Файл: Законодательство Российской Федерации о правоохранительной службе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… | 3 | |
1 | Организационно – правовые основы правоохранительной службы в Российской федерации……………………………………… | 8 |
1.1 | Понятие и сущность правоохранительной службы, её место в системе государственной службы Российской Федерации……………………… | 8 |
1.2 | Законодательство Российской Федерации о правоохранительной службе……………………………………………………………………… | 13 |
2 | Особенности административно – правового регулирования государственной службы в полиции…………………………….…….. | 23 |
2.1 | Правовая основа правоохранительной службы в полиции…………….. | 23 |
2.2 | Правовой статус сотрудника полиции ………… | 27 |
2.3 | Этапы прохождения правоохранительной службы в полиции………… | 33 |
3 | Проблемы практики применения законодательства, регулирующего деятельность полиции, и пути его совершенствования……………………………………………………… | 42 |
3.1 | Проблемы соблюдения служебной дисциплины и законности в деятельности сотрудников полиции…………………………………….. | 42 |
3.2 | Основные направления совершенствования правоохранительной деятельности полиции……………………………………………………. | 52 |
Заключение ……………………………………..……………………………… | 59 | |
Библиографический список…………………..………………………………. | 62 |
Введение
Актуальность исследования.
Характерными признаками социально-политической ситуации, сложившейся в Российском государстве в последние годы, как с сожалением признают сегодня не только аналитики, но и представители высших органов государственной власти, являются недостаточная стабильность политической системы, обострение внутренних конфликтов и межэтнических противоречий, ослабление внимания к вопросам обороны и безопасности, глубокое проникновение коррупции в судебную и правоохранительную сферы. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос реформирования всей системы государственной службы и в том числе создания ее отдельного вида - государственной правоохранительной службы, способной осуществлять действия, адекватные «уровню и размаху проявившихся новых угроз».
Основное внимание в ходе реформы государственной службы уделяется формированию ее комплексной нормативно-правовой базы, способной в полной мере обеспечить выполнение задач, возложенных на государственную службу, и функций, присущих органам, в которых осуществляется государственная правоохранительная служба, в соответствии с Конституцией РФ и общепринятыми принципами и нормами международного права. Целью реализации намеченных и проводимых мероприятий является кардинальное повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, устранение имеющихся недостатков в регулировании государственно-служебных отношений, оптимизация затрат на государственную службу и развитие ее ресурсного обеспечения.
В опубликованных в последнее время научных трудах ученых-административистов отмечается, что в интересах гражданского общества в современной России необходимо иметь ответственного, высоко квалифицированного служащего на всех уровнях управления, максимально открытого в своих действиях. «Необходимо обеспечить прогнозируемость карьерного и профессионального продвижения государственного служащего. Каждый государственный служащий должен знать, в каком случае ему полагается следующая должность государственной службы и повышение денежного содержания, очередной классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, а также какую льготу, преимущество по службе получит он за свой добросовестный труд. Все это важно для повышения престижа государственной службы, привлечения в государственный аппарат молодых и квалифицированных специалистов, современных эффективных управленцев, в которых сейчас остро нуждается ряд органов исполнительной власти.»
Представленная ВКР является одной из первых в ряду исследований, посвященных проблемам формирования организационных и правовых основ правоохранительной службы как нового, самостоятельного вида государственной службы и, в частности, вопросам, которые могут возникнуть в связи с принятием Федерального закона «О государственной правоохранительной службе Российской Федерации». Сегодня, когда на повестке дня остро стоит вопрос о формировании в России стройной, внутренне непротиворечивой и, что наиболее важно, эффективной системы органов обеспечения правопорядка и безопасности граждан, выделение государственной правоохранительной службы в качестве нового самостоятельного вида государственной службы имеет исключительно важное значение: служащий правоохранительной службы приобретает специальный административно-правовой статус; развиваются, унифицируются и получают законодательное закрепление многие вопросы прохождения правоохранительной службы, что крайне важно для повышения престижа этого вида государственной службы.
Степень научной разработанности проблемы Анализ текущего состояния изученности проблем организации и правового, регулирования правоохранительной службы в России позволяет выделить прежде всего два момента: во-первых, полное отсутствие в науке административного права России монографических работ, посвященных комплексному исследованию института государственной правоохранительной службы, и, во-вторых, появление в последние годы довольно большого числа работ, свидетельствующих о повышении интереса ученых-юристов к проблемам государственной службы в целом. Доказательством тому могут служить труды таких авторов, как Г.В.Атаманчук, Д.Н.Бахрах, В.В.Волошина, Б.Н. Габричидзе, А.А.Демин, В.П.Иванов, А.В.Оболонский, Д.М.Овсянко, К.А.Титов и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования и организации государственной правоохранительной службы Российской Федерации.
Предметом исследования являются: государственная правоохранительная служба как составная часть административно-правового института государственной службы.
Целью исследования является комплексный анализ состояния правового регулирования и организации государственной правоохранительной службы как нового вида государственной службы в условиях проведения в России административной реформы и реформы государственной службы, а также внесение научно обоснованных предложений по решению наиболее важных организационно-правовых проблем правоохранительной службы.
Цель исследования определил необходимость решения следующих задач:
1)Изучение законодательства Российской Федерации о государственной правоохранительной службе в динамике его развития, а также практики его применения. Выявление и анализ проблем, способных возникнуть в связи с утверждением нынешней редакции проекта Федерального закона «О государственной правоохранительной службе Российской Федерации», и формулирование научно обоснованных рекомендаций по их решению.
2)Научный анализ воззрений и концепций, выработанных в юридической науке, преимущественно в науке административного права, о содержании, месте и роли правоохранительной деятельности государственных органов.
3)Выявление основных исторических тенденций развития отечественного законодательства о правоохранительной службе, а также места и роли правоохранительных органов в системе государственного управления на различных этапах становления российской государственности.
4)Выявление мер, направленных на укрепление и совершенствование административно-правового положения (статуса) служащих правоохранительной службы; поиск путей, методов и форм повышения кадрового потенциала правоохранительной службы, а также разрешения некоторых проблем в сфере правого регулирования прохождения правоохранительной службы.
Методологической основой исследования является системный подход к анализу объекта исследования - правоотношениям, складывающимся по поводу организации и функционирования правоохранительной службы Российской Федерации, а также комплекс научных методов познания (формально-догматический, логический, сравнительного правоведения, конкретно-социологический, исторического правоведения и другие частные методы научно-исследовательской работы).
Теоретическую основу ВКР составили относящиеся к теме исследования научные труды юридического, исторического характера, а также работы по науке управления.
В процессе подготовки ВКР была изучена научная и учебная литература по общей теории государства и права, отраслевым юридическим наукам (прежде всего - по административному, конституционному (государственному), трудовому праву).
При проведении исследовательской работы руководствовался положениями, изложенными в произведениях отечественных административистов Г.В. Атаманчука, И.Л. Бачило, Д.Н. Бахраха, К.С. Бельского, Б.Н. Габричидзе, П.Г. Городецкого, А.А. Гришковца, К.Ф. Гуценко, М.Н. Еропкина, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, М.А. Ковалева, Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева, В.М. Манохина, А.Ф. Ноздрачева, А.В. Оболонского, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попова, Ю.А. Розенбаума, Н.Г. Салищевой, П.П. Сергуна, Ю.Н. Старилова, С.С. Студеникина, Ю.А. Тихомирова, НЛО. Хаманевой и др., которые составили теоретический фундамент ВКР. Помимо названных авторов теоретическую основу представленного исследования составили труды российских ученых-юристов С.А.Авакьяна, С.С.Алексеева, М.В.Баглая, А.Т.Боннера, А.Б.Венгерова, И.А.Исаева, Е.Н.Козловой, О.Е.Кутафина, М.В.Краснова, В.В.Лазарева, М.Н.Марченко, Н.А.Михалевой, А.С.Пиголкина, Л.Я.Соколова и др.3.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили нормативные правовые акты, иные документы и материалы, позволяющие исследовать и разрешить стоящие перед автором вопросы. Это в первую очередь законодательные акты и другие нормативные документы общефедерального значения, в числе которых следует назвать: 1) Конституцию Российской Федерации 1993 г., устанавливающую основы правового регулирования государственной правоохранительной службы в России; 2) Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», проект Федерального закона «О государственной правоохранительной службе Российской Федерации»; 3) многочисленные подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, утверждающие положения об организации различных органов, служб и учреждений, реализующих правоохранительные функции, а также о порядке прохождения государственной правоохранительной службы в этих органах; постановления Правительства РФ3, приказы и распоряжения министерств и ведомств, в составе которых действует государственная правоохранительная служба и т.д.).
Научная новизна исследования. В условиях проведения административной реформы, а также предстоящего принятия Федерального закона «О государственной правоохранительной службе Российской Федерации», предполагающего проведение системного реформирования государственной правоохранительной службы, в представленной ВКР впервые комплексно исследованы многие проблемы организации и правового регулирования государственной правоохранительной слуэюбы как самостоятельного, юридически и административно обособленного вида государственной службы.
1 Организационно – правовые основы правоохранительной службы в Российской федерации
1.1 Понятие и сущность правоохранительной службы, её место в системе государственной службы Российской Федерации
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина