Файл: Цели и задачи налогового учет (ООО «Хлебокомбинат «Магаданский»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к организации налогового учета
1.1. Цель, задачи налогового учета и его нормативное регулирование
1.2. Учетная политика в целях налогообложения и налоговые регистры
1.3. Перспективы развития налогового учета в РФ
2. Организация налогового учета на примере предприятия ООО «Хлебокомбинат «Магаданский»
2.1. Краткая характеристика учетной деятельности в организации
2.2. Особенности организации налогового учета
2.3. Недостатки в организации налогового учета и его совершенствование
Компания находится на общей системе налогообложения.
Главным бухгалтером организуется работа по составлению графика документооборота.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременную и качественную разработку документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Для организации бухгалтерского и налогового учета главным бухгалтером предприятия разработана учетная политика, в которой закреплены специфические моменты по учету. К учетной политике также разработан план счетов и график документооборота.
В разработанной учетной политике бухгалтер предприятия постарался сблизить налоговый и бухгалтерский учет, что сделано с целью упрощения расчетов по налогам и ведения бухгалтерского учета.
Расчет налогов и сборов на основании учетных данных осуществляется непосредственно главным бухгалтером, им же формируется налоговая отчетность, которая утверждается руководителем и сдается в налоговую инспекцию.
На основании данных бухгалтерской и налоговой отчетности главным бухгалтером и руководством организации проводится финансовый анализ и планирование с целью контроля и улучшения финансового состояния организации и дальнейшего успешного ее развития.
На предприятии, как было сказано выше, установлена компьютерная технология обработки учетной информации в производствах и подразделениях. Также утвержден план счетов и субсчетов бухгалтерского учета, применяемых на предприятии с учетом отраслевых особенностей деятельности.
2.2. Особенности организации налогового учета
В компании разработана учетная политика в целях налогообложения, которая состоит из двух разделов, первый раздел представляет собой организационную часть, в которой определены основные организационные вопросы постановки налогового учета, так налоговый учет в компании осуществляет бухгалтерия, ответственным за постановку и его ведения является главный бухгалтер.
Налоговый учет ведется в программе 1С «Бухгалтерия предприятия 8.2» параллельно с бухгалтерским. Формирование регистров налогового учета происходит на базе данных бухгалтерского учета, специальные регистры налогового учета утверждены как приложение к учетной политике.
В методической части учетной политике в подразделах закреплено ведение налогового учета по четырем налогам: НДС, налог на прибыль, НДФЛ и налог на имущество.
В подразделе НДС отражены следующие моменты по ведению налогового учета:
- порядок раздельного учета операций, облагаемых и необлагаемых НДС;
- раздельный учет «входного» НДС ведется с использованием субсчетов второго порядка;
- для расчета доли расходов на операции, которые не подлежат обложению НДС, разработан специальный налоговый регистр, он утвержден как приложение к учетной политике;
- нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания в пределах одного года в хронологическом порядке, счет-фактуры на аванс дополнительно к номеру имеют префикс AB;
- счета-фактуры выставляются в пятидневный срок после подписания актов выполненных работ, накладных и прочих документов;
- в компании имеется квалифицированная электронная подпись ответственных лиц, поэтому возможно выставление счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи.
В части налога на прибыль в учетной политике зафиксированы следующие моменты:
- для учета доходов и расходов утверждены как приложения к учетной политике специальные налоговые регистры;
- к доходам от реализации относится выручка от реализации продукции, работ, услуг и имущества;
- дата получения дохода – дата перехода права собственности;
- внереализационные доходы – прочие доходы отличные от доходов от реализации, например, доходы от сдачи имущества в аренду, от предоставление в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и т.д., при этом такие доходы признаются на последнее число каждого месяца;
- к прямым расходам относятся расходы, которые связаны с производством и реализацией: материальные расходы, расходы на оплату труда, взносы на социальное страхования, амортизация основных средств, используемых в производстве продукции, работ, услуг; прочие расходы, которые связаны с производством и реализацией;
- прямые расходы подлежат отнесению к расходам текущего периода, в котором признан доход от реализации продукции, работ, услуг;
- косвенные расходы, связанные с производством и реализацией: административно-управленческие расходы, амортизация основных средств общехозяйственного и управленческого назначения, коммунальные и арендные платежи, расходы на рекламу и другие расходы по управлению организацией.
Внереализационные расходы в учетной политике определены в виде процентов по долговым обязательствам, резервы по сомнительным долгам, расходы по услугам банка и т.д.
В части основных средств определено, что к ним относятся активы первоначальная стоимость которых превышает 100 тыс.руб. Срок полезного использования объектов основных средств определяется на основании Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002r. №1.
В организации применяется линейный метод начисления амортизации, понижающие и повышающие коэффициенты не применяются. Амортизационная премия применяется в отношении ОС стоимостью не менее 500 тыс.руб., для 1,2,8,9,10 амортизационных групп она составляет 10%, для других групп ОС -30%.
В части учета HMA срок их полезного использования устанавливается исходя из срока действия патента, свидетельства, договора и т.д., для HMA, по которым нельзя определить срок полезного использования, он устанавливается равным 10 годам.
Для начисления амортизации HMA применяется линейный метод, HMA стоимостью менее 100 тыс. руб. не признаются амортизируемым имуществом, при вводе в эксплуатацию их стоимость единовременно списывается на материальные расходы.
Материально-производственные расходы списываются по средней себестоимости.
Резервы не создаются.
Авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются ежеквартально в общеустановленном порядке.
В части НДФЛ в учетной политике утверждена форма налогового регистра, в которой фиксируются все необходимые данные для исчисления НДФЛ.
Организация имеет имущество нескольких категорий, поэтому в части организации налогового учета по налогу на имущество, учет такого имущества ведется по каждой категории отдельно с применением специально разработанного регистра и отдельных субсчетов, открытых к счетам бухгалтерского учета 01 и 02.
Рассмотрим кратко особенности ведения налогового учета в 1C 8.3.
В программе имеется возможность фиксирования основных положений учетной политики, как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета.
Также в программе имеются уже более тридцати разработанных регистров, предназначенных для ведения налогового учета, все они содержат необходимые реквизиты и именно данные формы утверждены в качестве приложений к учетной политике.
Главная задача налогового учета в lC – расчет налога на прибыль, точнее налоговой базы для него. Определение базы по налогу на прибыль достаточно простое. Это разница между доходами и расходами. Сложность заключается в том, что доходы и расходы признаются в разных видах учета по–разному. Часть доходов и расходов может быть признана только в одном из видов учета. В результате появляются постоянные и временные разницы.
Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета выражается формулой, состоящей из четырех значений: БУ = НУ + ПР + BP, где БУ – сумма по бухгалтерскому учету; НУ – сумма по налоговому учету; ПР – постоянная разница; BP – временная разница.
В бухгалтерских конфигурациях 1C 8.3 для реализации этой формулы используется специальный регистр, в котором для каждого значения есть свой ресурс.
Пользователю не обязательно детально разбираться в структуре регистров, но для более глубокого понимания механизма расчета налоговых проводок стоит иметь хотя бы общее представление о внутренней структуре налогового учета в 1C. Тем более что связь регистра и проводок очевидна. В проводках 1C вместо одной суммы может фигурировать сразу 4 (по числу значений из вышеприведенной формулы). При проведении документов программа сама рассчитывает нужные суммы по бухгалтерскому (БУ) и по налоговому учету (НУ), а также контролирует равенство БУ и НУ по формуле. После закрытия периода на основании этих значений формируется нужная пользователю база.
План счетов в lC также имеет свои особенности. Все счета, на которых ведется учет по налогу на прибыль, имеют установленный флажок «НУ». Например, счета 20, 23, 25 принимают участие в формировании прибыли, а счет 19 на прибыль не влияет, для него флажок «HV» не установлен.
Из-за этого в некоторых проводках по налоговому учету бывает заполнена либо дебетовая, либо кредитовая сумма.
Несмотря на то, что практически все расчеты по налогу на прибыль в программе выполняются автоматически, могут возникнуть ошибки. Особенно часто они возникают при вводе ручных операций. Для контроля используется отчет «Анализ учета по налогу на прибыль».
Каждый раздел отчета можно раскрыть двойным щелчком и найти ошибочный документ. «Подозрительные» разделы выделены красной обводкой.
На основании налоговых регистров в программе имеется возможность автоматического формирования налоговой декларации по налогу на прибыль.
Через дополнительно установленный модуль - lC «Отчетность» и зарегистрированную квалифицированную подпись руководителя и главного бухгалтера, компания формирует и сдает отчетность в налоговые органы, также посредством данного модуля осуществляется взаимодействие (переписка, получение запросов и требований, заказ и получение актов сверок) с налоговой инспекцией.
Стоит отметить, что в компании четко установлен порядок хранения налоговых регистров, которые после каждого отчетного года распечатываются, прошнуровываются и передаются в архив.
В целом, можно отметить, что постановка налогового учета в компании находится на достаточно высоком уровне, хотя и имеет ряд недостатков, которые будут указаны ниже.
2.3. Недостатки в организации налогового учета и его совершенствование
В течение отчетного периода по разным причинам налоговая нагрузка по налогу на прибыль может неравномерно распределяться в течение года, что отрицательно влияет на деятельность хозяйствующего субъекта. Обеспечить более равномерное начисление налога на прибыль налогоплательщик может за счет создания различных резервов.
К основным недостаткам, выявленным в процессе рассмотрения организации налогового учета на исследуемом предприятии можно отнести то, что резервы не создаются.
Резервы представляют собой суммы предстоящих затрат, которые отражаются в составе расходов равномерно. В дальнейшем расходы, на которые был создан резерв, списываются за счет этого резерва.
Резервы, которые можно создать в налоговом учете, подразделяются на две группы: резервы предстоящих расходов и оценочные резервы (Рисунок 5).
По нашему мнению, в целях более равномерного исчисления налога на прибыль, для компании актуальным является создание по крайней мере двух видов резервов: резерва на оплату отпусков и резерва по сомнительным долгам.
При помощи резерва по сомнительным долгам организация также может обезопасить себя от несвоевременно расплачивающихся покупателей (заказчиков).
В соответствии со статьей 266 HK РФ сомнительный долг – любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Вид резерва |
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет |
На отпуска и вознаграждения по итогам за год |
Обязателен, за исключением тех, кто вправе вести упрощенный бухучет (п. 3 ПБУ 8/2010) |
Создают добровольно (ст. 324.1 НК РФ) |
По сомнительным долгам |
Обязателен для всех компаний (п. 70 Положения по бухучету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) |
Создают добровольно (п. 3 ст. 266 НК РФ) |
На гарантийный ремонт |
Обязателен, за исключением тех, кто вправе вести упрощенный бухучет (п. 3 ПБУ 8/2010) |
Создают добровольно (ст. 267 НК РФ) |
На ремонт основных средств |
Не создается |
Создают добровольно (п. 3 ст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ) |
Под снижение стоимости ТМЦ |
Обязателен, за исключением тех, кто вправе вести упрощенный бухучет (п. 25 ПБУ 5/01) |
Не создается |
Под обесценение финансовых вложений |
Обязателен, если компания узнала о том, что стоимость вложений существенно снижается (п. 21, 38 ПБУ 19/02). Те, кто вправе вести упрощенный бухучет, вправе не создавать (п. 19 ПБУ 19/02) |
Не создается |
На НИОКР |
Не создается |
Создают добровольно (ст. 267.2 НК РФ) |