Файл: Роль воспитателя в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению (теоретические основы обучения детей раннего и дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существенным моментом познавательного развития является развитие восприятия. Восприятие ребенка раннего возраста еще несовершенно, оно опирается на использование предэталонов, в качестве которых выступают образы объектов, хорошо знакомых ему. Для развития восприятия полезно рассматривать предметы и сравнивать их по размеру, цвету и форме: например, предлагать детям найти такую же по цвету машинку, как и у взрослого, подобрать одинаковую форму.

Для раннего возраста характерны значительные личностные изменения. Существенным моментом является приучение детей к туалету. Этот процесс не должен вызывать отрицательных переживаний: детей желательно ободрять, они должны испытывать комфорт и гордость за удачно выполненные процедуры.

11

Согласно Э. Эриксону, у ребенка на данном возрастном этапе развивается чувство самостоятельности. Поэтому взрослый должен поощрять его инициативу, однако ее поощрение не должно подрывать базового доверия к миру (ребенок не должен находиться в состоянии чрезмерного негативного опыта).

В раннем возрасте у ребенка начинают развиваться чувства гордости и стыда. В ходе воспитания нужно учитывать особенности эмоционального реагирования каждого малыша. Не рекомендуется ругать его. Совершая тот или иной поступок, маленький ребенок действует не по злому умыслу, а в соответствии с доминирующими в этот момент мотивами. Резкое наказание может привести к невротизации личности. Однако этот совет нельзявоспринимать как поощрение вседозволенности. При общении с детьми раннего возраста взрослый должен обращать вниманиеего высказывания и эмоциональные проявления или действия вызывают негативные или позитивные переживания у ребенка. Необходимо избегать негативных переживаний и стремиться к установлению теплых эмоциональных отношений с малышом. Следует всегда помнить, что в раннем возрасте развивается самооценка ребёнка и идентификация его имени. Здесь нужно особенно чутко подходить к оценке поведения ребенка. Он может сильно переживать, когда его имя произносят неправильноили негативно оценивают его деятельность. Основная задача взрослого заключается в том, чтобы у маленького ребенка сложилась положительная самооценка. Для этого надо поощрять его инициативу и максимально положительно подчёркиватъ его достижения.

Ранний возраст завершается так называемым кризисом трех лет.

Суть его заключается в том, что у ребенка формируется образ Я. Он

переходит от называния себя в третьем лице к называнию в первом лице, при этом стремится утвердиться в разных сферах, в том числе и в повседневных действиях. Ребенок старается сделать многие вещи самостоятельно (Я сам!). Желательно в этот период находить для него посильные поручения. Хорошо, если их требуется выполнять каждый день. Это отложится в его памяти и со временем ребенок сам, без напоминания, будет исполнять эти поручения. При этом всякий раз необходимо подчеркивать значимость малыша («Как хорошо, что ты это делаешь!», «Что бы мы без тебя делали!?»). Следует поощрять самостоятельность ребенка и предоставлять ему возможность самому выполнять некоторые действия, например, застегивать пуговицы и надевать штанишки. Обычно на это уходит очень много времени, ребенок не укладывается в срок, определенный взрослым, что может приводить к конфликтам, но их следует избегать.


Кризис трех лет может длиться от нескольких месяцев до полутора-двух лет и сопровождаться нарушением общения с взрослым. В эти моменты нужно проявлять терпение, спокойствие и позитивно взаимодействовать с ребенком, несмотря на его негативные проявления.

12

Младший дошкольный возраст

Социальная ситуация развития младшего дошкольника характеризуется игрой как ведущим видом деятельности. В играх дети действуют с игрушками и предметами-заместителями, их сюжеты просты и неразвернуты. Для развития игровой деятельности нужно обучать детей действиям замещения. При этом желательно, чтобы ребенок в рамках одной роли мог выполнить как можно больше (не меньше пяти) различных игровых действий, которые следует специально разучивать с ним. На развитие детей положительно влияют их представления о том, во что можно играть с тем или иным предметом, какие действия можно с ним совершать. Перед педагогом стоит задача развития таких представлений и обеспечения детей предметами, которые в дальнейшем можно использовать вигpe.

В младшем дошкольном возрасте интенсивно развивается восприятие: от использования предэталона ребенок переходит к культурно выработанным средствам восприятия — сенсорным эталонам. К концу этого периода дети могут воспринимать до пяти (и более) цветов и форм предметов. Однако их восприятие зависит от того, насколько успешно организована образовательная работа. Для этого необходимо использовать специально разработанную систему занятий, в процессе которых у детей развивается ориентировка на форму и цвет предмета, например, занятия изобразительной деятельностью, аппликацией, конструированием (особая роль отводится конструированию по образцу).

Для развития восприятия важны не только сами изображения или зрительный анализ объектов, но и правильное называние формы и цветов, что является особой задачей, которую должен решить педагог, но не в процессе специального заучивания, а в ходе выполнения конкретных заданий (например, «Дай мне красный кубик»). В младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Если в раннем возрасте его основу составляли случайные, хаотические пробы, то в младшем они могут приобретать направленный характер с учетом достигаемого результата. Поэтому важно организовать среду, которая позволяла бы развивать наглядно-действенное мышление. С этой целью могут использоваться различные механические устройства и игры.


В младшем дошкольном возрасте начинает формироваться и нагляднообразное мышление. Для его развития детям можно давать специальные задания, например, знакомить с разного рода преобразованиями предметов, в том числе пластилиновых шариков (их можно расплющивать или раскатывать в колбаски) и подкрашенной воды (ее можно переливать из одних сосудов в другие и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера сосуда).

13

Ж.Пиаже отмечал особую эгоцентрическую или особую пространственную позицию детей этого возраста: ребенок выступает в качестве начала отсчета, и все его ответы основываются на анализе отношений между предметами с той пространственной позиции, которую он сам занимает. Поэтому целесообразно моделировать передвижение объектов не только в направлении к ребенку или от него, но и в направлении, перпендикулярном линии взора ребенка. При этом ему можно задавать вопросы. Например, ребенка, наблюдающего за движением машин на улице перед светофором, можно спросить: «Какая машина подъехала первой? Какая поехала первой, а какая за ней?». Ответы на них ориентируют ребенка не только на видимую картину, но и на представления об изменениях, которые произошли за время наблюдения.

С развитием игровой деятельности начинает совершенствоваться воображение детей. Для этого можно использовать самые разнообразные ситуации, например, показать ребенку игрушку и спросить его: «Кто это? Откуда пришел? Что до этого делал?». Особая задача педагога заключается в том, чтобы создать определенную культурную среду с четко заданными правилами. Для этой цели нужно структурировать пространство группы («Здесь игровой уголок, где дети играют; здесь место для отдыха; здесь место, где проводятся занятия» и т.д.) и определить правила для каждого его участка, а также условия, при которых действия ребенка позитивно оцениваются, а его инициатива получает поддержку. Такая система правил регулирует взаимоотношения детей, способствует их умственному развитию, развивает произвольность, а также предупреждает конфликты. Следует иметь в виду: поведение детей младшего дошкольного возраста носит ситуативный характер, поэтому следует структурировать систему ситуаций, в которых оказывается ребенок.

Средний дошкольный возраст

Этот возрастной период характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. Путем организации образовательной работы взрослый может оказать наибольшее влияние на ее формирование. Ребенок уже может освоить роль, включающую до десяти игровых действий, отделить себя от роли. Игровые действия он начинает выполнять не ради них самих, а ради игрового смысла, поэтому насыщение роли игровыми действиями позволяет одновременно обогатить смысл детских игр. Дети с помощью взрослых должны освоить много разных игровых ролей с присущими им игровыми действиями. Только тогда появится возможность разделения игровых и реальных взаимодействий детей.


В среднем дошкольном возрасте дальнейшее развитие получает воображение. Взрослый может существенно повлиять на этот процесс. Поскольку у дошкольников уже формируются графические образы, можно использовать различные схематические изображения для их последующей детализации в процессе обсуждения с детьми. Для этого следует подобрать

14

сюжеты, которые соответствуют игровым ролям, осваиваемым детьми. Воспитатель может показать схематичное изображение персонажа и обсудить с детьми детали его внешнего вида, постепенно дополняя изображение (предлагая детям соответствующие вопросы). Учитывая, что одновременно развивается техническая сторона изобразительной деятельности, воспитатель может предложить детям самим дорисовать схематичные изображения.

У детей этого возраста продолжает развиваться восприятие: они могут называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Поэтому для развития восприятия можно использовать задания, направленные на классификацию предметов по форме, величине, цвету и т. д. Совершенствуется и ориентация в пространстве. В связи с этим особенно важно предлагать задания на анализ положения объекта в пространстве и на плоскости листа. Можно также давать задания, связанные с расположением на листе небольших предметов в соответствии с указаниями взрослого (например:«Поставьте синюю фишку в левый верхний угол листа, а зеленую в середине правого края листа»).

В этом возрасте интенсивно развивается образное мышление — дети способны решать различные задачи, используя схематизированное изображение. Им целесообразно давать задания с применением простых схем, с помощью которых можно решать задачи на ориентировку в пространстве, предвосхищение наступления тех или иных событий в результате взаимодействия объекта. Для детей средней группы характерны так называемые феномены Ж. Пиаже о сохранении количества, объема и величины. Полезно вводить соответствующие единицы измерения и с их помощью обучать детей адекватной ориентировке на свойства объекта. Развитие образного мышления обусловлено общим развитием интеллекта.

Ознакомление детей с изменениями объектов в различных ситуациях даст дополнительный потенциал для развития образного мышления. Детям надо научиться оценивать такие отношение, как начало процесса, середина и окончание, для чего полезно организовывать наблюдение за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением. Например, сначала светило солнце, потом появились облака, а затем пошел дождь; или сначала посадили семечко, потом появился росток, а затем выросло большое растение. Представления о таких изменениях структурируют интеллект ребенка. Поэтому задача педагога представить в схематизированном виде самые разнообразные явления природы и общества. Такие представления позволяют детям предвосхищать наступление различных изменений и событий, снижают их эгоцентризм, развивают речь: важно правильно называть каждую фазу изменяющихся явлений и характеризовать их содержание.


15

В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее: она выступает как предмет особой активности детей. В этом возрасте они занимаются словотворчеством, которое нуждается в поддержке со стороны взрослого.

Обычно речь ребенка носит ситуативный характер, однако, когда он общается со взрослым, она выходит за пределы конкретной ситуации, и ведущим может стать познавательный мотив, что важно поддерживать в ходе беседы. Взрослый должен не отмахиваться от детских вопросов, а старатъся отвечать на них, привлекая внимание к ним других детей и подчеркивая, что заданные вопросы действительно интересны. Информация, которую сообщает взрослый, может быть чисто вербальной, а может сопровождаться иллюстрациями. Особая задача состоит в том, чтобы заложить традицию чтения книг. Читать надо в специально отведенной части группы и сопровождать чтение внешней атрибутикой (например, взрослый надевает костюм сказочника и рассказывает сказку).

Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматриватъ как многомерную модель, включающую анализ различных жизненных ситуаций. При ознакомлении детей со сказкой не нужно менять ее конец или «выбрасывать» нежелательные действия того или иного персонажа, потому что народные сказки выверены до мельчайших деталей, и в их основе лежат мыслительные схемы, аналогичные тем, на которых основан творческий процесс. Однако ознакомление со сказкой не должно ограничиваться разовым прочтением. К одной и той же сказке нужно возвращаться много раз, задавать по ее содержанию вопросы, побуждающие детей объяснять, какие трудности преодолел тот или иной герой, почему он поступил именно так. Ознакомление со сказкой окажется эффективным для умственного развития ребенка в том случае, если он достаточно хорошо освоит ее содержание и поймет мотивы поведения основных героев. Сюжет сказки может стать основанием для ее разыгрывания по ролям, игры-драматизации, изобразительной деятельности и т.д. Когда сказку обсуждают или разыгрывают по ролям, взрослый должен позитивно оценивать любое достижение каждого ребенка («Посмотрите, какой интересный вопрос задал Витя.Он спрашивает, почему волк съел козлят. Как вы думаете, почему волк съел козлят?»).

Любая сказка содержит в себе не только модели мышления, но и нравственные нормы. Осваивая тот или иной сюжет, ребенок одновременно знакомится с моральными нормами, поэтому при отборе сказок важно использовать сказки-апологи, в которых моделируются моральные нормы. Обсуждение содержания таких сказок предполагает идентификацию с положительным героем, поэтому оценка взрослым действий персонажей сказки оказываётся для детей решающей. Но моральное развитие ребенка не ограничивается ознакомлением с моральными нормами, оно во многом