ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
постоянных контрактур, придающих дистальным отделам конечностей
вычурное положение.
Сочетание атетоидных движений с хореиформными называется
хореоатетозом. Наиболее тяжелой формой является двойной атезоз, при
котором отмечается выраженный атетоидный гиперкинез мышц лица и
конечностей с двух сторон. При двойном атетозе наблюдаются наиболее
выраженные нарушения манипулятивной деятельности и речи.
Тремор — дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка). Тремор
проявляется при целенаправленных движениях (например, при письме). В
конце целенаправленного движения тремор усиливается, например при
приближении пальца к носу при закрытых глазах (пальце-носовая проба по
выявлению тремора). Тремор характерен для поражения мозжечковой
системы. Наблюдается при атонически-астатической форме ДЦП и при
других формах, осложненных атактическим (мозжечковым) синдромом.
Нарушения равновесия и координации движений.
Несформированность реакций равновесия и координации — атаксия
проявляется как в статике, так и в локомоции. Наблюдается туловищная
атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых
случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Нарушения
равновесия проявляются при открытых и закрытых глазах. Нарушения
локомоции проявляются в виде неустойчивости походки: дети ходят
пошатываясь, отклоняясь в сторону, для компенсации дефекта на широко
расставленных ногах. Нарушения координации проявляются в неточности,
несоразмерности движений (прежде всего рук). Ребенок не может точно
захватить предмет и поместить его в заданное место; при выполнении этих
движений он промахивается, у него наблюдается тремор (мелкое дрожание
пальцев рук). Нарушена координация тонких, дифференцированных
движений. В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной
деятельности и при письме. Такие дети затрудняются бросить мяч в цель,
поймать его. Недостаточность реакций равновесия и координации характерна
для атбнически-астатической формы ДЦП, когда поражена мозжечковая:
система.
Нарушение ощущений движений.
Овладение двигательными функциями тесно связано с ощущением
движений (кинестезии). Ощущение движений осуществляется с помощью
специальных чувствительных клеток (проприоцеп-торов), расположенных в
мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную
нервную систему информацию о положении конечностей и туловища в
пространстве, степени сокращения мышц. Эти ощущения называют
мышечно-суставным чувством. Н.А.Бернштейном (1947) доказана важность
проприоцеп-тивной регуляции в управлении движением. Специальными
исследованиями показано, что при всех формах церебрального паралича
нарушается проприоцептивная регуляция движения (К. А. Семенова, Н. М.
Махмудова, 1979). Эти нарушения резко затрудняют выработку тех
условнорефлекторных связей, на основе которых формируется чувство
положения собственного тела, позы в пространстве. У детей с церебральным
параличом бывает ослаблено чувство позы; у некоторых искажено
восприятие направления движения (например, движение пальцев рук по
прямой может ощущаться ими как движение по окружности или в сторону).
Нарушение ощущений движений еще более обедняет двигательный опыт
ребенка, способствует развитию однообразия в совершении отдельных
движений и их стереотипизации, задерживает формирование тонких
Содержание раздела ОО «Физическое развитие » Примерной АООП ДО на основе ФГОС ДО для раннего и дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
‑ становления у детей ценностей здорового образа жизни;
‑ развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
‑ приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
- коррекция недостатков общей и тонкой моторики;
‑ формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни
Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма
, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте
Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности.
Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, направленные на коррекцию недостатков двигательной сферы, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений.
Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям заниматься разными видами двигательной активности с учетом возможностей детей и рекомендации врача.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Задачи образовательной области «Физическое развитие» на первой ступени обучения детей с НОДА решаются в разнообразных формах работы, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной деятельности (занятие физкультурой, лечебной физкультурой, утренняя зарядка, бодрящая зарядка после дневного сна, подвижные игры, физкультурные упражнения, динамические паузы, прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание, а также воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни).
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Физическое развитие» на первой ступени обучения по следующим разделам:1) физическая культура; 2) представления о здоровом образе жизни и гигиене.
Образовательную деятельность в рамках образовательной области «Физическое развитие» проводят воспитатели, инструктор по физической культуре, согласовывая её содержание с медицинскими работниками. Желательно, чтобы инструктор имел образование или переподготовку по направлению «Адаптивная физическая культура». Активными участниками образовательного процесса в области «Физическое развитие» должны стать родители детей, все остальные специалисты, работающие с детьми.
В работе по физическому развитию детей с НОДА помимо образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта, решаются развивающие, коррекционные и оздоровительные задачи, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются: в ходе непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию, утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников; в процессе проведения оздоровительных мероприятий (занятий лечебной физкультурой, массажа, закаливающих процедур); в совместной деятельности детей со взрослыми по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; на музыкальных занятиях (музыкально-дидактических, в имитационных играх, играх с воображаемыми объектами, при выполнении музыкально-ритмических движений и т. д.);в играх и упражнениях, направленных на сенсомоторное развитие; в специальных играх и упражнениях, в процессе которых воспроизводятся основные движения, формируются естественные жесты, мимика; в подвижных играх и подвижных играх с музыкальным сопровождением; в ходе непосредственно образовательной деятельности, направленной на правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характеров персонажей, их эмоциональных состояний и др.; в индивидуальной коррекционной, в том числе логопедической, работе с детьми с НОДА.
На первой ступени обучения детей с НОДА задачи и содержание образовательной области «Физическое развитие» тесно связаны с задачами и содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В логике построения «Программы» уже на первой ступени образовательная область «Физическое развитие» должна стать основой, интегрирующей сенсорно-перцептивное и моторно-двигательное развитие детей.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
Задачи образовательной области «Физическое развитие» с детьми с НОДА среднего дошкольного возраста также решаются в разнообразных формах работы, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной деятельности (см. описание деятельности в младшем дошкольном возрасте).
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Физическое развитие» на второй ступени обучения по следующим разделам: 1) физическая культура; 2) представления о здоровом образе жизни и гигиене.
Образовательную деятельность в рамках образовательной области проводят воспитатели, инструктор по физической культуре, согласовывая ее содержание с медицинскими работниками, с инструктором по адаптивной физической культуре. Активными участниками образовательного процесса должны стать родители, а также все остальные специалисты, работающие с детьми.
Реализация содержания образовательной области предполагает решение развивающих, коррекционных и оздоровительных задач, воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре (см. задачи образовательной области «Физическое развитие» на первой ступени).
Задачи и содержание образовательной области «Физическое развитие» на второй ступени обучения детей с НОДА также тесно связаны с задачами и содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В этот период реализация задач образовательной области «Физическое развитие» должна стать прочной основой, интегрирующей сенсорно-перцептивное и моторно-двигательное развитие детей с нарушением речи.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
В ходе физического воспитания детей с НОДА старшего дошкольного возраста большое значение приобретает формирование у детей осознанного понимания необходимости здорового образа жизни, интереса и стремления к двигательной активности, желания участвовать в подвижных и спортивных играх со сверстниками и самим организовывать их.