Файл: 1. 1 Актуальные аспекты формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в семье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Младший школьник не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается неэффективным. Мы считаем, что ребенка следует учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать приемлемое и неприемлемое поведение.

Семья - это уникальное первичное общество, которое дает ребенку чувство психологической безопасности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного бесценного принятия. В этом заключается непревзойденная важность семьи для человека в целом, и для школьника в частности [23, с. 41].

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, О. Л. Зверева, И. В. Лапицкая, Т. А. Маркова и др.). Они считают, что институт семьи – это институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает безусловной любви от своих родственников и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата): его любят не за его хорошее поведение и оценки, а просто за то, какой он есть, и за то, что он просто есть.

В. А. Сухомлинский отмечал «Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: школа, семья, общественность». Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и образовательного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно – правовых документов, в том числе в законе «Об образовании в РФ» и др. Так, в законе «Об образовании в РФ» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Официально проводимая в течение многих лет в нашей стране политика превращения образования из семейного в общественное уходит в прошлое. В соответствии с этим меняется и позиция образовательного учреждения в работе с семьей. Каждое учебное заведение не только обучает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания.


Самая важная функция семьи – психологическая. Тесные семейные отношения создают условия для взаимной открытости, снимают необходимость в психологической защите, обеспечивают уверенность в себе, уверенность в защите, открытое самовыражение и взаимное сопереживание. Семья – это первый этап овладения ребенком родным разговорным языком, который является одновременно средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка и формирует его как интеллектуальную гармонично развитую личность.

Социологи, педагоги, психологи (И. В. Бестужев-Лада, И. С. Кон, Т. А. Маркова, А. В. Мудрик, и др.) отмечают, что современные семьи весьма разнообразны, но наряду с этим выделяют следующие общие тенденции:

– изменяется структура семьи. Чаще семья состоит из двух поколений – родители и дети. Растёт число неполных семей, число семей с одним ребёнком. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно, а это не даёт возможности родителям пользоваться опытом предыдущего поколения;

– изменяются отношения внутри семьи, семейные роли. Отец перестаёт быть экономической главой современной семьи. На передний план выдвигается мать. Значимым становится авторитет личности родителя, а не родительской власти;

– семья испытывает трудности в реализации воспитательной функции. Выделяется группа педагогически несостоятельных семей [2].

Речь – один из необходимых компонентов общения. Важнейшей предпосылкой улучшения речевой деятельности ребенка является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению искреннего желания активно участвовать в речевом общении.

Речь младшего школьника формируется в процессе индивидуального общения, коммуникабельности, поэтому необходимо активизировать контакт ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, мышление, воображение. Используя язык, как средство общения, ребенок младшего школьного возраста приобщается к сокровищнице национальной культуры, к человеческому слову. Взрослые должны понимать, что они несут полную ответственность за восприятие и развитие речи.

Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Культура речи во многом зависит от родителей, от их образования, воспитанности, культурного уровня (речевого, интеллектуального, психоэмоционального). При активном общении со взрослыми и сверстниками дети учатся слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и задавать их самим.



Находясь в обществе, младший школьник активно развивает умение составлять простейшие по смыслу и содержанию фразы и предложения, строить их грамматически и фонемотически правильно, овладевать монологической речью.

При общении и обучении необходимо учитывать индивидуальные особенности личности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи, чтобы стимулировать желание установить контакт.

В семье необходимо устроить так, чтобы ребенок ждал того момента, когда родители начнут читать или рассказывать сказки, стихи, рассказы, когда он услышит свой родной спокойный голос, когда он будет тихо сидеть или лежать рядом с ним, усваивать то, что он знает, когда он сможет поговорить со своими близкими о том, что он услышал, перенести себя в сказку, сломать все через свой жизненный опыт.

Дети подсознательно ожидают, что их родители будут активно участвовать в их жизненных проблемах. Родители, которые занимаются с ребенком физическим трудом, устраивают домашние концерты, сочиняют сказки, устраивают конкурсы – выявляют интересы и склонности своих детей, не поддаются давлению, постепенно дают направление и ориентируют своего ребенка в жизни.

В будущем таким детям будет легче общаться с другими детьми, им будет легче самоутвердиться в обществе. Важно научить ребенка не только говорить, но и развивать умение слушать, не перебивать, давать другим людям возможность высказаться.

Е. Н. Баранова выделяет основные проблемы в коммуникативном общении детей:

  • трудности вступления в контакт, связанные с детским эгоцентризмом;

  • неумение сопереживать, то есть неспособность к эмпатии;

  • несформированность положительной установки на другого человека;

  • неадекватная самооценка;

  • повышенная эмоционально – личностная зависимость от партнеров по общению;

  • недостаток коммуникационных знаний;

  • неумение прогнозировать, планировать, осуществлять самоконтроль коммуникативного общения, перестраивать коммуникативную программу в зависимости от той или иной ситуации;

  • неразвитость вербальных и невербальных, просодических и экстралингвистических навыков;

  • затруднения в построении диалога;

  • отсутствие опыта самоанализа и самонаблюдения;

  • сложности в самовыражении и самоизменении [?].

Ю. В. Филиппова определяет способность общаться как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.


По ее мнению, способность к общению включает в себя:

  1. желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);

  2. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»);

  3. умение организовать общение («Я умею») [?].

Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения.

Становление первого аспекта коммуникативных способностей – «Я хочу общаться» связано с некоторыми затруднениями, которые возникают практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни. Это и медлительность, упрямство, неуравновешенность, агрессивность, неуверенность в себе, страхи, вранье и т.д. Причин здесь множество: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания; тип нервной системы, влияющий на особенности темперамента; психофизиологические нарушения и наследственные заболевания.

Психологи Л. Н. Галигузова и Е. О. Смирнова выделяют еще одну, но крайне важную причину неблагополучного общения сверстников – позицию ребенка по отношению к другим и к себе.

Авторы называют первую из них эгоистической. Она заключается в том, что ребенок совершенно равнодушен к другим детям. Его интересы в основном сосредоточены на игрушках и сладостях. Переживания других детей ничего для него не значат. Такому ребенку нетрудно толкнуть, обидеть, оскорбить сверстника. Сверстники не любят таких эгоистичных детей, не хотят с ними дружить, играть с ними, и в конце концов такие дети остаются одни.

Вторая позиция является конкурентной. Ребенок с такой позицией прекрасно понимает, что самое главное в жизни – это чтобы его ценили и уважали, а для этого нужно все делать правильно, дружить со всеми, никого не обижать. В сверстнике такой ребенок видит только конкурента, которого нужно превзойти, потому что успехи и достижения других вызывают у него зависть, обиду, огорчение от того, что он не первый. Психологи считают, что, вероятно, такое отношение к окружающим сохранится и укрепится, и в будущем это может осложнить жизнь взрослого человека, сделать ее конфликтной и напряженной.

У ребенка с гуманным отношением к сверстникам никогда не возникнет таких проблем, потому что он относится к другому как к ценной личности сам по себе. Он очень чувствителен к внутреннему состоянию своего сверстника – к его желаниям, интересам, охотно помогает другим по собственной инициативе, делится тем, что есть у него самого, умеет сопереживать другим. Формирование личности ребенка только начинается, поэтому,
пока это еще возможно, необходимо открывать ребенку другого человека не как соперника и конкурента, а как интересную личность.

Учителям и воспитателям образовательных учреждений необходимо помочь ребенку пройти этот трудный путь развития общения менее болезненно. Вы можете предложить провести с детьми ряд игр и игровых упражнений, направленных на поддержание интереса к общению с окружающими, желания взаимодействовать с ними. Родители могут организовывать такие игры дома индивидуально со своим ребенком, а учитель и воспитатель – в школе.

Следующим этапом в работе по развитию коммуникативных способностей у детей является формирование умения организовать общение – «Я знаю».

Правила этикета играют большую роль в регулировании поведения ребенка. Ознакомление с правилами этикета служит средством формирования послушания и дисциплины, дружеских отношений со сверстниками, культуры поведения и общения. В то же время часто наблюдается несоответствие между знаниями детей и их реальным поведением, что свидетельствует о формальном неусвоении правил. Уместно поставить вопрос о воспитании сознательного отношения к правилам поведения (этикету), которые должны включать в себя три взаимосвязанных компонента:

– когнитивный – знание правил современного этикета;

– коммуникативный – межличностная коммуникация и межличностное восприятие;

– рефлексивный – понимание справедливости правил этикета, осознание нравственной ценности личной значимости для себя и для окружающих; соответствие поступков известным правилам и саморегуляция поведения.

И. П. Балабанова считает, что выполнение правил младшие школьники в основном связывают с личностью и авторитетом взрослого, боясь наказания или порицания с его стороны, причем ориентируются в своем поведении в большинстве на правила-ограничители (например, нельзя шуметь, бегать в классе). Это приводит к тому, что дети, овладевая разнообразными правилами, не осознают их смысла и справедливости, что влечет в дальнейшем к разрыву их нравственных представлений и реального поведения. Учитель в работе с детьми должен опираться, прежде всего, на разъяснение смысла этикетных правил, их нравственной ценности и необходимости выполнения. В решении поставленных задач помогут знакомство с историей возникновения этических формул общения, традициями и обычаями народа, сюжетно-ролевые игры, основанные на детском речевом опыте, беседы на основе обсуждения художественных произведений (народных сказок), иллюстраций, и др.