Файл: Роль воспитателя в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению (теоретические основы обучения детей раннего и дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Характер взаимодействия педагога с ребенком определяется выбором стратегии образовательной работы, то есть ролью взрослого в детском развитии. Можно выделить три подхода к определению такой стратегии.

Теоретические основы обучения детей раннего и дошкольного возраста

Предполагается, что в рамках одного из них, обучение должно приспосабливаться к развитию. Существует целый ряд психологических и психолого-педагогических направлений, которые выстроены на основе этого подхода. Ярким его представителем был Жан Пиаже, который считал, что ребенок должен самостоятельно осваивать способы взаимодействия с объектами. А до тех пор пока они не освоены ребёнком, его развитие не может перейти на качественно новый образовательный уровень. Таким образом, Пиаже рекомендовал следовать за логикой выработки самим ребенком способов взаимодействия с миром, то есть контролировать ход развития и предоставлять дошкольнику возможность взаимодействовать с развивающей его средой.

Второй подход, называемый: акселерация развития, в котором взрослый довлеет над ребенком, должен обучить его таким способам взаимодействия с объектами, которые выходят за рамки возможностей воспитанника. В этом случае дети осваивают нехарактерные для их возраста виды действий и знаний, что часто приводит к механическому заучиванию информации. Акселерация довольно часто встречается в семейном воспитании: родители стремятся дать своим детям знания, а дети к освоению этих знаний ещё не готовы.

Третий подход разрабатывали известные отечественные ученые, такие как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Согласно этому подходу, специфика развития дошкольника связана с присвоением элементов человеческой культуры, а значит, решающим в развитии ребенка оказывается обучение. Именно оно «ведет» за собой развитие, однако одновременно важно не сбрасывать со счетов и учитывать «зону ближайшего развития».

Л. С. Выготский считал, что формирование ребенка происходит в особых условиях, которые он называл социальной ситуацией развития, создающей зону ближайшего развития. Она определяется содержанием образования, которое дает возможность сотрудничества ребенка и взрослого. А оно в свою очередь, предполагает активность ребенка и взрослого в освоении различных содержаний, предлагаемых,а не навязываемых взрослым.


А. В. Запорожец, развивая идеи Л. С. Выготского, ввел понятие «амплификация развития». Ее суть заключается в том, чтобы максимально расширить зону ближайшего развития ребенка, то есть насытить процесс образования различными видами детской деятельности. Амплификация развития может рассматриваться как расширение способов взаимодействия ребенка-дошкольника со взрослым по поводу различных содержаний, характерных для детской культуры.

Д. Б. Эльконин говорил о том, что по мере развития общества постепенно

возник разрыв между возможностями детей и требованиями, которые предъявляет к ним общество. Этот разрыв преодолевается за счет особого периода в развитии человека, который получил название «детство».

Детство не просто время спонтанной и свободной активности ребенка.

Это очень важный период. Проживая его, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволят ему освоить недосягаемый сейчас мир взрослых.

Будем исходить из того, что наиболее продуктивной стратегией в образовательной работе с детьми является амплификация, согласно которой жизнь ребенка нужно и необходимо максимально насытить различными видами и формами активности, составляющими основу культуры детства и позволяющими ему в дальнейшем успешно войти во взрослую жизнь. Важно подчеркнуть: детство—это не этап «перетаскивания» ребенка во взрослую жизнь, а самоценный период, обладающий собственным богатым содержанием, которое должно быть представлено максимально полноценно в образовательной работе с детьми.

Особенность образовательной работы с детьми дошкольного возраста заключается в том, что, попадая в детский сад, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребенка эмоционально напряженной, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы сделать ее максимально комфортной, для чего необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Кроме того, необходимо выработать некоторые общие стратегии взаимодействия с ним. Одна из них состоит в максимально возможной поддержке детской инициативы со стороны взрослых, «провоцируемой» стремлением действовать по подражанию наблюдаемым формам и моделям поведения взрослых.

Отечественный психолог Н.Н. Поддьяков подчеркивал: в образовательном процессе четко выделяются две формы детской активности. Первая определяется содержанием, предлагаемым взрослым, и связана с трансляцией культурных образцов, адекватных периоду детства, и форм детской активности. Другая форма исходит, наоборот, от ребенка: он сам является инициатором обследования различных объектов и выступает в роли экспериментатора, пытающегося понять сложные зависимости в окружающем мире. Н. Н. Поддьяков считал, что очень важно поддерживать этуактивную познавательную деятельность детей.


Таким образом, образовательная работа с детьми предъявляет к взрослому особые требования. С одной стороны, он выступает в роли посредника между культурой и ребенком и предлагает ему различные ее образцы. С другой - является посредником между ребенком и культурой: поддерживая его инициативу, пытается приспособить культуру к ребенку. Эта непростая для взрослого позиция становится причиной того, что на первый план выступает либо один аспект работы с детьми, либо совсем другой.

Крайними формами являются акселерация и такой подход, при котором образовательная работа целиком следует за детским развитием.

Важно подчеркнуть: при работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ребенком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития представлена в пcихо-аналитических концепциях.

Один из разработчиков такого подхода Эрик Эриксон подчеркивал: на различных возрастных этапах перед ребенком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создаёт социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несет ответственность за решение базовых жизненных задач, которые определяют судьбу ребенка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы. Все многообразие форм работы осуществляется в конкретных образовательных ситуациях, которые создаёт педагог или которые возникают стихийно при взаимодействии ребенка с окружающим миром. Поэтому перед педагогом стоит особая задача - продумать и проанализировать конкретные ситуации, в которых происходит образовательная работа с детьми.

Приведем некоторые общие рекомендации по их организации. Прежде всего следует стремиться к тому, чтобы дети достаточно четко могли уяснить, в какой именно ситуации они могут оказаться (прогулка, непосредственно образовательная деятельность или свободная игровая деятельность, ибо специфика проживания каждой из них связана и с мотивацией и с необходимыми затратами энергии. Вот почему необходимо подготовить ребенка к началу и окончанию образовательной ситуации.

Известно, что любая ситуация в системе дошкольного образования организуется взрослым, который всегда является явным или неявным ее участником. В этом смысле взрослый представляет собой устойчивую характеристику любой образовательной ситуации, которая определяется и конкретными обстоятельствами времени и места, и особенностями его личности. Следовательно, эффект образовательной работы зависит не только от программы, но и от личности педагога, который даже самую рядовую ситуацию может сделать эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной по отношению к ребенку.


Обратим внимание на стиль общения педагога с воспитанниками. Срединаиболеетипичных стилей можно выделить такие, которые оказывают большое влияние на результаты образовательной работы. Широко известен и к сожалению применяется на практике, так называемый авторитарный стиль воспитания. В таком воспитании взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких требований, требующих от ребёнка немедленного и беззаговорочного ихвыполнения. Этот стиль подавляет инициативу ребёнка и очень часто приводит к невротизации его личности .

Другой, не менее маловажный стиль, можно охарактеризовать как гиперопека. Такой способ взаимодействия, предоставляя ребенку надежную

4

защиту, на самом деле, так же как и первый, ограничивает его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.

Существует и выделяется также попустительский стиль: взрослый только формально «обозначает» свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальных достижениях ребенка, который оказывается предоставленным сам себе, хотя педагог и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лояльным к детям, но абсолютно не вникающим в их проблемы).

Демократический стиль воспитания. Его можно обозначить как наиболее позитивный стиль воспитания, при котором ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ним. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Еще одна область образовательной работы, изучению которой было посвящено немало исследований, является система оценивания детского поведения. Здесь особенно выделяются представители бихевиорального подхода, в частности, концепции оперантного научения, в соответствии с которой выделяют два типа оценивания — негативное и позитивное. Любое негативное оценивание действий ребенка нежелательно, важна позитивная оценка, при этом нужно подчеркивать, за что именно взрослый хвалит ребенка (например: «Ты сегодня очень постарался и сам (сама) надел колготки. Молодец!»). К сожалению, в отечественной образовательной практике (как в семье, так и в системе дошкольного образования) широко распространены запрещающие правила, которые влекут за собой негативную оценку детского поведения: «Сколько раз я тебе говорил, что так нельзя делать!? Сколько можно повторять?». Необходимо свести к минимуму количество запретов и по возможности преобразовать их в содержательные указания для совершения продуктивного действия. Например, вместо фразы: «Нельзя бежать по лестнице» следует сказать: «По лестнице обязательно нужно идти шагом и держаться руками за перила». В этом случае взрослый не только тормозит нежелательную активность ребенка, но и дает ему возможность как-то реализовать свои побуждения в приемлемой для системы образования форме.


Младенческий возраст

В отечественной психологии младенчество рассматривается как особый возраст, в котором устанавливается эмоционально-личностное общение ребенка со взрослым и который характеризуется особой социальной ситуацией развития. Все в жизни младенца — появление предметов, передвижение, изменение положения тела, кормление, купание и т. д. —

5

делается и обеспечивается взрослым. Следовательно, ребенок испытывает

максимальную нужду в нем, но при этом у него практически отсутствуют средства воздействия на взрослого, который является предметом его деятельности.

Первые формы воздействия ребенка на взрослого представляют собой крик или плач. Общение взрослого с младенцем рассматривается как ведущая деятельность для данного возраста. Это означает, что для младенца чрезвычайно важно, чтобы общение было максимально эмоционально насыщенным и вызывало у него положительный эмоциональный отклик. В ходе освоения деятельности общения происходят поистине фундаментальные сдвиги в психическом развитии младенца: развиваются познавательная и эмоционально-личностная сферы, осуществляется подготовка к следующему виду ведущей деятельности.

В психологии и педагогике известен феномен госпитализма. Он возникает в том случае, если присмотр и уход за ребенком осуществляются, но деятельность общения со взрослым развивается недостаточно. Госпитализм означает задержку психического развития, в том числе речи, снижение познавательной активности, что впоследствии приводит к отсутствию произвольного поведения, инициативы, а также безразличному отношению к взрослому и т. п.

При организации образовательно-воспитательного процесса в период младенчества следует обратить внимание на несколько аспектов развития ребенка в этот период. Прежде всего взрослые должны быть чуткими по отношению к потребностям малыша и их выражению. Необходимо реагировать на его улыбку и крик, стараться понять потребность, стоящую за внешним голосовым поведением. В ряде исследований показано: взрослый

(как правило, мать) различает, что нужно младенцу в зависимости от характера его крика, с помощью которого выражается потребность в смене одежды, или утолении чувства голода, или дополнительном эмоциональном контакте со взрослым. Вот почему важно дать ребенку возможность во время взаимодействия сориентироваться, то есть нужно подождать, когда он сам начнет проявлять активность. При этом необходимо избегать так называемой дрессуры, стараться проявлять индивидуальный подход,который подразумевает умение понять, что нужно ребенку, и взаимодействовать с ним как с партнером.