Файл: 8 класс Словосочетание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 968

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


21.Расставить знаки препинания.

1) Простота есть необходимое условие прекрасного. (Л. Толстой.) 2) Дело художника рождать радость. (К. Паустовский.) 3) Хороший вкус это прежде всего чувство меры. (К. Паустовский.) 4) Жизнь нескончаемый экзамен. (М. Д у д и н.) 5) Для меня жить значит работать. (И. Айвазовский.) 6) Облака как причудливые замки. 7) Сегодня море как небо. 8) Очень важное проявление вежливости поздороваться первым. 9) Озеро словно зеркало. 10) Глаза будто вишни. 11)Мы мирные люди и не хотим войны. 12)Шестью шесть тридцать шесть. 13)Слабые никогда не прощают. Умение прощать свойство сильных. 14)Язык орудие мышления. 15)Книга это духовное завещание одного поколения другому совет умирающего старца юноше начинающему жить приказ передаваемый часовым отправляющимся на отдых часовому заступающему на его месте. 16)3нающий счастье и боль , Смолу превращая в янтарь, Каждый поэт есть король Каждый мыслитель царь. 17) Один факт случайность два преднамеренность три тенденция четыре традиция. 18)Искусство как поиски алмазов. 19) Высшее счастье человека принести радость другим людям. 20) Эпитеты одежда слов.21) Лютик не очень яркий цветок. 22) Музыка это духовная пища.

22 Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.

1.Эверест   самая высокая гора. 2.Мое любимое число  девять. 3.Играть в шахматы  увлекательное занятие. 4.Это блюдо  пальчики оближешь. 5.Страус   это большая птица. 6.Этот человек не директор.7. Сидней  это не столица Австралии. 8.Наш двор как сад. 9.Иван, кажется, инженер

23 Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.

1. Природа есть родина всех талантов, начиная от... солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 5. Острый язык дарование, длинный язык наказание. 6. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский).

7. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.

«Второстепенные члены предложения»

                                                  Дополнение

24. Выделите грамматические основы предложений. Найдите дополнения и разберите их.


1.Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи (И. С. Тургенев). 2.Нам дали это задание. 3. Двадцать делится на пять. 4.Завтра не будет похоже на сегодня. 5. Председательствующий просит говорить по существу обсуждаемого вопроса. 6. Все бывшие одноклассники вспоминали с теплотой о школьном прошлом.

25. Выделите грамматические основы предложений. Найдите дополнения и разберите их.

1. Он углубился в чтение моего пространного заявления (Гайдар). 2. Помню я эту осень отлично (Паустовский). 3. Не видал я до той поры такой осени (Паустовский). 4. Барышня взяла книгу и прочла несколько строк (Пушкин). 5. Он приказал мне выехать на полигон (Федосеев). 6. Разноплемённая толпа обычна для южных приморских городов (Шолохов). 7. Он расспрашивал чуть ли не о каждой из вещей (Тургенев). 8. Митя посоветовал Мирону закупить в деревнях муку и продавать рабочим (М. Горький). 9. Он сделал это незаметно для других (Паустовский). 10. Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая (Лермонтов).

Определение

26.  Найдите в тексте согласованные или несогласованные определения и выпишите их вместе с определяемыми (главными) словами. Обоснуйте свой выбор.

1.«В… доме с.. колоннами, антресолью и … балконом жила некогда барыня, вдова. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».

«С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту… Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из…досок, истинно богатырскую кровать…»

2. «Он облюбовал дерево и полез на него. Наметанным глазом определил: там, в густой хвое, упрятались целые выводки смолистых шишек. Он принялся колотить ногами по веткам кедра. Шишки так и посыпались вниз…»
« С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы…»
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса.»


3. «Дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения»
«Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкой за кольцо..»
« В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога…»

Приложение

27.Выделите определяемые слова и приложения, поставьте, где необходимо, дефис.

Гора Казбек, озеро Байкал, мороз воевода, инженер конструктор, Аника воин, художник самоучка, сторож старик, Иванушка дурачок, гриб подберёзовик, художник портретист, жук носорог, рак отшельник, слесарь инструментальщик, женщина врач, врач терапевт, Москва река, матушка Русь, бедняк крестьянин, крестьянин бедняк, нитки мулине, искусник повар, повар искусник, богатырь артиллерист, крошка сиротка, старик отец, пьяница сторож, сторож пьяница, инженер строитель, Москва город, город Москва, Дюма сын, пан офицер, самолёт бомбардировщик, птица зяблик, товарищ генерал, генерал Иванов, петух драчун, газета «Учитель», озеро Рица, село Крутовка, дома коробки.

28.Найдите приложения в следующих предложениях. Поставьте, где необходимо, дефис.

1. В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом (Гоголь). 2. Посередине мостовой шла группа солдат сапёров (Бондарев). 3. Привычно смотрели со стен комнаты горновой доменщик и отдыхающий рыбак (Кочетов). 4. Сердце камень тревогам закрыто (Шевелева). 5. Металлическую трубу антенну монтируют сейчас на земле (Песков). 6. Город Симбирск жил собственными противоречиями (Шагинян). 7. В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке (Паустовский). 8. Лев Толстой ездил в город Орёл осматривать губернскую тюрьму, когда писал роман «Воскресение» (Солоухин). 9. Вечером в порт вошёл английский пароход «Песнь Оссиана» (Паустовский). 10. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался (Паустовский). 11. К нему нередко приезжали таинственные люди, они все держались, как актеры трагики, которым случайно приходилось играть роли простаков (М. Горький). 12. Но и в светлый день победы вспомним, братцы, за беседой про солдата сироту (Твардовский). 13. В окна беззаботно входил бродяга ветер (Паустовский). 14. Сидят на курганах орлы степняки (Софронов). 15. Пусть реки есть мощней намного – но Волга матушка одна (Твардовский). 16. Композитор Эдгар Григ проводил осень в лесах около города Бергена (Паустовский). 17. Вблизи древнего русского города Переславля-Залесского, на красивом холме расположена усадьба Ботик, где хранится ботик Петра (Пришвин). 18. Лось прыгнул из осинника и, выбрасывая вперёд длинные ноги ходули, помчался легко по вязкому болоту, как мчится по сухой тропинке заяц русак (Пришвин). 19. И эти обыкновенные мышиные глазки бусинки вспыхнули красным огнём (Пришвин). 20. Ещё очень красива бывает сухая берёза, вся сплошь покрытая сетями пауков охотников (Пришвин). 21. Это не просто собака, это собака актриса (Пришвин). 22. Возможно, далёкие наши азиатские предки кочевники гибли от скорпионов (Пришвин). 23. Ночью в горах Ала-Тау глухо гремела гроза (Паустовский). 24. Коня взял к себе мельник Панкрат (Паустовский). 25. Порхает бабочка лимонница (Пришвин). 26. Художника Петрова призвали в армию на второй год войны (Паустовский). 27. Там всё так смешано, в этом городе музее (Пришвин). 28. Мне, что ли, хлеб соль подносите? (Паустовский). 29. Маше стало жаль расставаться с этим берегом, с лугами, с шалашом и дедом корзинщиком (Паустовский). 30. Воробей сторож невозмутим (Богданов).


Обстоятельства

29.Укажите, каким членом предложения является выделенная форма. Обоснуйте ответ.

1. Соседка жила в комнате напротив (Трифонов). 2. Напротив сидел молодой человек (Чехов). 3. Я оставил своих спутников устраивать ночлег (Федосеев). 4. Трудно отказаться от возможности переночевать на берегу реки (Федосеев). 5. Но в такую большую воду плыть – это безумство! (Федосеев). 6. Колючие звёзды мешают уснуть (Федосеев). 7. Вы вправе требовать отдыха (Лавренев). 8. В груди её птицею пела радость (М. Горький). 9. Уля круто, всем корпусом обернулась к ней (Фадеев). 10. Кто-то руками нащупал дверь

(Павленко). 11. Данилов спрашивал тихим голосом и жёстко двигал тонкими губами маленького рта (Панова). 12. Мы шагаем палатами длинными (Рождественский). 13. Ранним мартовским утром Виктор собрал курсантов (Бабенко). 14. Слова казались ему разноцветными пятнами, вроде лёгких облаков, рассеянных в безграничном пространстве (М. Горький). 15. Коса была обёрнута в жгут из соломы (Федосеев). 16. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил (Лермонтов). 17. Варя из экономии кормит всех молочным супом (Чехов). 18. Он закричал от боли (Трифонов). 19. От берега почти неслышно отчалила лодка (Гладков). 20. Мы вынуждены были отказаться от вечерней прогулки (Бабенко). 21. Дай мне ключ от шкафа (Чехов).

«Односоставные предложения»

30.Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.

1. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин). 2. Собирают клюкву поздней осенью (Пришвин). 3. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь (Пришвин). 4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам (Гончаров). 5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле (Тургенев). 6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня (Пришвин). 7. Другого сторожа на место Антипича не назначили (Пришвин). 8. Темнело быстро, по-осеннему (Паустовский). 9. В лесах было холодно (Паустовский). 10. Документов при нём не найдено (Лавренев). 11. В комнате свечи нет (Гоголь). 12. Снег и чайки (Симонов). 13. Под рокотанье вешних гроз не зеленеть побегам (Дудин). 14. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам (Паустовский). 15. Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру (Федосеев). 16. Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка! (Федосеев). 17. В мезонине уже натоплено (Паустовский). 18. Вообще там денег тратить не любили (Гончаров). 19. Только давай выйдем как можно пораньше! (Пришвин). 20. Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин).


31. Выделите грамматические основы предложений. Определите вид односоставных предложений.

1.Какие грустные места! 2.Что за ослепительный морозный день! 3.Ну и характер! 4.Волшебная сила искусства. 5. Что за капризы! 6.Тысячи километров трудного пути. 7.Темень. 8. Холод. 9.Тишина. 10.Раннее розовое утро. 11.Новогодняя волшебная ночь. 12.Крупный мокрый снег, падающий хлопьями. 13.Что за несмолкаемый шум! 14.Вот этот дом! 15.Золотой возраст осени, с богато убранными клёнами. 16.Уснувшие под снегом деревушки.

32.Спишите. Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.

1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 3) Приучайте себя к сдержанности и терпению. (И. П.) 4) Останемся ещё на один день. (Ч.) 5) Не позволяй душе лениться! (Н. 3.) 6) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. (Светл.) 7) - Чего стоишь? - сказал он [мальчик] сумрачно. - Хочу и стою, - сказал Ваня. - Иди, откуда пришёл. (Кат.)

33. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения. Устно объясните, какими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.

1) Бездонную бочку водой н... наполн...шь. (Посл.) 2) Вас прос...т к телефону. 3) Дело словом н... замен...шь. (Посл.) 4) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впр...гают. (П.) 5) На войне встреча...шь разных людей. (Симонов.) 6) Поулицам слона водили. (Кр.) 7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос...ки. (Пауст.) 8) Стой за правду горой. (Посл.) 9) Мне даже на п...кетах пишут "ваше превосходительство".(Г.)10) Любишь ката...ся - люби и саночки возить. (Посл.)11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывши спины. (Паст.) 12) А за стеной всё что-то делалось, делалось, и вот, наконец, и нас позвали к столу. (Ю. К..)

34. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите безличные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выражено.

1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу...анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк...ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл..., и я вышел на воздух освежи...ся. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста...ся у меня в крепост... . 5) Он как тополь между ними - только н... расти, н... цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади н...чего выдумать н...возможно. Недаром ему завид...вали все наездники и н... раз пытались её украсть, только н... уд...валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скры...ся в лесу пешком, да жаль с ним расстав...ся. 8) Когда отец возвратился, то н... дочери, н... сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать.