ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
цель: тренировка разных групп мышц, совершенствование всех
физиологических функций организма детей; включает обще-
развивающие упражнения (ОРУ) и основные виды движений;
итогом основной части занятия является тематическая подвижная игра;
– заключительную часть – цель: нормализовать психоэмоциональное состояние воспитанников (здесь планируются коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности детей, восстановление дыхания; предполагается также анализ деятельности детей с целью развития физических качеств и формирования уверенности в
своих силах, настойчивости в преодолении трудностей, взаимопомощи).
На занятиях рекомендуется использование различного реального и игрового оборудования, адаптированного к двигательным возможностям детей. Третье физкультурное занятие рекомендуется проводить на улице в игровой форме, оно должно быть направлено на удовлетворение потребности ребенка в движении, оздоровление посредством пребывания на свежем воздухе в сочетании с физической нагрузкой. Занятие проводится воспитателем под строгим контролем инструктора по физической культуре в соответствии с особенностями и двигательными возможностями воспитанников, а также сезонности: повышение двигательной активности весной и летом и ее снижение осенью и зимой.
На занятиях по физической культуре уделяется особое внимание
не только развитию основных движений, но планируются различные упражнения и задания, направленные:
– на формирование пространственных и временных представлений (дальше – ближе, выше – ниже, слева – справа,
больше – меньше, много – мало, быстро – медленно, впереди –
сзади);
– развитие умения произвольно регулировать дыхание и согласовывать его с движением;
– развитие речи посредством движения (ролевые двигательные игры со звуковым сопровождением и звукоподражанием,
ритмизация двигательной деятельности);
– развитие восприятия, наглядно-действенного, наглядно-
образного мышления и элементов логического мышления
(свойства, качества, назначения предметов и способы решения
проблемных задач);
– развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием, настойчивости, уверенности в своих силах.
Для решения вышеуказанных задач предлагается использование различных игровых упражнений, проблемных ситуаций.
Например, для развития наглядно-действенного мышления хорошо зарекомендовали игровые ситуации «Достань мяч» (кольцо, мешочек, кегли) и «Забрось мяч в корзину», а корзина находится за шкафом и ее нужно прежде всего достать, используя
вспомогательное орудие (длинную палку, кеглю и т. п.). Такие
проблемные ситуации формируют у детей умения осуществлять анализ условий, выбор вспомогательных средств, обобщать свой опыт в речи.
Для коррекции внимания детей можно использовать перестановку оборудования или внесение новых пособий, предметов, игрушек. Перед детьми ставится задача отметить, что
изменилось в спортивном зале или в спортивном уголке на
группе.
Необходимо заметить, что развитие пространственных
представлений должно осуществляться на основе нормативного овладения ребенком пространственными и пространственно-
временными представлениями в ходе его развития. Поэтому на
первых этапах коррекционной работы уделяется внимание
формированию схемы тела. Обычно начинается работа с анализа расположения частей лица, затем частей тела их расположения «выше всего», «ниже всего», «над», «под», «между».
Например, при освоении схемы лица предлагается ребенку по-
казать или назвать, что на лице выше всего (волосы на голове),
ниже всего (подбородок), над бровями (лоб), под бровями (глаза), между глаз (нос) и т. д. Освоение схемы тела осуществляется с упором «направо – налево», проводится ориентировка с
последующей ориентацией на анализ расположенных объектов
в пространстве группы, зала, участка, но в первую очередь к
собственному телу «слева», «справа», «левее», «правее». С этой
целью рекомендуется проводить игровые упражнения «Покажи
и назови» (части тела), «Где звучит колокольчик?» (вверху –
внизу, слева – справа), «Где спрятано?» (в корзине, за, под корзиной, на корзине), «Назови, кто за кем (где) стоит?» (за, перед,
между) и т. д.
Одновременно с формированием пространственных представлений на занятии проводится работа над закреплением
представлений о цвете (красные мячи, разноцветные кегли, зеленые кубики), о геометрических фигурах и их относительных
размерах (большие, маленькие мячи, обручи, кубики), о качестве материалов, из которого пособия изготовлены (деревянные палки, резиновые мячи, пластмассовые кольца и т. п.).
Для развития двигательной памяти используются игровые упражнения, которые могут проводиться в конце занятия: «Слушай и выполняй», «Повторяй за мной», «Запрещенное движение». Инструктор
показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. Выполнение движений не сопровождается
комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения
Обязательным элементом на физкультурном занятии является включение упражнений на дыхание и соблюдение правил их использования. В ходе выполнения движений не должно быть длительной задержки дыхания у детей. Ребенок с церебральным параличом не может произвольно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. При выполнении упражнений надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети
начинают дышать через рот, то рекомендуется снизить дозировку упражнений. Приведем пример дыхательного упражнения на
соединение дыхания и движения, которое может проводиться как на занятиях по физической культуре, так на утренней зарядке. Исходное положение: сесть на пол, скрестив ноги «потурецки», спина прямая. Поднять руки вверх над головой, сделать «вдох», затем опустить руки вниз – «выдох», при этом потянуть руки вперед, немного сгибая туловище. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет возможности дышать по-другому (повторяется 3–5 раз)
Кроме того, при проведении физкультурных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигательную активность, внимание. Нельзя чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения. Уделяется особое внимание и формированию правильной осанки детей. Для профилактики различных деформаций позвоночника рекомендуется использовать физические упражнения, укрепляющие, поддерживающие позвоночник, мышцы
спины и живота, рекомендованные А. И. Константиновой,
Эти упражнения основаны на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, способствуют предотвращению нарушений осанки и даже могут исправить ее, увеличить подвижность суставов, повысить эластичность связок, что является особо значимым в работе с воспитанниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата и, в частности, с детским церебральным параличом. На физкультурном занятии необходимо выполнять движения плавно и ритмично, нельзя проводить упражнения, которые могут вызвать рекурвацию (переразгибание) суставов, усилить патологические установки и контрактуры в суставах, а также те,
выполнение которых требует постоянного использования одной руки или ноги.
Характер решаемых задач физического развития воспитанников определяет подбор методов и приемов обучения основным движениям на занятиях по физической культуре. При обучении движениям используется показ данного движения взрослым. Но ребенку с ДЦП очень важна реальная помощь при выполнении движения. Здесь взрослый как бы сам становится участником движения: он отводит руку или ногу ребенка в нужном направлении, вместе с ним подбрасывает мяч, поднимает вверх палку, катает массажный мяч, перехватывает пальцами ребенка колечко, валик и т. п. Это значимо для ребенка, так как он с помощью взрослого осваивает и закрепляет чувства схемы тела и чувства позы, а затем и схемы движения с помощью оптико-моторных и слухомоторных связей, что способствует формированию ощущения своих движений, положения своего тела в пространстве. Чем тяжелее двигательные нарушения, тем больше необходима помощь взрослого. Одновременно с практической помощью инструктор спокойно и
четко проговаривает последовательность выполнения движений. Следует отметить, что детям с тяжелыми двигательными нарушениями первоначально предлагается выполнение лишь отдельных изолированных элементов тех или иных движений. Например, от ребенка требуется только поднять руку вверх, как для бросания мяча, а взрослый бросает мяч, тем самым заканчивая движение. В данном случае инструктор помогает ребенку
осознать и ощутить целостную картину движения. Важно, чтобы ребенок увидел результат своих незначительных двигательных усилий. Необходимо, чтобы упражнения или их фрагменты были доступны ребенку и вызывали радость от выполненного движения. Наиболее мощным механизмом компенсации в коррекционной работе с детьми с НОДА являются мотивация к деятельности, заинтересованность, личная активность ребенка в овладении основными движениями и мелкой моторикой. Это предполагает необходимость обоснования значимости выполняемых движений, осознания ребенком производимых им действий. Педагог поощряет его за минимальный достигнутый успех, побуждает к повторению движения, помогает осознать значимость выполняемых движений. Например, ребенок научился стоять – воспитатель, инструктор хвалят его за то, как хорошо, красиво он стоит, теперь он может гораздо больше увидеть вокруг себя и скоро научится ходить и бегать, играть в подвижные игры со сверстниками. Воспитатель должен терпеливо и настойчиво добиваться выполнения
задания, но при этом избегать чрезмерных усилий ребенка.
При развитии двигательных функций ребенка использовать различные сенсорные стимулы:
– зрительные (проведение упражнений перед зеркалом);
– тактильные (применение различных приемов массажа;
ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж, восприятие предметов на ощупь);
– проприоцептивные (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми
глазами);
– температурные (локально использование льда, упражнения
в воде с изменением ее температуры);
– звуковые стимулы (использование музыки), особенно при
наличии насильственных движений, полезно проводить их под
музыку;
– речевые стимулы – это четкая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, потешками, пословицами, что
способствует развитию целенаправленности действий.