАО «Промприбор» по характеру спроса на нее можно разделить на следующие группы:
- товары для экстренных случаев, приобретаемых при возникновении острой необходимости в них (запчасти к выпускаемой продукции);
- товары особого спроса, ради приобретения которых значительная часть покупателей затрачивает дополнительные усилия: промышленные счетчики, оборудование для нефтебаз, колонки;
- товары пассивного спроса, о которых потребитель не знает или знает, но зачастую не задумывается о покупке: товары народного потребления (маслобойки, электроточила, сепараторы и др.);
На величину спроса непосредственное влияние оказывают предложения со стороны конкурентов Ливенского предприятия.
При этом на рынке изделий промышленного назначения конкурентами ОАО «Промприбор» являются: ОАО «Ливгидромаш», ОАО «Ливнынасос», ОАО «Московский насосный завод» г. Москва, ОАО «Помпа», г. Щелково, ОАО «АЗТ», г. Серпухов и т.д.
Стоит отметить, что ОАО «Промприбор» не имеет банка данных о конкурирующих товарах и фирмах, а значит, у предприятия отсутствует возможность оперативно вести товарную и фирменную динамику своих конкурентов. В результате аналитическая база исследования и прогнозирование поведения конкурентов ОАО «Промприбор» очень слаба и ведет к увеличению риска невостребованности продукции предприятия вследствие несвоевременных управленческих решений, направленных против конкурентов предприятия.
Потребители предъявляют свои требования к товарам и услугам условиям организации процесса купли-продажи на рынке, Потребитель как образно говорят маркетологи - это король рынка. Потребители, решая какие товары, какая продукция и услуги для них предпочтительны и по какой цене, определяют для предприятия конечные желаемые результаты. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействие предприятия и с поставщиками. Предприятие, как правило, ориентирует сбыт своей продукции (услуг) на определенные группы потребителей, от которых оно в наибольшей степени зависит. Успех функционирования предприятия и оправдание его существования зависит от способности находить потребителя своих товаров и услуг и удовлетворять его запросы.
Потребителями выпускаемой продукции ОАО «Промприбор» являются, прежде всего, предприятия нефтегазодобывающего комплекса: ЛУКОЙЛ (Когалымнефтегаз, Урайнефтегаз, Пермнефть,); ЮКОС (Юганскнефтегаз, Саиаранефтегаз); «Сургутнефтегаз»; «Сиданко»; «Татнефть»; «Тюменская НК» (Нижневартовскнефтегаз); (Ноябрьскнефтегаз); «Башнефть»; «Роснефь» (Пурнефтегаз, Краснодарнефтегаз); «Славнефть» (Мегионнефтегаз); РАО «Газпром».
Конкуренты своими действиями на рынке при выборе поставщиков потребителей могут оказывать воздействие на результаты деятельности предприятия, на его позицию и преимущества в конкурентной борьбе. Силы конкурентов определяют условия, в которых функционирует каждое предприятие.
Основные конкурентные преимущества ОАО «Промприбор»:
- устойчивые связи с основными клиентами и поставщиками;
- наличие обширной сети дилерских и сервисных центров;
- постоянное повышение качества и модернизация выпускаемой продукции;
- постоянное активное развитие предприятия;
- расширение ассортимента продукции согласно опросов и заявок потребителей;
- привлечение предприятием квалифицированного персонала.
Несмотря на устойчивый потенциальный спрос на изделия ОАО «Промприбор» реальный спрос колеблется в определенных значениях, что вызвано множеством вышеописанных факторов (таблица 3).
Таблица 3.
Динамика объема сбыта продукции ОАО «Промприбор», тыс. руб.
Наименование |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Объем сбыта всего, в том числе: |
17229 |
14577 |
24248 |
Измерительная техника |
10864,27 |
9680,82 |
16092,36 |
Насосы |
6364,73 |
4886,18 |
8185,64 |
Удельный вес оборудования для нефтебаз в общем объеме сбыта, % |
63,10 |
66,40 |
66,30 |
Как видно из таблицы 2, с 2012 по 2014 годы объем сбыта продукции ОАО «Промприбор» увеличился в текущих ценах на 7049 тыс. рублей, т.е. темп роста в данном случае составил 140,92%. При этом за последний год сбыт изделий ОАО «Промприбор» по сравнению с предыдущим годом возрос на 66,55%.
Данный характер динамики продаж продукции ОАО «Промприбор» объясняется, в первую очередь, общеэкономическими факторами. В последней трети 2012 года заметно снизился покупательский спрос на изделия Ливенского предприятия из-за финансовых проблем покупателей, а в 2013 году темп роста сбыта продукции ОАО «Промприбор» вследствие серьезного повышения покупательной способности его клиентов был значительно выше темпа роста цен на изделия предприятия. Однако, несмотря на существенные изменения объема продаж продукции ОАО «Промприбор» удельный вес изделий производственного назначения в общем объеме сбыта остается достаточно стабильным, что также свидетельствует о большом увеличении покупательной способности покупателей данной продукции.
ОАО «Промприбор», производящее вышеописанную продукцию, все виды которой находятся или близки к этапу зрелости своего жизненного цикла, использует следующие виды каналов распределения своей продукции:
а) производитель - организация-потребитель;
б) производитель - розничная торговля - конечный потребитель;
в) производитель - торговый агент - организация-потребитель;
г) производитель - торговый агент - конечный потребитель.
ОАО «Промприбор» реализует свою продукцию вышеописанным группам покупателей с использованием единого комплекса мероприятий маркетингового плана, в том числе и ценовой политики. Ценовая политика ОАО «Промприбор» базируется на спросе на продукцию предприятия, методе учета и списания материальных ресурсов в затраты на производство или на реализацию для определения их фактической себестоимости, а также методе ценообразования на продукцию.
В качестве метода учета и списания материальных ресурсов в затраты на производство ОАО «Промприбор» использует метод средней себестоимости. В соответствии с данным методом средняя себестоимость рассматривается только по окончании отчетного месяца, когда оприходованы все партии поступившего материала. В результате такой метод учета и списания материальных ресурсов в затраты на производство продукции не вполне адекватно отражает реальную стоимость потребленных в процессе деятельности предприятия материальных ресурсов, а также не позволяет минимизировать стоимость расхода материалов с позиции их учета. В итоге возрастает риск невостребованности продукции ливенского предприятия.
Анализ воздействия внешней и внутренней среды на функционирование предприятия представим в матрице SWOT (таблица 4).
Таблица 4
SWOT - анализ сильных и слабых сторон и потенциальных возможностей ОАО «Промприбор»
Сильные стороны - сложившаяся система потребителей в России и за рубежом, контроль значительной доли национального рынка; - увеличение объема средств, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и мониторинг мировых тенденций в области передовых технологий; - поставки законченных комплектных изделий с полной системой измерения и наличием полного пакета разрешительной и метрологической документации; - внедрение прогрессивных технологий и технологического оборудования. |
Потенциальные возможности - оптимизация объемов продаж предприятия на внутреннем и внешнем рынке; - диверсификация рынков сбыта по регионам с целью снижения уровня зависимости от конкретного потребителя или региона; - расширение взаимовыгодного сотрудничества с ведущими производителями оборудования в нефтегазовом секторе. |
Слабые стороны - недостаточное присутствие общества в регионах и в фирмах, определяющих стратегию закупок нефтегазового оборудования; - неустойчивое положение на рынке по отдельным видам продукции из-за слабой информационной базы. |
Внешние угрозы - Нестабильность выполнения финансовых обязательств контрагентами, риски роста дебиторской задолженности - появление на рынке новых зарубежных или отечественных конкурентов с более конкурентоспособной продукцией. |
При формировании цены на свою продукцию ОАО «Промприбор» применяет наиболее распространенный в практике метод ценообразования - «средние издержки плюс прибыль». В качестве издержек на предприятии рассматривают совокупные затраты, включающие совокупные постоянные и совокупные переменные затраты. Средние издержки, рассчитанные на определенную продукцию, состоят соответственно из средних постоянных и средних переменных затрат. Надбавки к полной себестоимости в зависимости от вида продукции на данный момент составляют от 10 до 25%. При этом ОАО «Промприбор» придерживается постоянной политики установления цены в месте происхождения товара. В этом случае товар передается перевозчику на условиях франко-станция, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к заказчику, который оплачивает все расходы по транспортировке товара от станции отправления к месту назначения.
Для принятия своевременных и адекватных решений в области ценообразования нужно обладать точной информацией о ходе реализации товаров предприятия. Динамику цен ОАО «Промприбор» по видам изделий представим в таблице 5.
Таблица 5.
Динамика цен по изделиям ОАО «Промприбор» в 2014 году
Наименование изделия |
Цена 2013 года, руб. |
Цена 2014 года, руб. |
Процент изменения, % |
|
1. |
Электронасос КМ 50-215 |
7950 |
83480 |
5 |
2. |
Электронасос КМ 65-140 |
8700 |
11310 |
30 |
3. |
Электронасос КМ 20/18 |
3440 |
4216 |
22,5 |
4. |
Электронасос КМ 8/40 |
3360 |
2630 |
8 |
5. |
Электронасос КМ 100/25 |
11100 |
12210 |
10 |
6. |
Электронасос ГНОМ 16/16 |
2604 |
2712 |
4 |
7. |
Электронасос ГНОМ 10-10 |
1545 |
1545 |
0 |
8. |
Электронасос ГНОМ 6-10 |
1596 |
1931 |
21 |
9. |
Электродвигатель АИМ 63В4 |
1440 |
1808 |
25,5 |
10. |
Электродвигатель АИМ 80В2 |
1991 |
1890 |
-5 |
11. |
Электродвигатель АИМ 90Л2 |
2890 |
3048 |
5,5 |
12. |
Электродвигатель АИМ 100Л2 |
3535 |
3535 |
0 |
13. |
Электродвигатель АИМ 112М2 |
4605 |
4605 |
0 |
14. |
Электродвигатель АИМ 132М2 |
5750 |
5750 |
0 |
Как видно из таблицы решения об изменении цен на изделия принимались с учетом спроса на изделия и продаж. Ценовая стратегия осуществляется по отдельным товарам. Электродвигатели и электронасосы для предприятия являются новыми товарами и, поэтому использовалась стратегия «захвата рынка», основанная на низкой цене за товар.