Файл: Выбор стиля руководства в организации (Стиль руководства, его виды и возможности применения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Стиль руководства, его виды и возможности применения
1.1. Понятия "лидерство", "власть" и "управление"
1.2. Понятие стиль руководства
1.3. Классификация стилей руководства
Глава 2. Практическое применение стилей руководства организацией
2.1. Практика применения стилей руководства в иностранных организациях
2.2. Практика применения стилей руководства в отечественных организациях
- «забота о людях. Японским менеджерам свойственно проявлять внимание ко всей совокупности качества жизни работника (где он живет, как питается, как проводит свободное время и т.д.)»[25];
- открытая коммуникация и информационный обмен между руководителем и подчиненными для принятия взвешенных решений;
- система найма работников на всю жизнь в одну компанию, с постоянной сменой позиции сотрудника каждый 2-3 года;
- общая ответственность всех работников за результаты деятельности.
Под влиянием буддизма в Японии был разработан ещё один специфический стиль руководства в Sony Corporation. «Ведущий «идеолог» корпорации «Сони» Сигеру Кобаяси отмечает, что эффективное управление компанией основано на строгом следованию дзен-буддистскому принципу My. Данное дзенское понятие означает «неопредметливание» или «неовеществление»»[26]. На практике компания отказалась от жесткого планирования. Менеджер должен стремиться действовать максимально гибко в соответствии с окружающими условиями. Ему не нужно ценой множества усилий реализовывать планы, если препятствия для их осуществления непреодолимы.
«Антибюрократический стиль управления “Сони корпорейшн” дополняют методы, которые можно назвать имитацией структур мелкой фирмы в рамках гигантской компании. Иногда она осуществляется путем прямого выделения подразделений, обладающих широчайшей самостоятельностью»[27]. Многие вопросы в этой крупной компании решаются на уровне человеческих отношений. Здесь создана своеобразная семейная атмосфера: руководители проявляют заботу и внимание к своим подчиненным, вторые же в свою очередь сильно вовлечены во все рабочие процессы. В Sony Corporation существенно развита неформальная коммуникация как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях.
Примером зарубежного демократического руководителя может служить американский предприниматель и инвестор Уоррен Баффет. Он ввел для своих сотрудников 2 основных правила: управлять так, как будто это их собственное предприятие и вкладывать деньги так, как если бы это было их единственная возможность за 100 лет. Баффет даёт менеджерам полную свободу действия, позволяет им принимать важные стратегические решения. Со стороны его стиль руководства даже близок к либеральному. "На самом деле так проявляется еще одна грань таланта Баффета, уже как руководителя: вряд ли он пускает все на самотек, но умеет руководить компанией и направлять своих сотрудников незаметно и тактично"[28].
Предприниматель общается с подчинёнными как с равными партнёрами, прислушивается к их мнению. Он никогда не вызывает их к себе в кабинет, но всегда готов выслушать любого сотрудника, если он обратиться к нему сам. "Он не считает себя всегда правым, тысячи успешных сделок не вскружили ему голову, поэтому он всегда опирается на умения и опыт других людей"[29]. Также Баффет всегда материально мотивирует менеджеров, оплата труда напрямую зависит от эффективности работы.
Другим пример демократического стиля руководства является председатель правления MackayMitchell Envelope Company LLC Харви Маккейн. Предприниматель в 26 лет приобрел убыточную компании по производству конвертов и смог, несмотря на все преграды, реанимировать бизнес. Он выработал свой стиль управления, основанный на ориентации на взаимоотношения и атмосферу в коллективе. Маккейн считает, что правильно выстроенный коллектив и информированность о всех рабочих процессах, сотрудниках и партнёрах являются залогом успеха. "Задача человека, стоящего во главе предприятия, состоит не столько в том, чтобы отдавать приказы и следить за их исполнением, сколько в том, чтобы создать условия, в которых люди будут работать творчески, сообща, создавая и приумножая благосостояние фирмы"[30].
Для своей компании предприниматель выделяет следующие принципы: возможность каждого подчинённого высказывать свои мысли и идеи начальнику, свобода в принятии решений и в творчестве. "Жесткие правила и авторитарное управление, наоборот, оказываются отрицательным фактором и приводят к застою, отсутствию новых идей, формальному отношению к работе, исподволь формируя атмосферу постоянного недовольства начальством"[31]. Маккейн одним из главным для менеджера считает личные качества, которые позволяют ему быть примером для коллег, вызывать доверие у сотрудников и партнёров, а также увлекать всех своим видением бизнеса.
Как видно из предыдущих примеров в современном бизнесе принято использовать либо демократическую модель управления, либо создавать новые модели для конкретного предприятия, принимая во внимание особенности страны, правил бизнеса и внешних экономических условий. Авторитарная модель управления предприятием в зарубежных странах имеет очень ограниченное применение только в ситуациях, когда она действительно может быть эффективна: начальные этапы жизненного цикла компании или в условиях кризиса.
2.2. Практика применения стилей руководства в отечественных организациях
В практике российских компаний чаще всего применяется авторитарный стиль руководства. Возможно, выбор именно такой стратегии связан с ментальностью жителей нашей страны и историческим наследием. Также такое положение дел может быть обусловлено постоянно меняющейся экономической ситуацией, в рамках которой авторитарный стиль руководства может быть чрезвычайно эффективным.
За распространенность авторитарного стиля в России говорят и исследования, проведенные среди сотрудников различных организаций. По заказу "Ведомстей" в 2010 году компания Synovate опросила 1200 сотрудников компаний в 7 регонах Российской Федерации. По результатам исследования были выявленные беды российского менеджмента, многие из которых связаны с авторитарными моделями руководства и недостатком понимания между начальником и подчиненными. "Привычку экономить на персонале 44% участников опроса считают основной причиной низких эффективности и производительности труда. 35% респондентов винят во всем безграмотность управленцев — от собственного начальника до первых лиц российского руководства. 13% уверены, что низкая эффективность — следствие нереалистичных задач, которые ставит руководство. Каждый десятый попенял, что у многих управленцев вообще нет лидерских качеств, и они занимают чужое место"[32].
Другое исследование компании Kelly Services утверждает, что 52% опрошенных отрицательно оценивают вклад руководителя в успех компании. " Около трети россиян не довольны стилем, который выбирают в общении с ними руководители. 18% описывают стиль руководства как властный, а 13% и вовсе считают его деспотичным. Интересный показатель: 53% респондентов не стали бы рекомендовать своего начальника знакомым"[33].
Одним из примеров авторитарного руководителя в России может стать бывший владелец косметического концерна "Калина" Тимур Горяев. Он создал компанию с четкой иерархией и железной дисциплиной.
«Горяев написал для сотрудников десять заповедей. Так он нашел способ незримо присутствовать в жизни подчиненных. В первой Тимур Рафкатович отдает дань первоисточнику и призывает почитать Бога. Остальные заповеди дают ЦУ на каждый менеджерский день: главное – результат, а не усилия, подвиги на рабочем месте не нужны, а о потребителях косметики «Калины» сотрудники должны думать как о своих родственниках»[34]. Горяев всегда нацелен на результат деятельности и на задачи фирмы, самое главное - достигнут результат или нет. При этом в качестве мотивации используются как поощрение (добавка к заработной плате, премии), так и угрозы, штрафы, вплоть до увольнения сотрудника.
К авторитарным руководителям можно отнести и основательницу сети клиник лазерной косметологии «Линлайн» Юлию Франгулову. Вместе со своим мужем Александром Трошкиным она создала холдинг, начиная с одной клиники в Екатеринбурге и заканчивая сетью из 39 филиалов в России и отделениями в Киеве, Париже и Барселоне. «Основательница «Линлайн» не отрицает, что она авторитарный руководитель, и называет себя «генералом в юбке», но, по её мнению, иначе просто нельзя — без жёсткого контроля федеральную сеть не построить»[35]. Свой бизнес предпринимательница основала сама и все стратегические решения по его развитию она также принимала самостоятельно. При этом она воспитывает в своем холдинге команду людей, строго нацеленных на результат. Партнеров она рассматривает только в роли инвестора, который не будет вмешиваться в управление филиалом.
Примером применения демократического стиля руководства в России можно считать "Яндекс". Изначально понятно, что в такой инновационной компании с высочайшим уровнем профессионализма коллектива авторитарная модель просто бы не была эффективной. Все решения в "Яндексе" принимаются коллегиально путем проведения серии горизонтальных переговоров внутри компании. При этом сотрудников компании высоко вовлечены в рабочий процесс, а ответственность за выполнение заданий ложится на весь коллектив. «Такие частые встречи и обсуждения отражают главную особенность «Яндекса». В «Яндексе» чётко очерченная ответственность отсутствовала — она была коллективной. Почти никто не мог волюнтаристски принять решение, как именно делать проект»[36].
В критических ситуациях руководство личным примером показывает направление бизнес-процессов. «В 1998 году никто в «Яндексе» не мог смириться с тем, что компания будет продавать рекламу. Для насквозь технологической команды того времени было дикостью что-то продавать. Тогда Аркадий Волож взял телефон и сам начал обзванивать потенциальных рекламодателей»[37].
Еще одним примером демократического управления в России можно считать основателя и руководителя Центра компьютерного обучения "Специалист" при МГТУ им. Баумана Дмитрия Юрьевича Гудзенко. В такой специфической отрасли как образование он предпочитает не руководить преподавателями, а главной своей задачей полагает организацию процесса обучения и групп студентов. "На самом деле моя роль здесь достаточно маленькая, администрация в учебном центре – это обслуживающий персонал. Наша работа – набрать слушателей, организовать весь учебный процесс и спокойно отойти в сторону, не мешая преподавателю" - считает Гудзенко. Большое внимание Дмитрий Юрьевич уделяет высокому профессионализму своих сотрудников, это является главным критерием в подборе персонала. Также важную роль играет и материальное стимулирование педагогов, учитывая тот факт, что бизнес начинался в тяжелые для России времена.
Также на примере руководителя центра "Специалист" можно проследить, как менялся стиль управления во времени. Когда бизнес только открывался в 90-е годы управленцу приходилось все дела решать самому, а также принимать активное участие во всех рабочих процессах, начиная от обучения и заканчивая бухгалтерским учетом. Со временем стратегия развития менялась. Гудзенко признается: "Моя большая проблема как руководителя была в том, что я всегда сам старался всюду приложить свои силы, дать советы. И сегодня мне приятно от осознания того, что есть вещи, в которых я уже не понимаю"[38]. Сейчас же Дмитрий Юрьевич как менеджер старается больше доверять своим подчиненным, делегируя им ряд полномочий.
В России, как и во всем мире, существует тенденция к переходу к более мягким стилям руководства, включающим в себя особое внимание к личности сотрудника. К сожалению, в нашей стране этот процесс происходит достаточно медленно. Среди менеджмента частных и государственных компаний очень часто встречаются проблемы, связанные с авторитарным стилем управления:
1. Руководители часто выполняют только контролирующие функции, забывая о планировании, мотивации и организации.
2. Управленцы, не имея достаточного авторитета среди подчиненных, выстраивают взаимодействия внутри коллектива с позиции силы. При этом рабочие процессы строятся на страхе перед начальником.
3. Собственники компании не доверяют наемным менеджерам, по возможности стараясь не передавать власть и полномочия в их руки.
Таким образом, мы рассмотрели примеры применения различных стилей руководства в условиях реальных организаций в России и зарубежом. И иностранный, и отечественный бизнес может базироваться, как на авторитарном стиле управления, так и на демократическом. В каждой стране предприниматели стараются выбирать модели руководства наиболее соответствующие ментальности сотрудников. Например, в Японии менеджеры разрабатывают специальные системы, подходящие конкретно в этой стране.
Авторитарный стиль управления постепенно отходит на второй план, так как социум в развитых странах вышел на новый этап развития, а сотрудники фирм не готовы быть бездумными машинами по выполнению своих функции. Однако руководителя-автократа еще можно встретить при условии кризиса на предприятии, а также на этапе создания и становления компании. В России, к сожалению, авторитарный стиль по-прежнему широко распространен, что иногда мешает вести эффективный бизнес. Несмотря на это намечается постепенный переход к мягким стилям управления и в нашей стране.