Файл: Управление каналами сбыта в системе товародвижения реально существующей организации (Теоретические аспекты сбытовой деятельности на промышленном предприятии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты сбытовой политики на промышленном предприятии
1.1 Формирование каналов сбыта на предприятии
1.2 Организация продвижения товаров и стимулирование сбыта в рамках сбытовой политики
1.3 Регулирование сбыта продукции на предприятии
2.1 Оценка организации и планирования сбытовой деятельности ОАО «Промприбор»
2.2 Анализ сбытовой политики ОАО «Промприбор»
2.3 Разработка рекомендаций по формированию эффективной сбытовой политики ОАО «Промприбор»
2. Создание торговой сети в системе продвижения продукции ОАО «Промприбор»
- преобразователи и фильтры для счетчиков жидкости;
- ротаметры для измерения расхода жидкости и газа;
- электронасосы консольные моноблочные;
- насосы бытовые однофазные для перекачки воды;
- электродвигатели.
Кроме этого, предприятие, используя отходы основного производства, производит приборный крепеж, автомобильные запчасти и принадлежности, а также кухонные наборы, термосы, чайники из нержавеющей стали, предметы домашнего обихода из пластмасс и метала и др.
Уделяя большое внимание качеству, дизайну и применяя технологии в производстве, удалось добиться значительных результатов не только в России, но и за ее пределами.
Разнообразие ассортиментных позиций объясняется функциональными возможностями изготавливаемой продукции, техническими характеристиками приборов и, что самое важное требованиями конкретных покупателей. Специфика производства такова, что на ОАО «Промприбор» выделяют следующие группы потребителей:
- предприятия нефтегазоперерабатывающего комплекса;
- нефтебазы;
- строительные организации;
- организации электроэнергетического комплекса (ТЭС, ГРЭС, АЭС, ТЭЦ и др.);
- предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Постоянное участие в различных выставках завод совершенствует выпускаемое оборудование согласно требованиям времени.
Гибкая технология производства позволяет удовлетворить самые изысканные запросы клиентов.
Результаты развития ОАО «Промприбор» по приоритетным направлениям его деятельности в 2013 - 2014 году представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты деятельности ОАО «Промприбор»
за 2013 – 2014 г.г., тыс. руб.
Показатели |
ОАО «Промприбор» |
Темп роста 2014/2013, % |
|
2013 г. |
2014 г. |
||
Объём произведенной продукции, работ и услуг (без НДС) |
590 896 |
988 061 |
167 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, товаров (без НДС) |
801 705 |
1 293 078 |
161 |
в т.ч. от реализации продукции |
543 517 |
963 970 |
177 |
в т.ч. экспорт |
90 589 |
125 167 |
138 |
Среднемесячная выручка от реализации (без НДС) |
66 809 |
107 757 |
161 |
Чистая прибыль |
55 122 |
89 846 |
163 |
Средняя численность |
823 |
868 |
105 |
Среднемесячная зарплата (12 мес.) |
15 828 |
20 341 |
129 |
Заработная плата за декабрь |
21 566 |
22 194 |
103 |
Выработка среднемесячная на одного работающего |
59 832 |
94 860 |
159 |
Анализируя приведенные технико-экономические показатели по итогам работы предприятия за 2014 г., отмечено значительное увеличение показателей 2013 г. по отношению к показателям 2012 г., что вызвано улучшением экономической ситуации в стране, увеличения востребованности оборудования, производимого ОАО «Промприбор», за счет модернизации оборудования, повышения уровня автоматизации оборудования, расширения номенклатуры выпускаемой продукции.
Характеризуя производственно-хозяйственную деятельность ОАО «Промприбор» (Приложения 2 и 3), следует в первую очередь отметить постоянное наращивание объемов производства товарной продукции предприятия, что отражается и на затратах на ее производство (Приложение 4). Рост объема производства товарной продукции за 2011 – 2013 годы произошел как в действующих, так и в сопоставимых ценах, а также в натуральном выражении.
Сбытовую деятельность на ОАО «Промприбор» осуществляют 5 производств (производство насосов и метизов, производство электродвигателей, производство измерительной техники, производство оборудования для нефтебаз, производство ТНП) которым подчиняются и склады готовой продукции.
Главными задачами ОАО «Промприбор» в области сбыта продукции являются:
- наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей в производимых предприятием видах продукции;
- выполнение предприятием обязательств по поставкам продукции в количестве, в сроки и в номенклатуре (в ассортименте), установленных заключенными договорами.
В соответствии с данными задачами в рамках сбыта продукции данные производства должны обеспечивать качественное и своевременное выполнение работ по обеспечению заказами на выпускаемую продукцию, в связи, с чем он выполняет следующие функции:
- принимает участие в подготовке проектов месячных, квартальных и годовых планов производства и реализации продукции;
- выполняет работу по обеспечению заказов на выпускаемую продукцию, заключению договоров на ее поставку, составляет заявки, сводные ведомости заказов и номенклатурные планы поставок;
- принимает и ведет учет нарядов, заказов и спецификаций, представляемых потребителям, проверяет соответствие объемов и номенклатуры заказываемой продукции планам производства и договорам;
- принимает участие в разработке и внедрении стандартов предприятия по организации хранения, сбыта и транспортировки готовой продукции, а также мероприятий по соблюдению режима экономии, снижению сверхнормативных остатков готовой продукции;
- осуществляет контроль за выполнением подразделениями предприятия заказов, соблюдения установленных сроков поставок, номенклатуры, комплектности и качества реализуемой продукции в соответствии с договорными обязательствами;
- контролирует соблюдение правил хранения и подготовки готовой продукции к поставке потребителям;
- ведет оперативный учет отгрузки продукции, выполнение договоров и заказов, остатков нереализованной продукции, составляет отчетность о выполнении плана реализации продукции.
В 2012 году на предприятии проведена реорганизация службы маркетинга. До этого реализацией готовой продукции занимались существовавшие при каждом производстве отделы сбыта.
До определенного времени прежняя организация сбыта готовой продукции отвечала интересам деятельности предприятия. Но выход продукции на новые рынки, внедрение современных технологий настоятельно диктовали необходимость создания централизованной маркетинговой службы, структурная схема деятельности которой представлена на рисунке 3.
В задачи маркетинговой службы входят:
- продажа готовых изделий;
- проведение анализа и прогноза конъюнктуры, предельной емкости рынка сбыта по каждому виду выпускаемой продукции;
Реклама продукции
(рассылка номенклатуры)
Вопросы по продукции от клиентов
Поступление заказа на ремонт продукции
Поступление заказа на продукцию
Поступление продукции на ремонт и проверку
Заключение договора и выставление счета
Протокол разногласий
Оплата договора
Заказ на ремонт и проверку
Протокол согласования к протоколу разногласий
Заказ на изготовление продукции
Отслеживание выполнения заказа в производстве
Отслеживание выполнения заказа в производстве
(Изготовление продукции)
Приход на склад
Выполнение заказа
Заказ контейнера или вызов покупателя
(самовывоз)
Выставление счета на оплату за ремонт и заключение договора
Отгрузка продукции
Оплата по счету
Отзывы покупателей о продукции
Отгрузка продукции
Рисунок 3. Структурная схема деятельности отдела маркетинга
ОАО «Промприбор»
- проведение анализа собственной продукции и продукции фирм-конкурентов с целью определения ее конкурентоспособности в различных сегментах рынка;
- разработка текущих и долгосрочных планов маркетинговых исследований по каждому виду продукции с прогнозированием увеличения либо сокращения ее производства;
- подготовка выставок, презентаций новой продукции для потенциальных покупателей;
- участие в разработке и изготовлении рекламной продукции, необходимой для продвижения продукции ОАО «Промприбор» на рынке.
Выделение основных пяти производств и товарная ориентация службы маркетинга ОАО «Промприбор» позволяет успешнее решать и реализовывать цели предприятия по определенной товарной номенклатуре, облегчает руководство действиями маркетологов. Это оправдывает себя, поскольку номенклатура изделий неоднородна, а номенклатурная позиция представлена различными модификациями.
В рамках маркетинга, направленного на увеличение сбыта продукции, отдел сбыта выполняет следующие функции:
- исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции предприятия в областях, интересующих его;
- маркетинговое обеспечение разработки новых изделий предприятия;
- анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или собирается оперировать предприятие, включая исследование спроса на продукцию и деятельности конкурентов;
- формирование номенклатурной и ассортиментной политики предприятия;
- участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики;
- коммуникации маркетинга, реклама, включая все ее цели, виды и средства, а также формирование отношений фирмы с общественностью;
- формирование предложений, рекомендаций и общее маркетингово-информационное обеспечение в интересах всех функций менеджмента и различных областей деятельности предприятия.
Чрезвычайно важно в сбытовой деятельности ОАО «Промприбор» планирование сбыта продукции, включающего в себя, разработку общего объема сбыта продукции, составление планов ассортиментной (в номенклатуре) поставки по договорам и анализ выполнения планов по сбыту продукции.
Планирование общего объема поставки продукции заключается в определении количества продукции, реализуемой в планируемом году (квартале) за пределы предприятия (на сторону). Общий объем сбыта какого-либо вида продукции или группы однородных изделий определяется следующим образом[11]:
Р = ОН + П - ПС - О К, (1)
где Р - объем сбыта в натуральном (стоимостном) выражении;
Он - запас готовой продукции на начало планируемого периода;
П - количество продукции, поступающей из производства;
Пс - использование продукции для собственных нужд;
Ок - нормативный запас (остаток) готовой продукции на конец планируемого периода.
На ОАО «Промприбор», выпускающего достаточно широкий ассортимент продукции, планирование в ассортименте (номенклатуре) заключается в составлении планов по сорторазмерам и группам потребителей и месячного заказа производственным цехам или участкам предприятия.
Планы ассортиментной поставки на ОАО «Промприбор» разрабатываются в соответствии с общими планами поставки на год (квартал) и на основе нарядов заказов сторонних сбытовых организаций и спецификаций потребителей по прямым договорам. Путем подбора и группировки нарядов-заказов и спецификаций и их систематизации на предприятии сначала разрабатывают план ассортиментного сбыта на квартал с разбивкой по месяцам по сорторазмерам, в котором показывают поставку каждого вида продукции с перечнем потенциальных потребителей; затем составляют план по потребителям, в котором указывают объем сбыта каждой группе потребителей всех видов продукции. Данные планы составляются на специальных бланках по произвольной форме и содержат, кроме плановых заданий, учетные показатели сбыта продукции по нарядам-заказам и прямым договорам.
По ассортиментным планам определяется ассортиментный состав продукции как в целом по предприятию, так и по каждой позиции групповой номенклатуры. Наличие планов ассортиментного сбыта позволяет ОАО «Промприбор» сравнительно быстро составить квартальный (месячный) заказ производству, определить ассортиментный состав продукции, который требуется изготовить и реализовать в первую очередь. Данные ассортиментных планов используются ОАО «Промприбор» и для контроля и составления отчета о ходе реализации продукции потребителям в ассортиментном разрезе, так как в эти планы включаются данные о выработке предприятием продукции в ассортименте.
Учет хода реализации продукции в ассортименте дает возможность работникам служб реализации ОАО «Промприбор» выявить не поставку или недопоставку тому или иному потребителю определенных видов продукции, установить нарушения ассортимента и комплектности поставок и принять соответствующие меры к обеспечению полного выполнения договоров по поставке продукции потребителям. В своей деятельности в целом и при составлении ассортиментных планов служб реализации тесным образом взаимодействует с производственно-диспетчерским отделом предприятия с целью выявления возможности производства той или иной продукции в определенные сроки.