Файл: Практическое задание 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарный-педагогический институт

(наименование института полностью)

Кафедра «Педагогика и психология»

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Дошкольная дефектология

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание 7


  • по учебному курсу «Методика физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

Горбачева Е. А.







(И.О. Фамилия)




Группа

ДФОбд-1901а













Преподаватель










(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023


Проект

«Содержание и организация физического воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»

  • По предмету «Методика физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Проект выполнил:

Горбачева Елена Александровна


Содержание Проекта


1. Характеристика двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

2. Содержание раздела ОО «Физическое развитие » Примерной АООП ДО на основе ФГОС ДО для раннего и дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

3.Задачи физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

3.1 Задачи физического развития детей 2-3 лет

3.2 Задачи физического развития детей 3-4 лет

3.3 Задачи физического развития детей 4-5 лет

3.4 Задачи физического развития детей 5-6 лет

3.5 Задачи физического развития детей 6-7 лет

4. Основное содержание работы по физическому развитию в соответствии с возрастными группами

5. Методические рекомендации к организации физического развития дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата (методы, приемы, формы работы).

6. Перечень физического материала для физического развития

7. Итоговые показатели физического развития детей в разных возрастных группах.

8. Методическое обеспечение физического развития дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата
Характеристика двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование

всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция

удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной

деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются.

В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом

статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или

развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь,

оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций

и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом

обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со

спецификой самого заболевания. Важнейшими из них являются следующие.

Нарушения мышечного тонуса.

Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус.

Регуляция мышечного тонуса обеспечивается согласованно!! работой

различных звеньев нервной системы. При ДЦП отмечаются различные

нарушения мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности,

гипотонии, дистонии).

Часто у детей с церебральным параличом наблюдается повышение



мышечного тонуса — спастичностъ. Мышцы в этом случае напряжены, что

связано с поражением пирамидной системы. Для ДЦП является характерным

нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное

движение (особенно при вертикальном положении тела). У детей с

церебральным параличом нога приведены, согнуты в коленных суставах,

опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах,

пальцы согнуть в кулаки. При резком повышении мышечного тонуса часто

наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема

пасивных движений в суставах), а также различные деформации

конечностей. Нарушение мышечного тонуса по типу спастичности наиболее

часто наблюдается при спастической диплегии и гемипаретической форме

ДЦП (формы ДЦП будут рассмотрены ниже).

При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса

(максимального повышения мышечного тонуса). Ригидность — напряжение

тонуса мышц-антагонистов и агонистов, при котором нарушается плавность

и слаженность мышечного взаимодействия. Это происходит при тяжелом

поражении экстрапирамидной (подкорковой) системы. Нарушение

мышечного тонуса по типу ригидности отмечается при двойной гемиплегии.

При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и

туловища дряблые, вялые, слабые. Объем пассивных движений значительно

больше нормального. Понижение тонуса мышц во многом связано с

недостаточной функцией мозжечка и вестибулярного анализатора. При этом

отмечаемся нарушение статики, несоразмерность движений, походка с

покачиванием и потерей равновесия; ребенок сидит согнувшись, не

удерживается в вертикальном положении. Гипотония особенно выражена

при атонически-астатической форме ДЦП и у детей с гиперкинетической

формой ДЦП на первом году жизни.

При нарушении регуляции мышечного тонуса со стороны подкорковых

структур возникает дистония — меняющийся характер мышечного тонуса.

Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством; В покое мышцы

расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает. В результате

этого движение может оказаться невозможным. Дистония наблюдается при

гиперкинетической форме церебрального паралича.

При смешанных формах церебрального паралича может отмечаться


сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса. Характер

этого сочетания может меняться с возрастом. Например, у больного со

спастической диплегией со временем могут появиться насильственные

движения — гиперкинезы — в руках и артикуляционном аппарате. Это свидетельствует о сложном механизме нарушений мышечного тонуса, которые зависят от многих факторов.

Большое значение в нарушении мышечного тонуса у детей с церебральным

параличом имеет неравномерность созревания различных мозговых

структур. Нарушения мышечного тонуса могут широко варьировать от

грубых до практически приближающихся к норме.

Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и

параличи).

В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или

частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие

произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры

головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей головного

мозга, называется центральным параличом, а ограничение объема движений–

центральным парезом. Ограничение объема произвольных движений обычно

сочетается со снижением мышечной силы. Ребенок затрудняется или не

может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или

разогнуть ногу. Все это затрудняет развитие важнейших двигательных

функций и прежде всего манипулятивной деятельности и ходьбы.

Для центрального паралича характерно повышение мышечного тонуса,

поэтому даже при гипотонии или дистонии у детей с церебральным

параличом отмечается повышение мышечного тонуса в отдельных

мышечных группах. При парезах страдают в первую очередь наиболее

тонкие и дифференцированные движения, например изолированные

движения пальцев рук.

Наличие насильственных движений.

Для многих форм ДЦП характерны насильственные движения, которые

могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора.

Гиперкинезы — непроизвольные насильственные движения,

обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз

незаконченных двигательных актов. Они могут наблюдаться в покое и

усиливаться при попытках произвести движения, во время волнения.


Гиперкинезы всегда затрудняют осуществление произвольного

двигательного акта, а порой делают его невозможным. Насильственные

движения могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи,

головы, различных отделов конечностей. Гиперкинезы характерны для

гиперкинетической формы ДЦП и гиперкинетического синдрома, который

может осложнять все формы заболевания. Тип гиперкинеза зависит от

локализации поражения в экстрапирамидной системе. Клинически

отмечаются гиперкинезы хореического (хореиформного), атетоидного и

смешанного хореоатетоидного характера.

Хореический (хореиформный) гиперкинез характеризуется

непроизвольными быстрыми, размашистыми, неритмичными движениями,

возникающими в разных частях тела. Хореиформные гиперкинезы

преимущественно выражены в мышцах шеи, головы, артикуляционной

мускулатуре и в верхних отделах плечевого пояса; больше всего проявляются

в проксимальных отделах конечностей (расположенных ближе к средней

линии тела) и в лицевой мускулатуре. Локализация и распространенность

этих гиперкинезов различны — от вовлечения одной лишь мускулатуры лица

до нарушения деятельности мышц всех конечностей туловища и шеи,

Хореиформные движения обычно проявляются на фоне низкого мышечного

тонуса. Для них характерно быстрое переключение с одного движения на

другое на каком-либо незаконченном уровне. Произвольное выполнение

движения затрудняется «вставочными» непроизвольными движениями.

Например, для того чтобы вытянуть руку вперед больной должен преодолеть

ряд непроизвольных движений, таких, как отведение плеча, сгибание

предплечья и пр. Выраженность хореиформного гиперкинеза значительно

затрудняет выполнение различных манипуляций с предметами и особенно

препятствует овладению речью и навыками письма.

Атетоидный гиперкинез характеризуется медленными, вычурными,

червеобразными движениями с переразгибанием пальцев. Эти гиперкинезу захватывают преимущественно дистальные отделы конечностей

(расположенные дальше от средней линии тела), чаще пальцы рук, иногда

проявляются и в пальцах ног, реже — в мышцах языка. Для атетоидного

гиперкинеза характерны тонические спазмы мышц с вычурным положением

пальцев и кисти. Вычурные движения и позы при атетозе имеют тенденцию к

повторению через различные промежутки времени. Выраженность этого

гиперкинеза может способствовать образованию более или менее