Файл: Законодательство Российской Федерации о правоохранительной службе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эти преступления имеют повышенную общественную опасность еще и потому, что характеризуются умышленной виной (за исключением халатности, которая может быть совершена и по неосторожности). При этом для отдельных составов преступлений обязательным признаком является корыстная или личная заинтересованность, например, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог.

Совершение таких преступлений сотрудниками органов внутренних дел, которые призваны охранять общественный порядок, естественно подрывает доверие населения, что в первую очередь сказывается на отношении к органам внутренних дел и их деятельности.

«В настоящее время в России существует три вида надзора за деятельностью государственных органов: судебный, прокурорский и административный»1.

«Немаловажное значение в укреплении законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел имеет контроль за их деятельностью со стороны общественности». В последние годы особое внимание уделяется вопросам, связанных с построением доверительных отношений органов внутренних дел с населением, а также с использованием позитивного потенциала общественного мнения для выявления и решения внутриорганизационных проблем, включая укрепление состояния законности и служебной дисциплины. В связи с этим проводится политика установления модели взаимодействия граждан и органов внутренних дел на основе социального партнерства, которая преследует цель создания необходимых условий, как для роста правовой активности людей, так и для их большей правовой защищенности.

Однако в социальных отношениях между населением и органами внутренних дел все еще существует устойчивая напряженность и разобщенность, сформировавшаяся в течении длительного времени. При этом в глазах значительной части населения не только неэффективно выполняет свою функцию гаранта безопасности и защитника прав граждан, но и сама зачастую выступает в роли их нарушителя. В связи с этим в настоящее время не вызывает сомнений, что восстановление авторитета органов внутренних дел среди населения невозможно без жесткой и бескомпромиссной борьбы с нарушениями законности, преступностью и коррупцией внутри системы МВД России.

Поэтому необходимо, прежде всего, на законодательном уровне выработать стандарты поведения должностных лиц и государственных служащих, которые должны корреспондировать с ответственностью, что могло бы существенно ограничить возможность мотивировать применение решения корыстными интересами1.


Низкий уровень профессиональной культуры и профессионального правосознания как ее элемента является существенной причиной нарушения законности. Каждому сотруднику необходимо устойчиво положительное отношение к праву и к практике его применения. Наличие профессиональных умений, приемов и навыков образует стержень профессиональной культуры и профессионального правосознания.

Основными этапами формирования правовой культуры сотрудников органов внутренних дел можно назвать следующие:

1.Знание действующего законодательства.

2.Соответствие личностных качеств сотрудника органа внутренних дел тем квалификационным требованиям, которые предъявляются к соответствующей должности.

3.Уважение правовых требований, убеждение в правильности и необходимости правовых предписаний.

4. Привычное отношение к соблюдению закона.

Спецификой государственной службы является такой фактор, как регламентированный характер деятельности служащих, означающий необходимость руководствоваться определенно фиксированными и заранее предписанными правилами. Положительным здесь является возможность выработки волевых качеств, аккуратности, четкости. Но чрезмерное их проявление ведет к возникновению соответствующих шаблонов поведения, что влечет за собой поверхностную оценку сотрудником конкретной правовой ситуации и стремление как можно быстрее ее разрешить «по шаблону», не вникая глубоко в ее содержание1.

В случае, когда сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с недостаточно продуманными с правовой точки зрения, а зачастую с противоречивыми моментами службы, возникает ситуация, приводящая к появлению формального отношения к своим функциональным обязанностям, ориентацией на отчет, а не на улучшение содержательной стороны профессиональной деятельности. «Нечеткий перечень служебных функций ставит сотрудников в уязвимую позицию в отношении с гражданами. Если они не вмешиваются в ситуацию, то это может быть истолковано как бездействие; если же проявляют и инициативу, то в отдельных случаях это воспринимается как превышение полномочий. Частота возникновения таких противоречий сказывается отрицательно и ведет к изменению профессиональных возможностей и личностных особенностей сотрудника».

Низкая социальная оценка деятельности сотрудника органов внутренних дел как следствие недостаточного денежного и технического обеспечения системы «препятствуют качественному выполнению функциональных обязанностей сотрудников, вызывая ощущение профессионального бессилия и неудовлетворенности трудом».



Специфика службы в органах внутренних дел отличается повышенной ответственностью за характер и результаты своих действий, когда успехи могут оказаться незамеченными, но почти каждая ошибка становится объектом пристального внимания руководства и может быть наказуема законом. Сотрудники большинства подразделений ориентированы на граждан, обратившихся за профессиональной помощью.

Осознание сотрудником важности принимаемых решений и учет возможных отрицательных последствий вызывает состояние напряженности и тревоги. В результате степень ответственности и нагрузке по службе возрастает, что создает предпосылки для формирования дезадаптивных характеристик личности1.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется эмоциональной насыщенностью при дефиците позитивных впечатлений. Постоянное пребывание в эмоциональных условиях приводит к потере психической энергии и физических сил.

В одних случаях преобладает снижение трудоспособности, затруднения в концентрации внимания и принятия самостоятельных решений, эмоциональная неустойчивость и быстрая утомляемость, в других - агрессивные тенденции.

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что служебная дисциплина представляет собой спектр нравственных и правовых отношений и означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных российским законодательством, Присягой, контрактом о службе, приказами министра внутренних дел РФ, прямых начальников определенных порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей.

Служебная дисциплина достигается, в первую очередь, самосознанием сотрудников, а также с помощью методов внешнего воздействия на их сознание и поведение. В формировании правосознания значимое место отводится воспитанию и формированию духовно-нравственных качеств у сотрудников органов внутренних дел.

Материальным подкреплением воспитательного процесса является меры по укреплению социальной защищенности сотрудников, которые должны распространяться также на ветеранов и пенсионеров.

Такая забота рождает у сотрудников сегодня чувство уверенности в будущем.


3.2 Основные направления совершенствования правоохранительной деятельности полиции
Развитие современного мира в настоящее время, ввиду его хаотического движения, никак нельзя охарактеризовать позитивными изменениями, имеющими положительное влияние на международную безопасность в целом. В мире нарастают противоречия, возрастает конфликтный потенциал. Соперничество и противоборство между государствами и народами приобретает широкий, зачастую крайне непримиримый характер и охватывает все большее число сфер их жизни и деятельности, включая политические системы, экономику, внутреннюю и внешнюю политику, ресурсы, идеологию, территорию, межнациональные отношения и миграционные процессы, технологии, среду обитания и космическое пространство. Заметно возросло число региональных и локальных вооруженных конфликтов и предпосылок к ним. Под влиянием многих новых экономических, общественно-политических, идеологических, мировоззренческих и иных событий и явлений в разных странах и регионах все чаще возникает ощущение тревоги за будущее национальной безопасности1.

В условиях расширяющихся международных процессов глобализации во многих странах происходит рост антисоциальных явлений и человеческой агрессии: безработицы, снижения качества жизни, убийств мирных граждан, террористических актов, похищения людей, сексуального насилия, воровства, коррупции, фактов мошенничества и грабежей в особо крупных размерах, незаконного оборота наркотиков и других преступных посягательств. Опасной и устойчивой тенденцией в мире стало участившееся использование силы в качестве и первого, и последнего аргументов при разрешении конфликтных и спорных ситуаций.

Мы стали свидетелями никем и ничем не сдерживаемой политической, экономической, идеологической, подрывной и иной негативной активности, экспансии и даже военной агрессии со стороны ряда государств, сил и движений, добивающихся перестройки и передела мира только на удовлетворяющих их началах и условиях. Обратим внимание на то, что все это происходит на фоне и в условиях усилившегося влияния различных религиозных концепций и взглядов на мир, а также на общественно-политические проблемы, личную жизнь и безопасность граждан многих стран. Опасным явлением в общественно-политической жизни многих стран и народов сегодня стало сознательное наращивание различными экстремистскими группами и движениями усилий по использованию религиозных чувств людей и сепаратистских настроений в качестве мощного мировоззренческого и организующего средства для мобилизации их на беспощадную борьбу с людьми других религиозных конфессий и этнонациональных групп и сообществ1.


Современный терроризм стал весьма заметным явлением, сопровождающим развитие военно-политических процессов в разных регионах мира, масштабный характер которого предопределен существенным ростом противоречий, экстремизма и враждебности в современном мире. Какие задачи в связи с вышеописанными новыми реалиями и тенденциями в международной жизни стоят перед государствами? Как в новых условиях реагировать на внутренние и внешние вызовы и угрозы нашим национальным интересам и безопасности стран? Достижение указанных целей не может быть реализовано без обеспечения безопасности граждан, защиты от преступности и терроризма, а также обязательного соблюдения их прав и свобод.

Все эти функции возложены на различные правоохранительные структуры и в первую очередь полицию, которая является неотъемлемой частью всего нашего общества, поэтому происходящие перемены в мире требуют изменений в стратегии и тактике управления не просто всей правоохранительной системой, но и каждым отдельным направлением. В условиях глобальных изменений и процессов, в связи с развитием коммуникационных технологий, автоматизацией общества и сфер обслуживания, а также техническим перевооружением преступников, сотрудники полиции сталкиваются со многими нестандартными ситуациями, разрешение которых зависит от их профессиональных действий в строгом соответствии с законом, основанных на имеющихся у них навыках и знаниях, формирование которых должна обеспечивать эффективная система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В связи с прогрессирующим ростом преступности в мире вопрос подготовки кадров для правоохранительных органов становится своего рода стратегической задачей. В связи с изложенным, особую значимость приобретают концептуальные и стратегические цели кадрового обеспечения, возрастает потребность в высококвалифицированных полицейских кадрах. Работа с кадрами является одним из сложных видов деятельности, требующей комплексного подхода при решении управленческих, экономических, социальных, правовых, нравственных, психологических и других задач1.

Кадровая стратегия развития правоохранительных структур различных государств должна разрабатываться и развиваться как единое целое, и представлять составную и неотъемлемую часть государственной кадровой политики стран. В настоящее время одним из направлений политики, должно являться реформирование силовых структур, направленное на создание условий, при которых личность, общество и государство будут надежно защищены и от преступных посягательств, и от внешних угроз. Сегодня ставится вопрос не просто об улучшении работы с кадрами полиции, а о серьезном обновлении всей кадровой политики как действенном инструменте влияния на развитие всех сфер демократического общества. Основными стратегическими направлениями реализации кадровой политики мировых правоохранительных структур должны являться - комплектование правоохранительных органов квалифицированными и компетентными сотрудниками, развитие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, повышение эффективности профессионального обучения личного состава.