Файл: 1. 1 Актуальные аспекты формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в семье.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.1 Актуальные аспекты формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в семье
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе.
Коммуникативные умения развиваются и совершенствуются в процессе общения, поэтому нам для осуществления дальнейшего исследования следует раскрыть такие ключевые понятия как «коммуникация», «общение», «коммуникативные умения», применительно к младшим школьникам.
Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и «communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать» [3, с. 264].
В словаре русского языка понятия «коммуникация» и «общение» с одной стороны, отождествляются, с другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». «Коммуникация - это сообщение, общение».
Так, Б. Ф. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов», в процессе которого осуществляется связь одного субъекта с другим субъектом. [19, c.56]
В. Н. Мясищев определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга. [11, c.320]
Последователь его учения Я. Л. Коломинский конкретизирует определение общения, рассматривая его как «информационное и предметное взаимодействие» [2, с.130]. Тем самым автор выделяет такие функции общения, как передача информации и установление контакта между субъектами в процессе их совместной деятельности.
В. Н. Панферов расширил определение общения, трактуя его как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимопонимание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности» [3, с. 288]. Автор считает общение необходимым условием организации успешной деятельности и социализации человека.
Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное Б. Д. Парыгиным, рассматривающим общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» [2, с. 264].
В Большом энциклопедическом словаре «коммуникация» трактуется как общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия. [19, c.117]
Более узкое трактование понятия «коммуникация» представлено в трудах Г. М. Андреевой, А. В. Батаршева, Е. Е. Дмитриевой, А. Б. Добровича, Я. Л. Коломинского. Ученые под коммуникацией подразумевают только процесс передачи информации.
Анализ рассмотренных выше определений коммуникации и общения показывает, что, понятия «общение» и «коммуникация» являются идентичными.
Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г. М. Андреева, А. Б. Добрович, А. Джекобе, Н. В. Кузьмина,). Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными навыками.
Н. В. Митрофанова отмечает, что коммуникативные умения – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. [7, c.287]
Для развития коммуникативных умений большую роль играют множество факторов, но мы рассмотрим самые основные из них, исходя из опыта ученых, педагогов.
О. М. Арефьева выделяет три вида основных групп коммуникативных универсальных учебных действий, что мы отразили в таблице 1.
Таблица 1. Основные группы коммуникативных универсальных учебных действий
Группа | Характеристика |
1 | 2 |
Коммуникация как взаимодействие | Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета, также понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. В общении происходит постоянная реакция на действия другого. В одном случае нам, например, кажется, что партнер нас к чему-то подталкивает и мы сопротивляемся, в другом – что наши действия "заодно"; в третьем – что партнер затрагивает наши интересы, и мы отстаиваем их и т.д. |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 |
Коммуникация как сотрудничество | Согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. В число основных составляющих организации совместного действия входят (В.В. Рубцов, 1998): 1. Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы. 2. Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы. 3. Взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность). 4. Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания. 5. Планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы). 6. Рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы). Показателями нормативно - возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) ; умение не просто высказывать, но и свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснят недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания. |
Продолжение таблицы 1 1 | 2 |
Коммуникация как условие интериоризации | Коммуникативно – речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи. |
Все перечисленные группы коммуникативных универсальных учебных действий взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы. Комплексная их реализация направлена на решение важнейших задач по формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста:
– понимание возможности различных позиций и точек зрения;
– уважение к иной точке зрения; понимание относительности оценок;
– обмен информацией, установление взаимопонимания;
– учет разных мнений и умение обосновать собственное;
– способность строить понятные для партнера высказывания;
– умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
– речевое планирование и регулирование своих действий;
– рефлексия своих действий;
– умение договариваться, находить общее решение;
– умение аргументировать, убеждать и уступать;
– способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
– взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Отсутствие какого-либо умения затрудняет формирование коммуникативного умения у детей младшего школьного возраста.
Поэтому, чтобы сформировать все коммуникативные умения, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и школьников, очень важно, мнение каждого ребенка, и чувства, которые он испытывает, выполняя ту или также иную деятельность.
По мнению Соколовой В. В, человек как существо, обладающее языком, не хочет испытывать затруднений в том, что сказать, когда ему это необходимо, чтобы то, как он говорит, способствовало тому, зачем говорит, чтобы располагало слушателей в его пользу [27, с. 11].
Поступая в школу, ребенок должен владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, просить, благодарить, извиняться, понимать речь другого, уметь выражать свои чувства.
Каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свои особенности, которые влияют на коммуникативную сторону общения. К этим особенностям можно отнести некоторые факторы, такие как влияние семьи, ее социальное и материальное благополучие, здоровье самого обучающегося, его личные возможности. Поэтому учителю очень важно с 1-го класса обратить внимание на ряд этих факторов и помочь ребенку преодолеть такие «комплексы», как замкнутость, застенчивость, скованность и т.д. Задача учителя - восполнить уровень развития в общении, которым обладает ребенок, новыми навыками, знаниями, которые позволят ребенку стать коммуникабельным в дальнейшей жизни. Учитель сам должен обладать коммуникативными навыками. Учитель должен научить ребенка не только отвечать на вопросы, но и уметь их задавать, устанавливать контакты с окружающими, умению выражать свои мысли, вежливо отказывать или спорить, поддерживать беседу, налаживать взаимодействие. Прежде чем приступить к выполнению задачи по развитию коммуникативных умений, учитель должен знать, какие элементы будут способствовать развитию, а какие будут препятствовать.
Следующим фактором для развития коммуникативных навыков является взаимодействие. Без самого процесса коммуникации не может быть и речи о каком-либо взаимодействии между партнерами. Взаимодействуя, дети уже начинают процесс общения друг с другом, и задача учителя - научить их правильному, уважительному отношению друг к другу.
Р. С. Немов в своей книге пишет, что «в младшем школьном возрасте можно и нужно обучать гибкости общения с целью поддержания эффективного взаимодействия друг с другом. Этот возраст вполне подходит для развития у детей навыков устанавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимоотношения с людьми. В это время можно научить ребенка быть независимым, следовать своим целям и уважать интересы других» [20, с. 562].
Для того чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, нужно ввести правила или нормы работы в коллективе. У каждого учителя есть такие правила, которые он накопил с ранее приобретенным опытом.
Е. М. Елизарова выделяет следующие [27, с.256]:
– слушай внимательно партнера по общению;
– уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение;
– переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно понял его;
– помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;
– результатом работы является ваше общее мнение;
– при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если тебя просят об этом;
– поблагодари партнера за работу.
Все эти правила должны вводиться постепенно. Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель, который каждый день транслирует примеры уважительного отношения к партнеру, корректного ведения беседы и поддержки партнера, которые будут усваиваться детьми.
Коммуникативные умения – это благодатная почва для удовлетворения детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе взаимодействия со взрослыми ребенку гораздо легче сформировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки и трудности в общении можно преодолеть с помощью общения. Коммуникативные умения во многом формируют характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и другие.
Обмен информацией идет, начиная от содержания речи, звучания голоса и заканчивая жестами, позой и мимикой. Я. Яноушек указывает на то, что на определенном этапе выразительные движения перестают быть просто органической реакцией. Именно тогда и наиболее отчетливо видна связь между выражением и воздействием [67, с. 105].