Файл: Тимоти Голви при участии Эдда Ханзелика и Джона Хортона Стресс как внутренняя игра.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 335
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мередит, пациентка чуть старше шестидесяти, страдала от ощущения жжения во всем теле.
Особенно интенсивным оно становилось ночью, не давая ей уснуть. Сначала врачи считали, что симптомы связаны с менопаузой, и ей прописали высокую дозу гормонов, что только усугубило ситуацию. Наблюдались у Мередит и другие симптомы, включая проблемы с пищеварением, усталость, отсутствие либидо, депрессию и панические атаки. Словом, ко времени прихода ко мне на прием женщина была на грани отчаяния.
Я провел всесторонний осмотр Мередит, и мы поговорили о ее жизни. Ее история оказалась весьма интересной. Когда ей было двенадцать, она, сидя на заднем сиденье автомобиля, который ехал по Бруклинскому мосту, услышала, как мать кричит: «Берегись!» Следующим, что она осознала, была автомобильная авария; повсюду была кровь. Мать Мередит погибла.
Мередит никогда прежде не анализировала свои чувства по поводу этого травматического события, и даже теперь, почти пятьдесят лет спустя, разговаривая со мной, не могла сдержать слез. Я увидел, что у нее, по всей вероятности, посттравматическое стрессовое расстройство, вызванное пережитым в детстве негативным опытом. Механизм стресса был активирован во время аварии и с тех пор, по сути, никогда полностью не отключался.
После того как мы исключили возможность других заболеваний, я объяснил Мередит, что ее организм, вероятно, перевозбужден и находится в таком состоянии уже очень долгое время. Не понимая того, что симптомы коренятся в детской психологической травме, женщина была в полной власти преувеличенных страхов создателя стресса и его негативных идей и объяснений.
Поначалу подобрать лечение для Мередит было довольно трудно, поскольку первым на все вопросы отвечал голос создателя стресса со всеми его сомнениями, тревогами и страхами. Но как только мы сосредоточились на исцелении эмоциональной и физической травмы прошлого, женщина смогла отстраниться от создателя стресса, и физические признаки болезни начали ослабевать.
В своей медицинской практике нам нередко приходится наблюдать, как люди избавляются от многих изнурительных хронических симптомов, осознав, что они являются следствием старых травм. Неправильное толкование симптомов создателем стресса вызывает огромное беспокойство. Наблюдать за их исчезновением по мере того, как на смену страху приходит понимание, доставляет огромное удовольствие.
Создатель стресса – мастер самонападок
Нападки на себя – конек создателя стресса. Он критикует каждое ваше движение, настойчиво указывает на ваши ошибки, смеется над вашими желаниями, судит вас безжалостно – и делает все так, чтобы безоговорочно убедить вас, что все это правда.
Создатель стресса может постоянно держать вас в напряжении с помощью бесконечной песни
«так надо – так не надо», «это должен – это не должен». «Ты должен был сделать то. Тебе следовало поступить так». Иногда он продолжает настаивать, чтобы вы что-то сделали, а когда вы наконец соглашаетесь, делает финт ушами и заявляет: «Ну и зачем ты это сделал?» Он, кажется, никогда не бывает вами доволен. И это, мягко говоря, подрывает вашу уверенность в себе.
Создатель стресса может быть поистине беспощадным. Один мой мудрый друг сказал: «Когда люди начинают судить сами себя, дьявол по сравнению с ними сущий ангел».
Одной из главных производных самонападок является чувство вины. Доктор Хортон читает своим пациентам, угодившим в эту ловушку, стихотворение «Эта печальная игра», которое написал
Хафиз, персидский поэт XIV столетия.
Злым упреком жива
Препечальная эта игра
Все богатство твое унося
И даря полуумку-банкроту.
Друг мой милый,
Стать нам мудрее пора[2][Перевод Ассалам. Прим. ред.].
КАК ОБОЙТИ НЕГАТИВНЫЕ ГОЛОСА
Данные о пациенте предоставлены доктором Эддом Ханзеликом
Моя пациентка Рейчел страдала от избыточного веса, и у нее был довольно сильный стресс.
Женщина ненавидела себя, и мы начали с ней это обсуждать. Я попросил ее подумать о том, что ей в себе нравится, и сосредоточиться на этом. Каждый раз, когда она понимала, что внутренний голос начинает критиковать и распекать ее, я побуждал ее игнорировать его, а не потакать.
Это была совершенно новая для Рейчел идея. Она спросила: «Вы хотите сказать, что, если я не могу отключить свое негативное мышление, я могу его обойти?» – «Да, – ответил я. – Вы не можете по желанию отключить этот голос, потому что он вещает постоянно. Но вам надо признать его и понять, что он собой представляет. А еще вам надо осознать, что это ваш выбор – принимать или отвергать то, что он вам говорит». Я объяснил пациентке природу создателя стресса, а также почему мы склонны придавать ему столь большое значение. Он отлично знает, как представить себя так, чтобы звучать убедительно. Однако всегда можно сделать шаг назад и спросить:
«Согласен ли я с этим? В моих ли это интересах?» Самонападки не приносят пользы никому. Мы можем анализировать свои поступки и поведение по-доброму и учиться на ошибках. Мы все развиваемся и растем как личности, а слишком резкая критика и постоянные нападки на себя контрпродуктивны.
Создатель стресса формирует ложные ожидания
Создатель стресса часто берет общепринятую концепцию – например, счастье заключается в том, чтобы жениться или выйти замуж, родить двоих детей, купить дом и иметь хорошую работу, – и настаивает на том, что ваша жизнь должна идти именно по такому пути. И если что-то в ней не соответствует этим стандартам, создатель стресса может вызвать у человека сильную тоску и отчаяние. Он твердит, что вас никогда не будут считать красивой, если вы не сбросите вес; что вы не сможете добиться успеха, если не достигнете определенного уровня в своей компании; что вы никогда не будете достойны восхищения, если не живете в огромном доме и не водите роскошный автомобиль.
Исследование, недавно проведенное в весьма процветающем регионе, округе Ориндж,
Калифорния, где живут очень состоятельные люди, выявило высокий уровень депрессии.
Всесторонне изучая причину данной ситуации, исследователи обнаружили, что местные жители постоянно сравнивают себя с соседями, что не дает им почувствовать удовлетворенность собой, так как в их окружении всегда есть те, кто еще богаче. Один сосед купил более шикарную машину, другой отправился в долгий круиз, третий полностью перестроил свой дом и так далее. В итоге исследователи пришли к неутешительному выводу: стресса, вызываемого хроническим недовольством собой, вполне достаточно, чтобы объяснить рост случаев депрессии в богатом и процветающем районе.
Создатель стресса доверху набит представлениями, которые четко определяют, кем и чем вы должны быть. Он постоянно напоминает нам о том, чего у нас нет, делая акцент на
несправедливости по отношению к нам. А некоторым он вечно указывает на то, что кто-то принижает их достоинство.
ОСКОРБЛЕННЫЙ ДО СМЕРТИ
Данные о пациенте предоставлены доктором Джоном Хортоном
Марк, мой пациент шестидесяти пяти лет, уже вышел на пенсию и вел вполне приятную жизнь. Он проводил много времени на отдыхе, за игрой в теннис, на прогулках – словом, наслаждался плодами своей трудовой жизни. Мужчина был в отличной физической форме, по характеру несколько нарциссического склада – очень занятый собственной персоной и гордящийся своей мужественностью и крепким здоровьем.
У японцев есть поговорка: никогда не болевшему человеку нужно быть осторожнее, потому что, когда в конце концов его настигнет эта беда, он может не справиться с испытанием. Именно это случилось с Марком.
Однажды у него возникли небольшие проблемы с предстательной железой, что отнюдь не редкость для мужчин его возраста. Стадия заболевания была ранней, но небольшая операция ему все же требовалась, и такие перспективы чрезвычайно расстроили его. Он воспринял это как оскорбление, принижение его достоинства. Это ставило под сомнение его высокую оценку своего здоровья. Его до глубины души обидело и оскорбило, что подобные вещи происходят с ним, таким идеальным человеческим экземпляром. Тем не менее на операцию он согласился, потому что выбирать, по сути, не приходилось.
Операция прошла успешно. Сын и невестка Марка его во всем поддерживали; я тоже был рядом.
И с удивлением заметил, что, хотя все прошло хорошо, психологическое состояние Марка явно оставляет желать лучшего. Он был сердит и раздражителен, чуть ли не с ненавистью относился ко всем и вся. Он оскорблял родных и медсестер. Все вокруг качали головами, недоумевая, что с ним творится. Ведь операция прошла вполне успешно, и он должен быть счастлив.
А потом Марк подхватил в больнице инфекцию, что расстроило его еще больше. Как он мог заразиться? Он просто не мог это принять. Теперь он был просто в ярости и, несмотря на все наши усилия, никак не мог успокоиться – до тех пор, пока у него не развилась почечная недостаточность.
И семье Марка, и медицинскому персоналу было ясно, что его выздоровление серьезно тормозится его оскорбленным эго и порождаемым этим обстоятельством стрессом. Как ни трагично, здоровье Марка ухудшалось, и вскоре он скончался. Мне же этот случай преподнес весьма ценный урок: если позволить создателю стресса править балом, даже самая лучшая медицинская помощь может оказаться бесполезной. Теперь, прежде чем пациент ляжет под нож хирурга, я непременно уделяю некоторое время работе над тем, как он будет с этим справляться – над его самооценкой и самовосприятием в этот сложный для любого человека период.
Как отобрать у создателя стресса бразды правления
Я уже долгое время работаю по принципу самозанятости, что, однако, не избавляет меня от тревог и нервозности, связанных с работой. Итак, проснувшись однажды утром, сразу же почувствовал беспокойство. Интуитивно я понимал, что отдал слишком много контроля создателю стресса, в частности той его части, которая руководит моей работой. Далее последовал небольшой диалог с самим собой: я хотел узнать, что стоит за этим беспокойством.
– Что происходит? Почему ты так тревожишься?
ОСКОРБЛЕННЫЙ ДО СМЕРТИ
Данные о пациенте предоставлены доктором Джоном Хортоном
Марк, мой пациент шестидесяти пяти лет, уже вышел на пенсию и вел вполне приятную жизнь. Он проводил много времени на отдыхе, за игрой в теннис, на прогулках – словом, наслаждался плодами своей трудовой жизни. Мужчина был в отличной физической форме, по характеру несколько нарциссического склада – очень занятый собственной персоной и гордящийся своей мужественностью и крепким здоровьем.
У японцев есть поговорка: никогда не болевшему человеку нужно быть осторожнее, потому что, когда в конце концов его настигнет эта беда, он может не справиться с испытанием. Именно это случилось с Марком.
Однажды у него возникли небольшие проблемы с предстательной железой, что отнюдь не редкость для мужчин его возраста. Стадия заболевания была ранней, но небольшая операция ему все же требовалась, и такие перспективы чрезвычайно расстроили его. Он воспринял это как оскорбление, принижение его достоинства. Это ставило под сомнение его высокую оценку своего здоровья. Его до глубины души обидело и оскорбило, что подобные вещи происходят с ним, таким идеальным человеческим экземпляром. Тем не менее на операцию он согласился, потому что выбирать, по сути, не приходилось.
Операция прошла успешно. Сын и невестка Марка его во всем поддерживали; я тоже был рядом.
И с удивлением заметил, что, хотя все прошло хорошо, психологическое состояние Марка явно оставляет желать лучшего. Он был сердит и раздражителен, чуть ли не с ненавистью относился ко всем и вся. Он оскорблял родных и медсестер. Все вокруг качали головами, недоумевая, что с ним творится. Ведь операция прошла вполне успешно, и он должен быть счастлив.
А потом Марк подхватил в больнице инфекцию, что расстроило его еще больше. Как он мог заразиться? Он просто не мог это принять. Теперь он был просто в ярости и, несмотря на все наши усилия, никак не мог успокоиться – до тех пор, пока у него не развилась почечная недостаточность.
И семье Марка, и медицинскому персоналу было ясно, что его выздоровление серьезно тормозится его оскорбленным эго и порождаемым этим обстоятельством стрессом. Как ни трагично, здоровье Марка ухудшалось, и вскоре он скончался. Мне же этот случай преподнес весьма ценный урок: если позволить создателю стресса править балом, даже самая лучшая медицинская помощь может оказаться бесполезной. Теперь, прежде чем пациент ляжет под нож хирурга, я непременно уделяю некоторое время работе над тем, как он будет с этим справляться – над его самооценкой и самовосприятием в этот сложный для любого человека период.
Как отобрать у создателя стресса бразды правления
Я уже долгое время работаю по принципу самозанятости, что, однако, не избавляет меня от тревог и нервозности, связанных с работой. Итак, проснувшись однажды утром, сразу же почувствовал беспокойство. Интуитивно я понимал, что отдал слишком много контроля создателю стресса, в частности той его части, которая руководит моей работой. Далее последовал небольшой диалог с самим собой: я хотел узнать, что стоит за этим беспокойством.
– Что происходит? Почему ты так тревожишься?
– Потому что я знаю, что сегодня произойдет! Ты собираешься поставить передо мной целую кучу задач – гораздо больше, чем я, очевидно, могу решить. И ты обязательно захочешь, чтобы они были выполнены в соответствии с куда более высокими стандартами и за меньшее время, чем мне под силу. И потом, когда я не закончу все вовремя и не сделаю все на высочайшем уровне, ты набросишься на меня с критикой и поучениями.
Тут я окончательно понял, что позволил создателю стресса управлять своим рабочим днем.
Осознание, что именно это и стало источником стресса, облегчило мне понимание того, что я могу с этим сделать. Прежде всего нужно было убедить себя в том, что ситуацию контролирую я, а не какой-то требовательный диспетчер-распорядитель внутри меня.
В общем, получилось что-то вроде переговоров. Я говорил себе: «Послушай, у меня есть основные потребности – например, сегодня я непременно должен обеспечить себя едой. Однако я намерен защититься от нереалистичных ожиданий, навязываемых той частью создателя стресса, которая старается распоряжаться моим рабочим временем. Поработай над этим вместе со мной». И я решил выстроить своего рода щит, поскольку знал, что, как только создатель стресса заставит меня приступить к работе, он без особого труда станет моим внутренним начальником и принудит весь день трудиться в стрессовом режиме. Но этот выбор зависел только от меня.
На семинарах по стрессу мы часто просим участников рассказать, как они освобождаются от своего создателя стресса. Люди с большой охотой и воодушевлением делятся секретами того, как держат в узде этого критикана. «Я говорю вслух: “Стоп! Я тебе не подчинюсь!”» – рассказывает один. Другой, напротив, обращается к создателю стресса про себя: «Прости, но тебе здесь не рады! У меня нет на тебя времени». Третий думает о том, что в этот день он может попасть под грузовик, и картина возможной смерти помогает ему смотреть на комментарии создателя стресса с нужного угла зрения. Четвертый просто игнорирует этот голос, целенаправленно смещая внимание на что-нибудь другое.
Один мой друг однажды спросил меня:
– Знаешь, что такое беспокойство?
– Нет. Расскажи, – попросил я.
– Беспокойство – это мошенник, который притворяется полезным.
По-моему, очень верное определение. Создатель стресса часто проявляет свои сильнейшие стороны перед лицом неизвестности или в неоднозначных ситуациях, когда что-то может пойти не так. Он хочет, чтобы вы автоматически склонялись к худшему варианту. Альтернативная стратегия
Я 2 – провести исследование. Постарайтесь выяснить истинное положение дел исходя из фактов и реальной пропорции собственных обязательств.
Помните: подобно волшебнику из страны Оз создатель стресса кажется более всесильным, чем на самом деле. Он может казаться большим и страшным, когда сталкиваешься с ним впервые, но, заглянув за ширму, сразу понимаешь, как он ничтожен. Однако для этого необходимо научиться распознавать его голос. Первый шаг – сказать себе: «Все это говорю не я. Но я это слушаю». Затем можно выбрать один из способов обойти аргументы этого голоса, а не принимать все, что он говорит, за чистую монету. Поступая таким образом, благодаря своей внутренней мудрости, вы каждый раз делаете большой шаг к победе во Внутренней игре стресса.
Чем больше вы учитесь отличать голос создателя стресса от своего, тем спокойнее и уравновешеннее себя чувствуете даже под давлением серьезных стрессоров, и тем доступнее становится ваша мудрость. Использование инструментов Внутренней игры не заставит голос
создателя стресса замолчать навсегда, но ваше сопротивление ему и мудрость будут расти, развиваться и крепнуть точно так же, как растут мускулы спортсмена благодаря тренировкам.
Упражнение. Как обыграть создателя стресса
Вспомните назойливый страх, который вы указали в предыдущем упражнении, и подумайте, удастся ли вам укротить своего создателя стресса. Какая часть этого страха реальна, а какая вымышлена? Что может сказать ваш голос, чтобы отмести доводы создателя стресса, а не принимать его слова за истину?
Упражнение. Как обыграть создателя стресса
Вспомните назойливый страх, который вы указали в предыдущем упражнении, и подумайте, удастся ли вам укротить своего создателя стресса. Какая часть этого страха реальна, а какая вымышлена? Что может сказать ваш голос, чтобы отмести доводы создателя стресса, а не принимать его слова за истину?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16