Файл: Тимоти Голви при участии Эдда Ханзелика и Джона Хортона Стресс как внутренняя игра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
него плохая осанка, что только усугубляет проблему». Шерри призналась, что часто ловит себя на мысли, что сердится на сына. Женщина знала, что нужно ее ребенку, однако мальчик отказывался сотрудничать с матерью. И мы предложили несколько вариантов отношения, которые Шерри могла «примерить».
Вариант – ей жаль своего сына – женщине совсем не понравился.
Она могла бы попытаться больше рассказать сыну об окружающем мире. Нет, это она уже пробовала, и ничего не вышло.
Шерри могла начать вести себя менее агрессивно, стараясь увидеть в сыне не ребенка, которому она приказывает, а личность, особенного человека. Этот вариант ей понравился.
А еще ей предложили смотреть на сына другой парой глаз, чтобы видеть не внешние, а внутренние его качества. Это вариант тоже пришелся Шерри по душе.
Она призналась, что до сих пор ее внимание было сосредоточено на теле сына и она была просто неспособна оценить его как личность.
Всегда можно изменить отношение
Как-то раз Эдд рассказал мне одну удивительно трогательную и поучительную историю о своем десятилетнем внуке Остине.
Однажды Остин вернулся домой после собрания бойскаутов в сильнейшем расстройстве. «У меня нет друзей, и никогда не будет», – сетовал мальчик. Эдд попытался выяснить, что произошло.
Остин рассказал, что его лучший друг подшучивал над ним у него за спиной, и остальные ребята смеялись. «Меня никто не любит», – со слезами твердил мальчик. Эдд попытался помочь внуку увидеть ситуацию в ином свете, но тот только еще сильнее рассердился и выглядел еще несчастнее.
Тогда Эдд спросил: «А ты знаешь стихотворение Редьярда Киплинга “Если”?» Остин никогда о нем не слышал, и Эдд предложил внуку найти стихи в интернете и прочитать. Благодаря этому он наконец-то увидел улыбку на лице мальчика. «Хорошо, если ты обещаешь не рассказывать маме», – сказал он деду. Дело в том, что именно в это время дня ему не разрешалось заходить в сеть. Но Эдд чувствовал, что ради урока, который он собирается преподнести внуку, стоит нарушить правило.
Остин нашел стихотворение, и они прочитали его вместе, строчка за строчкой.
О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь,


Эдд чувствовал, что, пока они читали стихотворение, настрой внука полностью менялся. Когда они прочитали финальные строки: «Земля – твое мой мальчик, достоянье! И более того, ты – человек!»[6][Перевод С. Маршака. Прим. ред] – мальчик стал таким, как обычно.
Остин распечатал стихотворение и сказал: «Я хочу, чтобы оно всегда было у меня перед глазами, когда мне это будет нужно». Сначала он даже хотел повестить листок на потолок над своей кроватью, но шрифт был слишком мелким. Тогда мальчик прикрепил кнопкой лист бумаги к стене рядом с кроватью и радовался этому остальную часть дня.
Эта история показывает, насколько простым и естественным может быть переход от отчаяния к готовности принять вызов.
Упражнение. Примерка нового отношения
Выберите какое-нибудь обстоятельство в своей жизни, которое вызывает у вас сильный стресс и ослабляет вашу внутреннюю устойчивость. Это может быть человек, работа, занятие, которое вы ненавидите. Это обстоятельство может быть большим или маленьким. Определите стресс.
Честно и откровенно обдумайте свое нынешнее отношение к ситуации. Возможно, для этого вам придется хорошенько в себе покопаться, но, после того как определите нужное мировоззрение, вы сразу его узнаете. Это будет словно щелчок. Запишите свои наблюдения.
Теперь переходите к внутренним ресурсам. Практикуйтесь думать и примеривать разные отношения. Например, если обычно вы обижены, то подумайте, как бы все выглядело, если бы вы, прежде чем войти в ситуацию, «надели» на себя отношение, продиктованное благодарностью? Продолжайте примерять разные отношения и настрои до тех пор, пока не найдете то, в котором чувствуете себя наиболее комфортно, которое хорошо на вас «сидит».
Помните, что такие чувства, как страх, разочарование и боль, вызывают стресс, но если вы
«носите» отношение, в котором вам удобно и хорошо, оно защитит вас от примитивных реакций типа «бей, беги или замри».
НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ
Данные о пациенте предоставлены доктором Эддом Ханзеликом
За последнее время Пол пережил два настолько сильных приступа боли в груди, что в обоих случаях оказался на больничной койке. Он боялся, что это что-то серьезное, но анализы не выявили никаких отклонений. В частности, было очевидно, что проблема не в сердце. Я спросил
Пола:
– Что вы сами думаете о своих болях?
– Думаю, они не физического характера, – ответил он.
– Судя по вашим описаниям, именно физического, – возразил я. – Возможно, дело не в сердце, но это реальная боль вашего тела.
Многим пациентам трудно смириться с мыслью, что стресс оказывает на них физическое воздействие и что его никак нельзя назвать только психологической проблемой.
Я попросил Пола оценить уровень его стресса. Он начал с признания, что ненавидит свою работу.
По образованию он был преподавателем актерского мастерства и очень любил свое дело, но из- за сокращения в системе школьного образования преподавал другой предмет. Он обучал детей черчению в помещении, где не было чертежного оборудования, а также следил за учениками во время обеденного перерыва и двух периодов, отведенных на выполнение учебных заданий. Все, чем он занимался на работе, было ему неинтересно и мучительно скучно.


– Я ничего и никого не контролирую, – признался Пол. – Я не контролирую директора, правила, финансы. Я не контролирую почти ничего в своей жизни.
Я спросил его:
– А что вы могли бы контролировать из того, что не контролируете сейчас?
Первое, что пришло ему в голову, хотя Пол и не хотел принимать эту мысль, были его настрой и отношение. Тогда мы вместе с ним выполнили упражнение на примерку разных мировоззрений.
Я подбрасывал ему возможные в его ситуации варианты, а он их «примерял» – и нашел то, в чем ему было комфортно. «Это происходит по какой-то причине, и я могу извлечь из этого выгоду».
Сначала Пол никак не мог себе представить, какую выгоду он может извлечь из ситуации на работе. Однако он открылся для новых идей, «примерил» новое отношение и решил, что оно ему очень подходит.
«Не можете ли вы подобрать новое отношение и к проблеме болей в груди?» – спросил я.
Сначала он не знал, как это сделать, но потом признался, что это ему о чем-то напоминает. Тут я предположил, что, возможно, боль была барометром его стресса, и Полу эта идея понравилась.
Итак, Пол ушел от нас, зная, что ему есть о чем подумать, с несколькими новыми инструментами в арсенале, в том числе «примеркой нового отношения». Я настоятельно рекомендовал ему подобрать новое отношение к работе до наступления следующего учебного года, который начинался через три недели. Пол с большим облегчением увидел, что он не беспомощен, что в его силах что-то предпринять, чтобы избавиться от постоянного стресса.
В следующем учебном году Пол в значительной мере избавился от стресса. Он изменил свое отношение и сосредоточился на том, что входило в сферу его контроля. Он нашел в своей работе то, что доставляло ему удовольствие, и начал высоко ценить тот факт, что к нему предъявляют не слишком высокие требования.
Надо сказать, такой тип стресса весьма распространен: человек обнаруживает, что «застрял» в том, что ему совсем не хочется делать, и часто не замечает, что эту ситуацию серьезно усугубляет создатель стресса. А между тем нередко облегчение приносит даже незначительное, совсем простое изменение отношения к проблеме. В случае Пола ситуация, которая была для него настолько невыносимой, что привела к сильным болям в груди, превратилась в нечто вполне терпимое и даже полезное. Проблема не исчезла полностью, но он обрел уверенность в том, что со временем сможет ее решить.
Когда люди «подбирают» себе комфортное отношение, они нередко сами удивляются тому, как легко и приятно его «носить». Иногда они возвращаются к старому, но, едва заметив это, как правило, переходят опять к новому. Это важная часть щита, выявляющая источник стресса и создающая против него защиту. Для меня этот инструмент чрезвычайно эффективен. Он помогает мне не забывать, что я сам контролирую свои установки, которые влияют на мой мир. А самый первый и важный шаг – увидеть свое отношение. Как только вы осознаете свой настрой и понимаете, что его надо изменить, это удается сделать относительно легко. Иногда достаточно просто заметить, что нос моего самолета задирается, опускается или держится ровно, и необходимая корректировка выполняется почти автоматически.
Глава 14. Инструмент 5. Волшебное перо
«Волшебное перо» – это инструмент, который я использую в начале каждого дня, а также в любое другое время, когда мне нужно достучаться до своей мудрости. Это простое упражнение выполняется с ручкой и бумагой в руках в тихом месте. Я часто называю это письмом Я 2.


Упражнение. Волшебное перо
Выберите любое сложное обстоятельство своей жизни: взаимоотношения с кем-то или обстановка в каком-либо месте, что-то большое или маленькое – все, что требует от вас мудрого подхода, а не типичного негативного комментария Я 1. Например, ваш сын-пятиклассник приносит домой двойку за контрольную по математике.
Запишите, что вы обычно говорите самому себе в такой ситуации – свой внутренний диалог.
Продолжайте писать до тех пор, пока у Я 1 не иссякнут идеи. Возможно, ваше письмо будет таким: Я знал, что этот лентяй не выполняет домашние задания, когда он говорил, что готовится к школе. На этот раз мне придется его наказать, иначе из него не выйдет никакого толку. Мы явно дали ему слишком много свободы. Нужно показать ему, кто главный. Если сейчас это сойдет ему с рук, то создаст прецедент…
Когда у Я 1 закончатся все идеи, представьте, что вам под силу наделить свою ручку любыми способностями по вашему выбору. Вашими внутренними способностями. Я, например, часто выбираю ясность, сострадание и откровенность, но подойдут любые качества из вашего списка внутренних ресурсов. Представьте, что вы погружаете свое «перо» в каждый из выбранных вами ресурсов и, поскольку ваш разум полностью освобожден, позволяете ему написать вам сообщение. Не думайте об этом. Пусть все идет само собой. Даже если вы понимаете, что писать особо нечего, просто продолжайте это делать. Пусть пишут внутренние ресурсы с помощью вашей ручки. Не подвергайте цензуре то, что она пишет. Например, если вы набрали в свое «волшебное перо» такие качества, как спокойствие, терпение и сопереживание, можете написать: Я знаю, как трудно быть ребенком. Многое отвлекает, многое кажется гораздо интереснее, чем учеба. Если ему хочется смотреть телевизор больше, чем делать уроки, это вовсе не значит, что он плохой. А я могу помочь создать среду, в которой ему будет легче сосредоточиться, когда нужно заниматься делом, и приятнее развлекаться, когда придет время веселиться. Никакой борьбы за власть нам не нужно…
Инструмент «Волшебное перо» – очень практичный способ узнать, как задействовать свои внутренние ресурсы с максимальной пользой для себя. С его помощью вы научитесь проводить четкую грань между тоном и высказываниями Я 1 и Я 2. Кстати, сравнивая написанное под их диктовку, вы можете обнаружить, что вам нравится что-то из написанного Я 1 и не нравятся некоторые утверждения Я 2. В этом нет ничего странного, ведь вы писали без цензуры. Просто подчеркните в каждом сообщении то, что вызывает у вас позитивные чувства и имеет значение.
Разумеется, в этом занятии нет ничего волшебного, вы достигаете результата благодаря практике и опыту.
Однажды я попросил выполнить упражнение «Волшебное перо» большую группу бухгалтеров из разных стран, а потом попросил их поделиться с остальными тем, что они написали под диктовку
Я 2. Первым поднялся участник из Восточной Европы, причем он начал с извинений, что не смог написать в прозе. В том, что он прочел, были красота и ритм настоящего стихотворения; его слова вызвали слезы на глазах у большей части аудитории «сухих» финансистов. Так что ваше Я 2, если не фильтровать его идеи, способно преподнести вам приятные сюрпризы!
ИСЦЕЛЯЮЩАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Данные о пациенте предоставлены доктором Джоном Хортоном
Некоторое время назад ко мне обратилась Джоан, молодая женщина лет тридцати; врачи обнаружили у нее уплотнение на шее. Анализы показали, что это болезнь Ходжкина, серьезное заболевание, которое, впрочем, можно вылечить. Джоан удалили опухоль, после чего назначили

длительный курс химиотерапии. Женщина начала регулярно приходить ко мне на прием. Я не рассматривал себя в роли врача, наблюдающего пациента, а скорее считал себя коучем Джоан.
Беседы показали, что, когда Джоан поставили диагноз, она находилась в состоянии крайнего истощения. Если на работе ее просили о чем-либо, она всегда соглашалась выполнить просьбу.
Однако теперь Джоан стала понимать, что пришло время позаботиться о себе, а не о других, и благодаря этому в ней совершились невероятные перемены.
Однажды я предложил ей записать мысли своего Я 2, используя «волшебное перо», и вот что она написала: «Это не то, чего надо бояться. Что есть, то есть. Вполне естественно испытывать страх и даже гнев из-за того, что болезнь не позволяет делать то, что ты обычно делаешь. Но эти эмоции и ты – совсем не одно и то же. Это просто эмоции, которые показывают, что тебя волнует собственная жизнь. Теперь у тебя есть время позаботиться о себе так, как ты никогда прежде не позволяла о себе заботиться. Ты даже можешь хорошенько развлечься, а муж и родственники будут тебе в этом помогать. Они, конечно, не будут против, им будет приятно это делать, ведь ты болеешь. Со временем болезнь пройдет, так что стоит воспользоваться преимуществами вынужденного простоя».
У меня не было ни малейших сомнений в том, что непосредственный вклад в скорое выздоровление Джоан внесла ее исцеляющая установка. Целый ряд медицинских исследований показал, что позитивный настрой пациента – важнейший фактор успеха в борьбе с серьезными заболеваниями.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16