Файл: Социализация как процесс источники, механизмы, особенности протекания в различных социальных группах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ
КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ордена трудового Красного Знамени
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский технический университет связи и информатики»
Кафедра «Сетевые информационные технологии и сервисы»
Задание по дисциплине
«Социология»
на тему: «Социализация как процесс: источники, механизмы, особенности протекания в различных социальных группах»
Выполнил студент 1 курса
Группа: УБСТ 2202
ФИО: Кузеванов Максим Владимирович
Москва, 2023
Социализация — это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии, если сумеет адаптироваться — приспособиться к нему. Процесс адаптации бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному. Но, в конце концов, каждый человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растёт. Социализация важна и обязательна в современном обществе.
Типы социализации
Первичная социализация — первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Ресоциализация — процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития. В течение своей жизни человек переживает различные изменения (взрослеет, стареет, создает семью, разводится, меняет работу, переезжает из села в город и др.). В этих случаях обостряется необходимость ресоциализации.
Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.
Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы.
Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития.
Основные_источники_социализации'>Основные источники социализации
Принято выделять следующие основные источники социализации индивида:
-
Передача культуры, осуществляемая посредством таких социальных институтов, как семья, система воспитания и образования; -
Взаимовлияние людей, происходящее в процессе совместной деятельности и общения; -
Первичный опыт, связанный с ранним детством, когда формируются основные психические функции и элементарные формы общественного поведения; -
Процессы саморегуляции, соотносящиеся с постепенным замещением внешнего контроля индивидуального поведения внутренним самоконтролем.
Формирование и развитие системы саморегуляции происходит в рамках интериоризации социальных установок и ценностей.
Основные механизмы социализации
1) Традиционный механизм социализации основывается на усвоении индивидом нормативов, эталонов поведения и взглядов, характерных его близкому окружению: семье, родственникам, друзьям и т.д. Это усвоение осуществляется как на сознательном, так и бессознательном уровне посредством запечатления, некритического восприятия стереотипов поведения;
2) Институционный механизм социализации представляет собой взаимодействие человека с социальными институтами: образовательными учреждениями, производственными учреждениями, средствами массовой информации и пр.
3) Стилизованный механизм социализации происходит в рамках некой субкультуры, которая рассматривается в качестве набора определенных норм, ценностей, поведенческих проявлений, типичных для людей какого-либо возраста или какой-либо профессии;
4) Межличностный механизм социализации основан на взаимодействии индивида с людьми, имеющими для него большое значение (родители, друзья, учителя и др.); данный механизм является процессом идентификации, т.е. сличения чего-либо с кого-либо, включающим полоролевую самоидентификацию личности, усвоение индивидом психологических и поведенческих аспектов, идентичных своему биологическому полу.
5) Рефлексивный механизм социализации основан на внутреннем диалоге, в процессе которого происходит рассмотрение, оценка, принятие или неприятие тех или иных ценностей, свойственных различным институтам общества.
Особенности процесса социализации в различных типах обществ
Особенности процесса социализации определяются уровнем развития социальной системы, ее социальными ценностями, нормами, традициями, спецификой религии и идеологии. Под воздействием среды и в результате деятельности агентов социализации формируется исторический тип личности.
Современное общество разрушило прежние стереотипы. Социализация сегодня – динамичный, гибкий процесс, в основе которого лежит взаимодействие равноправных субъектов, предъявляющих друг другу высокие требования. Этот процесс практически всегда сопровождается известным дискомфортом, а нередко – и конфликтами. Объект социализации занимает в этом процессе активную позицию.
Традиционное и современное общества считают социализацию успешной лишь тогда, когда личность соответствует заданной модели. Однако модели принципиально различаются: традиционное общество культивирует у индивида послушание, повиновение, следование традициям и нормам. Современное общество ценит в людях образованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплину, ответственность.
Несмотря на многократно возросшую интенсивность социальной жизни, процесс стандартного обучения в современном обществе не стал короче. Наоборот, он растягивается на долгие годы, т.к. увеличился не только объем, но и социальная роль знаний: они стали одной из высших, базовых ценностей нашего общества. Современный человек учится всю сознательную жизнь и это считается нормой в обществе, где каждые пять лет объем информации удваивается. Для современного человека стремление к углублению знаний, развитию, самосовершенствованию – показатель личностной зрелости.
Подготовку специалистов сегодня осуществляют различные социальные институты, прежде всего, институт образования, но профессиональные династии традиционно продолжают высоко оцениваться общественным сознанием как пример эффективной связи поколений. Проблема связи поколений сегодня так же актуальна, как и раньше. К ней примыкает «вечная» проблема взаимоотношений отцов и детей. Сегодня она стоит даже острее, чем в прежние времена, в силу общей тенденции ослабления внутрисемейных связей, высокого уровня разводов, а также поощрения обществом индивидуальных достижений, и расширения прав человека. Это постепенно приводит, по мнению социологов, к замещению прежних коллективистских ценностей индивидуальными. В этих условиях при ослаблении связей поколений назревает проблема сохранения обществом национальной идентичности. Решение этой проблемы невозможно без сохранения и развития культуры общества.