Файл: Принципы государственной политики Российской Федерации в области развития добровольчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

Институт Международных Программ

Кафедра «Банковские и корпоративные финансы»

Реферат

по дисциплине «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями»

тема: «Принципы государственной политики Российской Федерации в области развития добровольчества»


Выполнила студентка: 1 курс, группа ВэМПб-Э05-22-1

Михайлова И.И.
Руководитель: Аристова С.А.






Санкт-Петербург 2022

Содержание
Введение Error: Reference source not found

1. Сущность и содержание государственной социальной политики……..........Error: Reference source not found

2. Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности в России………...7

3. Нормативная база поддержки добровольчества (волонтерства)……………9

Заключение Error: Reference source not found12

Список литературы 13
Введение.

Волонтерское движение является элементом социальной ответственности и высшего проявления развитого гражданского общества. Сегодня роль волонтерского движения приобретает возрастающее значение для социального развития общества.

Добровольчество (волонтерство) является деятельностью в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях решения социальных задач в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка и социальное обслуживание населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

В данной работе волонтерство рассматривается как объект государственной социальной политики.

Целью работы является проанализировать принципы государственной политики РФ в области развития добровольчества (волонтерства).

1.Сущность и содержание государственной социальной политики


Основным инструментом государственного регулирования социальной сферы выступает социальная политика. Вместе с тем социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются. Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Термин «социальная политика» имеет довольно позднее происхождение. Однако на всем протяжении истории человечества те или иные варианты социальной политики разрабатывались различными типами общества и реализовывались в деятельности государств. В их основе лежали представления о должном и справедливом, сформированные моралью и религией и закрепленные традицией. Можно сказать, что определенная социальная политика была скорее следствием, чем целью деятельности правителей и правительств.

Вопросы, связанные с пониманием сущности политики, взаимоотношений государства и общества, с давних времен являются предметом внимания мыслителей. С глубокой древности ученые различных школ признавали, что задача государства – забота о своих жителях. Платон утверждал, что «всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо некого иного, как тех, кто ей подвластен», а «подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному»1. Аристотель указывал, что «государство создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо», «государство – это союз в целях оказания помощи», а наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо»1. Последовательная деятельность по изучению и истолкованию социальной политики как специфической функции государства и общества относится к тому времени, когда закладываются основы социального государства. Научный интерес к подобному социальному институту формировался на рубеже XIX и XX вв., отмеченном значительным ростом интереса к социальному знанию.



В последующие десятилетия понятие социальной политики исследовалось в контексте представлений о социальном государстве. Естественно, что понимание социальной политики в значительной степени разнится у представителей различных школ общественной мысли. При этом следует отметить, что все авторы априори сходятся во мнении, что социальная политика у современного государства обязательно наличествует. Более того, любое современное (модернизированное) государство несет в себе те или иные признаки социального. Качество социальности присуще любому государству, население которого разделяет современные гуманистические ценности. Для такой страны характерно признание собственной «зоны ответственности» как индивидов, семей, общин, так и государства. Механизм же реализации целей социального государства различается в зависимости от господствующей идеологии и воплощается в социальной политике. Идеологические основания социальной политики государства воплощаются в его целях, выражаются в типе этой социальной политики и берут начало в социокультурных и религиозных традициях данного социума.

Отечественные исследователи сравнительно поздно обратились к социальной политике как к специальному предмету научного рассмотрения. Среди авторов можно выделить точку зрения П.Д.Павленка, по мнению которого социальная политика государства – это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей2. С точки зрения политико-правовой трактовки рассматривает это явление В.М.Капицын. Он подчеркивает, что социальная политика в широком смысле слова обозначает управляющее воздействие государства, основанное на системе правил (норм), нормативных структур, принимающих решения и организующих деятельность, которая способствует вовлечению в политические процессы различных субъектов. Цель такого воздействия – способность формированию общности интересов широких слоев населения и консолидировать тем самым общество, добиваясь поддержки их деятельности государства.

С одной стороны, социальная политика – это искусство соединения человеческих интересов, интересов индивидов и государства, различного уровня человеческих общностей, групп в сфере социальных отношений. С другой – это система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур, самой личности по вопросам жизнеобеспечения и развития человека.


Объектом социальной политики является практически все население страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации). Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступают также:

  • Государственные ведомства и учреждения;

  • Органы местного самоуправления;

  • Внебюджетные фонды;

  • Общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

  • Добровольцы.

Содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
2.Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности в России.

Добровольчество в России имеет многовековую историю, традиционно верующие работали безвозмездно в православных монастырях. Высок дух добровольчества был и в годы войн1. В советский период организацией добровольчества занимались пионерские и комсомольские организации. В наше время добровольчество как институт, начинает свое становление лишь с середины 1990-х гг. прошлого столетия. В 1995 г. был принят закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и в Москве прошел первый Российский форум добровольцев. За последние двадцать лет в связи с растущим числом социальных проблем появились общественные и благотворительные организации, деятельность которых направлена на социальную поддержку граждан2.

Добровольчество сегодня является показателем уровня гражданской активности и развития демократии в стране. Необходимо отметить, что в последние годы и в России наблюдается активизация добровольческой деятельности, сформированы институты поддержки волонтерской деятельности. В 1990 г. был создан «Национальный центр добровольчества» (НЦД), зарегистрированный как Благотворительный фонд «Московский дом милосердия». Все эти годы НЦД проводил работу по развитию добровольческой деятельности, результатом которой явилось обобщение российских и зарубежных практик и выпуск учебно-методических материалов по системному развитию добровольчества в России.

Союз волонтерских организаций и движений (СВОД), целью которого является развитие добровольчества в России, действует с 2009 г. За период с 2012 по 2020 годы Союз провел более двухсот «Дней открытых дверей» для желающих стать волонтерами, четыре благотворительные ярмарки «День Доброты», более 500 тематических семинаров по организации работы с волонтерами «Школа волонтерских технологий», волонтерский слет на реке Истра, музыкальный фестиваль для волонтеров «Быть Добру!», три
межрегиональный семинара для НКО, выездную школу общественных деятелей в АР Крым, Межрегиональный форум по социальному волонтерству. Члены Совета Союза регулярно выступают спикерами и модераторами на семинарах и конференциях по волонтерской тематике. Эксперты Союза принимают активное участие в обсуждении законодательный вопросов регулирования волонтерской деятельности.

Ассоциация волонтерских центров, созданная в 2014 г. выстраивает систему работы по организации и сопровождению волонтерских центров, осуществляющих свою деятельность в субъектах России. В состав Ассоциации входят более 100 организаций: ресурсные центры по поддержке добровольчества, некоммерческие организации, образовательные организации среднего и высшего образования. Ассоциация помогает формировать инфраструктуру поддержки волонтерства в регионах, систематически вовлекает добровольцев в масштабные национальные проекты, поддерживает волонерские инициативы. В работе центров Ассоциации участвуют более 200 тыс. человек.

В 2017 г. в России учрежден День добровольца (волонтера), который отмечается 5 декабря. 2018 г. был объявлен Годом добровольца (волонтера), что говорит о роли и значимости добровольчества в развитии страны и признании волонтерской деятельности1.
3.Нормативная база поддержки добровольчества (волонтерства).

В настоящее время в России добровольческие инициативы находят широкую поддержку, поскольку соответствуют государственной социальной политике, направленной на реализацию демократических идей, прав человека и социальной справедливости. Для проведения социальной политики существуют федеральные структуры законодательной и исполнительной власти. Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией РФ обладает Правительство РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение парламента значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере.
Государственное регулирование добровольческой деятельности осуществляется путем принятия отдельных нормативных правовых документов, регламентирующих порядок работы социально ориентированных некоммерческих организаций и определяющих ключевые направления волонтерского труда, меры поддержки