Файл: 1. 1 Актуальные аспекты формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в семье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Перечисленные выше проблемы можно частично разрешить на уроках «Этики», «Русской словесности», «Культуре общения», «Риторике» и других школьных предметах в рамках образовательных программ. Важно в ходе воспитательной деятельности обращать особое внимание на последствия предполагаемых действий для себя и окружающих, на отношение детей к ребенку, который действует вопреки правилам, к его переживаниям, к собственному эмоциональному состоянию. Необходимо вместе с детьми проанализировать действия и подвиги каждого героя, персонажа рассказа, обсудить разнообразные пути выхода из проблемных этических ситуаций, чтобы дети приобрели необходимый опыт взаимодействия с окружающими людьми, расширили свои представления о нравственных нормах поведения, морали.

Школьникам не всегда легко поступать по правилу, преодолеть свое нежелание действовать согласно моральным нормам. Ребенок должен уметь организовать общение, поэтому становление третьего компонента – «Я умею» сопряжено, прежде всего, с развитием его эмоционально-волевой сферы. Благодаря нравственному и интеллектуальному росту у детей возникает способность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения.

Исследования в области онтогенеза волевой регуляции доказывают существование взаимосвязи между развитием воли и мотивационной сферой личности, а именно подчиненностью мотивов.

Основные требования к произвольному поведению младших школьников предъявляются в ситуации нравственного выбора, где происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них.

Условиями, влияющими на решение ребенка, являются присутствие других людей (значимых взрослых или сверстников), их оценка, а также включение в этот процесс «Образа Я», организация практической речевой деятельности детей, постоянное упражнение.

Для развития волевых усилий учащихся важно уметь учиться на своих ошибках. Приобретенный таким образом опыт создает возможность предвидения некоторых последствий своих действий, сознательно подавляет желания ребенка, мешающие выполнению правил поведения.

Для реализации вышеуказанных задач целесообразно использовать метод создания проблемных ситуаций. Решая смысловые задачи, ребенок не только обнаруживает имеющийся у него опыт, но и развивает его, когда сталкивается с необходимостью осознать свой личный смысл, собственные мотивы и установки. Только сознательное решение субъектом ситуаций морального, нравственного, личного выбора позволяет нам приблизиться к пониманию того, что такое ценности личности.


Таким образом, мы рассмотрели основные понятия, использующиеся в нашей работе: коммуникация, коммуникативные умения. Так же, мы рассмотрели некоторые особенности формирования коммуникативных навыков, которые зависят от ряда факторов: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, влияние семьи, коммуникативность педагога, умение сотрудничать.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что коммуникативные умения – это синтез общепсихологических, социально – психологических и специально – профессиональных качеств личности. Коммуникативные умения формируются, по мнению Е. В. Руденского, двумя путями: в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена; в ходе специальной подготовки к общению [28, с. 44].


1.2 Роль использования конструктора Лего в формировании коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в семье


Процесс конструирования – это построение различных моделей, а также приведение в порядок различных деталей и сборка отдельных деталей и элементов в единое целое. Этот вид деятельности очень интересен любому ребенку, а также приносит массу пользы, способствуя развитию мелкой моторики и ловкости рук. Это также очень хорошо способствует развитию образного мышления у ребенка. Существенным преимуществом является то, что конструирование дает детям возможность исследовать окружающий мир не поверхностно, а изнутри.

Следует отметить, что любой конструктор – это в первую очередь инструмент. И, как любой инструмент, он может использоваться по-разному.

О. В. Соколова считает, что если проанализировать способы игры в LEGO, то можно выделить следующие:

– ребенок самостоятельно конструирует модель по предложенной схеме;

– ребенок воплощает собственные идеи моделей;

– несколько детей самостоятельно конструируют модели и участвуют в общей игре;

– ребенок или группа детей конструирует модели при участии родителей или педагогов [?].

Все эти процессы, хотя и внешне схожи, будут буквально разными видами деятельности для ребенка, так как в одних условиях у него будет активнее развиваться творческое мышление, в других акцент будет сделан на развитие коммуникативных умений, а в некоторых играх логическое мышление будет развиваться в первую очередь.

Итак, самая популярная развивающая игра в мире – это конструктор LEGO. Уникальные игрушки, которые есть в этой компании, завоевали сердца и умы многих людей по всему миру, и это касается не только детей, но и взрослых, включая их родителей. Ведь эти игрушки - не просто кубики, а нечто большее. Дизайнеры помогают окунуться в сказку, в которой все вращается вокруг ребенка и происходит так, как он желает. Конструкторы и другие игрушки от LEGO позволяют детям изучать легенды прошлых веков, играть вместе с отважными героями из будущего и воссоздавать свои любимые фильмы. Благодаря конструктору теперь вы можете воплотить в жизнь любые фантазии и желания ребенка.



Компания LEGO производит конструкторы различных серий. В то же время серии предназначены для детей всех возрастов, а также могут быть предназначены как для мальчиков, так и для девочек. Они различаются по тематике и уровню сложности и будут интересны детям с разными предпочтениями: поклонникам мультсериалов или комиксов, научной фантастики или супергероев. С помощью любого конструктора ребенок сможет создавать своих собственных персонажей, изменять их или наделять особыми качествами, которые позволят ему играть с увлечением.

В современном начальном образовании конструированию уделяется особое внимание, поскольку этот вид деятельности способствует развитию воображения, способности наблюдать, экспериментировать, анализировать объекты окружающего мира, у детей развивается независимое мышление, креативность, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении целей, коммуникабельность навыки), что очень важно для формирования отношения ребенка к жизни и учебе в школе. Конструирование из бумаги, натуральных и строительных материалов в начальной школе было во все времена. Она проводится с детьми всех возрастов, как в классе, так и в совместной и самостоятельной деятельности.

В настоящее время большую популярность в работе с младшими школьниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как легоконструирование. «LEGO» – это самая известная на сегодняшний день фирма, которая производит товары для детей, в том числе конструкторы. «LEGO» произошло от слов: "leg" и "godt"(в переводе с датского leg – нога, godt – хорошо). В сочетании эти два слова переводятся дословно как "играть хорошо". От каждого слова взяты по две буквы и образовалось новое: lego. «LEGO» - в переводе с латинского означает «я сделал», «я собрал».

В современной педагогике конструктор LEGO можно охарактеризовать как инновационную педагогическую технологию, представляющую самые передовые области науки и техники, которая является относительно новой междисциплинарной областью образования, воспитания и развития детей. Сочетает в себе предпосылки для получения знаний о физике, механике, технологии, математике и ИКТ в начальном образовании. Технология Lego – это набор приемов и методов проектирования, направленных на достижение конкретной образовательной цели с использованием системы тщательно продуманных заданий из множества конструкторов LEGO.

Использование конструктора LEGO актуально в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, потому что:


  • позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей;

  • дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской, экспериментальной и коммуникативной деятельностью;

  • формирует познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

Психолого-педагогические исследования (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Парамонова Н. Н. Поддъяков, и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Вопросом об использовании конструкторов LEGO занимались следующие российские педагоги: как средство формирования созидательноигровой деятельности у детей с отклонениями в развитии (Т.В. Лусс), как использование легоконструирования в свободной деятельности в школе и дома (Л. Г. Комарова, Е. В. Фешина,), как развитие одаренности средствами конструктора LEGO (И. Е. Емельянова Ю. А. Максаева,). Анализ их исследований показал, что все педагоги отмечают важность использования конструктора LEGO в формировании всесторонне развитого ребенка.

Конструктор LEGO - это инструмент для интеграционной деятельности, который позволяет сократить количество ненужной информации и в интересной для детей организационной форме сформировать коммуникативные навыки, необходимые детям для общения со сверстниками и взрослыми. В процессе организованной совместной работы по созданию конструкции LEGO, разыгрыванию проблемной ситуации с ИТ-коммуникацией дети понимают необходимость и важность коммуникации как средства удовлетворения своих ИТ-потребностей. В таком общении у ребенка развивается способность адекватно воспринимать слова, просьбы, оценочное мнение, эмоциональное отношение партнера. Ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми, в результате чего у него развивается умение учитывать чужую точку зрения, умение слушать партнера, высказывать свое мнение, вести переговоры, приходить к соглашению, принимать советы, желания. В этом процессе у детей развиваются такие личностные качества, как взаимопонимание, взаимоподдержка, дружелюбие, вежливость, сопереживание, сотрудничество, терпимость.


Ведущей деятельностью младших школьников является учебная деятельность, но игровая деятельность по-прежнему занимает огромное место в жизни ребенка. Совместная игра значимого взрослого и детей направлена на обогащение содержания творческих игр, развитие у детей игровых навыков, необходимых для дальнейшей организации самостоятельной деятельности. В данном случае конструкторы LEGO – это удобный материал, с помощью которого вы можете создать вокруг себя игровую среду. Это могут быть либо предметы-заменители, собранные из стандартных блоков (автомобиль, сотовый телефон или какой-нибудь инструмент), либо само игровое пространство, оснащенное большими блоками конструктора в виде дома, сцены, гаража и т.д. [35]

Существует несколько способов взаимодействия в семье в процессе легоконструирования.

  1. Выстраивать по образцу. Покажите ребенку образец того, что надо сделать, и покажите, как построить такую конструкцию из деталей. Играя таким способом, ребенок учиться подражать, что в дальнейшем подталкивает ребенка к самостоятельности и развивает творческую составляющую.

  2. Построение по модели. Покажите ребенку образец модели. При этом, он не видит у этой модели, все ее элементы. Предлагаете ребенку воспроизвести модель из имеющихся материалов самостоятельно. То есть задача есть, а решения нет. Такой вид игры очень эффективное средство для развития мышления.

  3. Построение по условиям. Здесь нет образца, нет рисунков, нет схем, есть только словесные условия и словесные описания. В этих условиях обговаривается, что должно получиться и какое практическое назначение модели. Придерживаясь таких правил игры у ребенка будут вырабатываться умение анализировать, а так же будет развиваться изобретательное конструирование.

  4. Создание по простым чертежам. Ребенку предоставляются чертежи. И из деталей конструктора, создается настоящий объект. Такой формат игры, пробуждает мышление и познавательные задатки у ребенка.

  5. Выстраивание по замыслу. Ребенок сам решет, что и как он будет строить и конструировать. Это способствует развитию творческих талантов у детей, а также стимулирует к самостоятельности.

  6. Построение по теме. Предлагается, какая - то тема, а ребенок сам по своему замыслу создает, выбирает материал, а также способы выполнения своих идей. Это разновидность конструирования по замыслу, только тут есть заданная тема.

Для стимуляции речевой деятельности, детям необходимо уметь действовать по плану, проговаривая для себя последовательность действий по следующему алгоритму: