Файл: 8 класс Словосочетание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 967

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
армяком и чуть свет был уже на дворе, как ни в чём не бывало, сохраняя даже невинная хитрость! прежнюю унылость на лице. 22. Это был Пётр Герасимович Нехлюдов никогда не знал и даже немного хвастал тем, что не знает его фамилии бывший учитель детей его сестры. 23. Но господь бог ведает тут он поднял руку над головою, что скорее шар земной в раздробление придёт, чем мне от своего слова отступиться или тут он даже фыркнул струсить или раскаяться в том, что я сделал! 24. Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки оделся потеплее это было уже в конце сентября и сам правя выехал со двора.

102. Распространите предложения вставными конструкциями.


1.Горный воздух (…) действует благотворно на здоровье человека.
2.(…) у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.
3.Полевая клубника (…) уже поспела.
4.Орловская деревня (…) обыкновенно расположена среди распаханных полей.
Справка: я уверен; мы говорим о восточной части орловской губернии; без всякого сомнения; одним словом

103.Найдите вставные конструкции. Охарактеризуйте их структуру и функцию по отношению к основному предложению. Объясните употребление знаков препинания. Обратите внимание на особые случаи оформления вставных конструкций, например при помощи запятой и тире.


1. Вы садитесь в коляску, - это так приятно после вагона, - и катите по степной дороге, и перед вами мало-помалу открываются картины, каких нет под Москвой (Ч.). 2. Ей, здоровой, умной, красивой, молодой - ей было только двадцать три года, - недоставало до сих пор в жизни именно только этого простора и свободы (Ч.). 3. Враждовавшее казачество, казалось, готово было махнуть рукой на вражду, повесить седла в сарай, - пускай их пачкают голуби, - завернуть в сальные тряпочки винтовки, зарыть поглубже в землю (А. Г.). 4. Альберт открыл глаза - сначала один глаз, потом другой - и увидел в мире все таким неопределенным и чужим, что взволновался сердцем (Пл.). 5. Мария Никифоровна увидела тяжкий и почти ненужный труд, - потому что расчищенные места снова заваливались песком, - молчаливую бедность и смиренное отчаяние (Пл.). 6. Глядя на него, Мечику невольно захотелось рассказать самому - в сущности, он любил слушать такие вещи, хотя считал их стыдными и старался делать вид, будто стоит выше их, - но ему казалось, что все посмотрят на него с удивлением и выйдет очень неловко (Ф.). 1. Издалека - должно быть, из железнодорожных мастерских на Второй речке - тоже откликнулись низкие басистые гуды (Ф.). 8. Чуркин, или Алеша Маленький, как его чаще звали (в подпольном комитете был еще Алеша Большой), отыскал избу, в которой, ему сказали, остановился возвращавшийся с Кангауза скобеевский крестьянин (Ф.). 9. Я наслушался писательских разговоров (в общем, справедливых) о том, что чем
труднее пишется книга, тем она обдуманнее и крепче (Пауст.). 10. Мало сказать, что до деревни - не помню, как она называлась, - было далеко (Кав.). 11. Я стал перебирать в памяти своих немногих врагов (или недоброжелателей) и с удивлением убедился в том, что (хотя по внешности иные из них были лишь как бы сродни Клыкову) они поразительно напоминали его животной обнаженностью чувств (Кав.).

104. Тест по теме «Вставные конструкции»


1. .Какое утверждение является неправильным?


1) Осложненным считается предложение, в котором есть однородные члены, обособленные члены предложения, вводные слова и обращения.
2) Вводные слова в предложении выступают как определения, дополнения или обстоятельства.
3) Обращение не является членом предложения.
4) Помимо вводных, существуют еще вставные конструкции.


2. Одно из утверждений верно. Найдите его.


1) Вставные конструкции являются членами предложения.
2) Вставные конструкции выделяются на письме только запятыми.
3) Все знаки препинания, которые стоят на месте разрыва предложения вставной конструкции, выделяемой скобками, помещаются после скобок.
4) Вставные конструкции при произнесении не выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).


3. Найдите предложения, содержащие вставные конструкции.


1) Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам.
2) Сама же барыня – говорили о ней – не умеет отличить буженину от телятины…
3) Владимир Сергеевич (так звали молодого человека в пальто) с недоумением посмотрел и торопливым шепотом заговорил.
4) Я вынул ключ, и – о ужас! – у меня руках была только головка ключика.

4. Найдите предложения, в которых есть вставные предложения (знаки препинания не расставлены).


1) Фролов простился со своими спутниками и пешком тогда все в городе ходили пешком направился к Смольному.
2) По словам Веры Варенька очень редко говорила о своей больной дочери.
3) По достоверным данным в столичные юмористические журналы Чехов обращался уже в 1877 году.
4) Первые главы «Петербургского романа» теперь этот роман назывался «Униженные и оскорбленные» были давно готовы.




5. Чем является выделенная конструкция?


Команда напугана. На мостике сам Иван Федорович Крузенштерн и молодой, совсем молодой, бесстрашный мичман. Я (а мичман – это, конечно, я) бросаюсь на палубу.
1) уточняющий член предложения
2) вводная конструкция
3) вставная конструкция


6. На месте каких цифр должны быть запятые, скобки или тире?


А слово сказала  1 она подавала на стол 2 одному ласковое слово сказала 3 другому 4 умеет 5 когда захочет 6 – смотришь 7 и поуютнее на душе стало 8 все люди 9.


7. На месте каких цифр должны быть запятые, скобки или тире?


Ему пятьдесят шесть лет 1 но он еще очень красив 2 и очень хорошо одет 3 мне не понравилось только 4 что он приехал в крылатке 5 пахнет английским одеколоном и глаза совсем молодые.


8. В каком предложении есть вставная конструкция?


1) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
2) Весь месяц, за исключением нескольких дней, стояла тридцатиградусная жара.
3) Часто приходилось общаться жестами (чужого языка я просто не знал), и многие принимали меня за немого.
4) Книги Пришвина, говоря его же словами, — это бесконечная радость постоянных открытий.

«Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты»

105.Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.

Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор!
Какой спросил я.

Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)

Как можно расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, если их представить как диалог автора с ребятами?
Найдите в тексте предложения с косвенной речью.

106.Перепишите, расставляя знаки препинания и заменяя, где необходимо, строчные буквы прописными. Границы прямой речи обозначены //...//.


1) А где мой товарищ// промолвил Олег// скажите где конь мой ретивый (П.) 2) А что же вы понимаете в этом разрешите спросить// сказал он голосом показавшимся противным ему самому// что вы находите в этой мазне (Пауст.) 3) Да...// сказал он и резко повернулся ко мне// да... ну что ж посмотрим (Пауст.) 4) Вы знаете// перебил хозяин взволнованно// я из-за него сижу на полу Вот-с полюбуйтесь ну что он понимает в журналистике// хозяин ухватил Короткова за пуговицу// будьте добры скажите что он понимает (Булг.) 5) Господи господи// бурно зарыдал Коротков// опять он да что же это (Булг.) 6) Нет ох нет товарищ// выговорил ошеломленный Коротков и шагнул к сетке// не задерживайте меня (Булг.) 7) Один мой знакомый который хорошо знает арабский язык так он сравнивал арабские поговорки с русскими и получались прелюбопытнейшие параллели. Например арабы говорят// честь это алмаз который делает нищего равным султану// а по-русски выходит// что за честь коли нечего есть// то же насчет гостеприимства арабская пословица говорит// Воскресенский вдруг встал (Купр.) 8) Подожди-ка малость Сергей// окликнул он мальчика// никак там люди шевелятся вот так история (Купр.) 9) Противный ты человек Михаленко// сказал он равнодушно (Купр.) 10) Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато// да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу (Купр.) 11) И говорю ей// как вы милы// но мыслю// как тебя люблю (П.) 12) Какая крикливая книга// говорил он и морщился// в ней люди невыносимо орут спорят плачут нет сил разобраться в этом вопле (Пауст.) 13) Ночь уже достаточно темна// сказал он// чтобы смотреть античные статуи (Пауст.)

107. Проанализируйте диалоги. Как прямая речь связана с авторской речью? Как прямая речь отграничена от авторской речи? Объясните расстановку знаков препинания.

1.Однажды я проходил по лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол. <...> А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
—    Откуда же это в лесу взялся хлеб?
—    Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
—    Заячья...
—    А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть.
—    Хороший лисичкин хлеб!
(М. Пришвин.)


108. Замените прямую речь косвенной речью.

1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!» 2) Учитель предупреждал: «Приходите заранее, потому что лекционный зал будет переполнен слушателями». 3) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки. 4) «К месту приземления межпланетных кораблей на Памире можно пройти только по горным тропам», — утверждали местные жители. 5) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».

109. Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

1) Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матве¬евна, не задавали нам то, о чем спрашивали». 2) «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой. 3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать. 4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста. 5) «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни». 6) «Дешевое дороже обходится!» — оглядевшись по сторонам, открыл мне житейскую тайну Владик. 7) «Красивые лица для художника неинтересны,— ответила Оля.— А  внутренней красоты я в Антонине не заметила». 8) Принц Датский подошел ко мне на перемене, сунул в руку листок и сказал: «Вот… пришло кое-что на ум. Может, тебе будет приятно?» (Из произведений А. Алексина).

110. Поставьте недостающие знаки препинания (прямая речь выделена).

Он и спрашивает что ж мы теперь Пантелей делать станем?

Бухгалтер представил это наш земский агент. На том берегу уже кричали скорей!

Я ему объясняю, а он внимательно слушает и говорит ишь ты!

Что-то в ней есть жалкое все-таки подумал он.

Я рассказала все сестре прочел я Я была бы не в силах огорчить ее своим неповиновением.

Как сказать? раздумывал Королев Да и нужно ли говорить?

Он закричал плачущим голосом Когда же все это кончится? и ушел к себе в кабинет.