Файл: Роль воспитателя в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению (теоретические основы обучения детей раннего и дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
Многие зарубежные исследования, прежде всего психоаналитического направления, доказали: младенчество является едва ли не самым главным периодом в жизни ребенка с точки зрения формирования его сознания и управления своим поведением, и дальнейшее развитие произвольности поведения зависит от особенностей взаимодействия взрослого и ребенка именно в этот период.
Один из известных психологов, занимавшихся проблемами развития Эрик Эриксон отмечал, что в период младенчества чрезвычайно важно
6
установить такое общение ребёнка со взрослым, которое способствовало бы формированию чувства доверия к окружающим. В противном случае у ребенка начнется развитие недоверия к окружающему его миру и которое в дальнейшем будет тормозить его познавательную активность и формирование личности в целом. А такое чувство доверия может возникнуть только на основе эмоционального общения с малышом, в том числе в речевой форме) а также позитивного, спокойного, ровного отношения к нему взрослого, без резких эмоциональных взрывов и неожиданных изменений положения тела, без нарушения режима кормления.
Период младенчества состоит из двух микропериодов: первый охватывает возраст от рождения до 6 месяцев, второй — от 6 месяцев до года. В первом микропериоде развиваются сенсорные системы. В исследованиях психологов (А. Гезелл, Ж. Пиаже, Т. Бауэр и др.) показано, что дети способны к различению внешних воздействий. Это говорит о том, что, с одной стороны, младенец очень чуток к изменениям окружающей обстановки, а с другой — у него еще нет достаточных средств для того, чтобы адекватно на них реагировать. Именно поэтому нужно не только обогащать окружение ребенка, но и обеспечивать постоянный положительный эмоциональный контакт со взрослым, чтобы у младенца развивались адекватные формы реагирования на него: гуление, лепет и другие эмоциональные реакции. Второй микропериод характеризуется развитием хватательных движений, которые осуществляются под контролем зрения (зрение следует за рукой). Согласно Ж. Пиажё, зрение и рука первоначально существуют независимо друг от друга, но у младенца 4-7 месяцев рука начинает вести за собой зрение, следствием чего становится развитие манипулирования, которое выражается в перемещении предметов, извлечении из них звуков, появлении соотносящих действий (объект приближается или отдаляется от ребенка). В 10-11 месяцев появляются простейшие функциональные действия (нанизывание, открывание, вкладывание).
Как показали исследования М. И. Лисиной и А. В. Запорожца, взрослый является особым сосредоточением интереса ребенка, и только на фоне развивающегося интереса к нему у младенца постепенно начинает складываться познавательный интерес к другим объектам. Это происходит в том случае, когда ребенок находится на руках у взрослого, который предлагает ему рассмотреть тот или иной объект, прикоснуться к нему, ощупать, протянуть к нему руку. Именно поэтому в этот период необходимо предусмотреть специальную работа по развитию у детей интереса к игрушке, умения схватывать ее, удерживать и манипулировать с ней. Взрослый должен сделать так, чтобы ребенок захватывал игрушки не только тогда, когда находится у него на руках, но и тогда, когда взрослый наклоняется к малышу, лежащему в кроватке, или удерживает игрушку над его грудью. Кроме того, ребенок должен освоить несколько конкретных действий (стучать погремушкой, катить мяч, вынимать из коробки и вкладывать в нее
7
предметы, открывать коробку и т.д.), научиться действовать с предметами разнообразными способами в зависимости от их свойств (резиновые игрушкисжимать и прислушиваться к издаваемым ими звукам; шарики и мячики катать; мелкие предметы вынимать и вкладывать в коробки или другие предметы большей емкости.
В исследованиях Ж. Пиаже было определено, что оперируя предметами, ребенок начинает осваивать топологические пространственные отношения, что является базовым для развития его в раннем возрасте.
Особое внимание нужно обращать на то, как ребенок берет предмет: его рука должна быть расположена в соответствии с положением предмета ещё до того момента, как он возьмет его. Особенно полезно упражнение с кольцом, которое можно давать младенцу в разных положениях (вертикальном, горизонтальном) и смотреть, как он готовит руку, прежде чем взять его. Когда ребенок возьмет кольцо, можно чуть потянуть его на себя, чтобы дать почувствовать младенцу собственную силу. Итак, в этот период нужно развивать у детей активные действия с предметами и умение добиваться определенного результата, а к концу периода младенчества нужно начинать обучать их простейшим игровым действиям по словесным указаниям взрослого.
Ранний возраст
В этом возрасте организация образовательного процесса обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы состоит в научении разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным (есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой и кружкой, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, застёгивать липучки, молнии), а также специфически детским (пользоваться ведерком, лопаткой, совком и т. п.). Взаимодействие взрослого с ребенком осуществляется прежде всего по поводу предметных действий. Однако их освоение предполагает их связь с конкретными предметами (лопатка, совок, ведерко, ложка, кружка и т.д.). Ребенок учится развивать представление, что можно делать с каждым из них, поэтому при обучении действиям с предметами необходимо акцентировать внимание на том, как называется предмет и как можно с ним действовать. Например, взрослый показывает ребенку лопатку и говорит: «Это лопата. Лопатой можно копать землю, песок, снег. Это совок. Совком можно набирать песок в ведерко». В процессе обучения предметным действиям желательно, чтобы ребенок представлял себе внешний вид предмета, ситуацию в которой возможно действие именно с ним и само действие.
Первоначально ребенок осваивает действия совместно со взрослым, а на втором году жизни — самостоятельно. Особая роль в освоении предметных действий отводится процессу обобщения, поэтому у ребенка должен быть не один предмет (например, не один совок, а несколько отличающихся по
8
форме, цвету и т.д.). Сначала малыш овладевает простыми предметными действиями. Затем их нужно усложнять, так чтобы они носили соотносящий характер (накладывание песка в ведерко, а затем использование ведерка для перекладывания песка в кузов машины).
Организуя процесс освоения предметных действий, взрослый должен дать ребенку понять: каждое из них осуществляется в специально отведенном для этого месте — копать совком можно в песочнице, играть в куклы в игровом уголке, рассматривать картинки лучше сидя за столом и слушать чтение в той части групповой комнаты, где есть стул для взрослого и стульчики или коврик для детей.При этом нужно стремиться к тому, чтобы переход из | одного места группы в другое был понятен ребенку и чтобы у него форми | ровалась готовность к соответствующей форме определённой деятельности, т. е. у малыша должна сложиться структура окружающего его пространства, в которой каждое место связано с определенным видом деятельности и переход из одной его точки в другую означает и переход от одной деятельности к другой. Поэтому, демонстрируя ту или иную деятельность, нужно обращать внимание на то, чтобы она происходила в соответствующем месте групповой комнаты. При этом немаловажно называть и это место, и те формы активности, которые будут в нем происходить.
Взрослый является для ребенка образцом, эталоном, поэтому он выполняет двойную функцию: с одной стороны, он взрослый человек, который общается с ним и ухаживает за ним, а с другой — носитель образцов предметных действий. В работе с ребенком желательно разделятъ эти две функции и обращать внимание на то, что взрослый специально показывает действия с предметом, а также на то, в каких условиях они происходят. В этом возрасте ребенок овладевает ходьбой, поэтому его возможности возрастают. Хождение рассматривается не только как перемещение ребенка в пространстве, но и как основание для проявления собственной инициативы. Поэтому по возможности не надо ограничивать этот процесс; наоборот, желательно предоставлять детям пространство для передвижения, создавать небольшие препятствия (например, игрушки ли кубики), которые ребенок должен обогнуть для достижения желанного объекта.
Ранний возраст — это период не только овладения предметными действиями, но и развития наглядно-действенного мышления, для чего важно создавать развивающую среду как определенным образом структурированное пространство, насыщенное различными предметами (в том числе игрушками), позволяющими совершать различные формы активности, как инициируемые взрослым и происходящие при его непосредственном участии и контроле, так и самостоятельные. Эти формы активности носят в основном познавательный характер. Совершая их, ребенок может устанавливать скрытые связи и отношения между различными частями объектов или предметами. Следовательно, одна из задач педагога состоит в том.чтобы создать условия для проявления такой активности, то есть предложить детям различные предметы с механически
9
подвижными деталями, вращение или перемещение которых было бы доступно им, но вместе с тем требовало бы от них решения определенных задач (например, "освободить колесо от фиксирующей его вращение защелки или закрутившейся вокруг него верёвочки. Кроме того, нужно создавать специальные ситуации, способствующие проявлению познавательной активности. Такого рода ситуации могут возникать и сами, если ребенок неожиданно сталкивается с изменившимися свойствами хорошо знакомых^ ему объектов. Например, когда малыш производит действие с каталкой-бабочкой, можно ей на крылья надеть резинку или ленточку,так чтобы она не мешала им двигаться, и предложить ребенку поиграть с ней. Он заинтересуется ею и должен найти причину, по которой крылья бабочки вдруг перестали двигаться. При этом желательно не торопить малыша, а дождаться момента, когда он сам поймет, что в игрушке изменились какие то свойства. Здесь очень важно похвалить малыша за то, что он самостоятельно сумел обнаружить эту причину и найти путь для ее устранения.
Для развития наглядно-действенного мышления желательно предоставлять ребенку различный материал для экспериментирования (вода, краски, различные подвижные объекты, например шарики, которые могут скатываться с наклонных поверхностей). Вследствие развития наглядно-действенного мышления дети усваивают различные отношения между объектами: топологические, пространственные и временные, у них формируется сенсомоторный интеллект (Ж. Пиаже), то есть решение задач путем своего перемещения в пространстве. Развитие наглядно-образного мышления может быть оптимизировано взрослым, который стимулирует познавательную активность ребенка в направлении не только внешних свойств объекта, но и внутренних. Для этого детям третьего года жизни полезно предлагать различные емкости, коробочки, в которых находятся предметы, необходимые для других видов деятельности.
Особая линия развития в раннем возрасте связана с развитием речи.
Для этого полезно использовать различные просьбы и обращения к ребенку (найти какую-либо вещь, принести, подать что-то). В окружении ребенка должны находиться разные объекты, а взрослый должен систематически обращаться к нему с просьбой выполнить его поручение по речевой инструкции. В этом возрасте дети уже начинают понимать текст, поэтому им полезно предлагать для прослушивания инсценировки детских сказок.
На речевое развитие позитивно влияют и совместное со взрослым рассматривание картинок, и стимулирование ребенка к называнию изображенных объектов. Нужно создавать такие речевые ситуации, в которые вводятся новые для детей слова или разыгрывается непонимание взрослым обращения ребенка (ребенок называет какую-то необходимую ему вещь, но не совсем правильно — взрослый делает вид, что не понимает, тем самым побуждая его правильно называть объекты).
10
К концу раннего возраста у детей начинают развиваться такие новые формы деятельности, как игра, рисование, конструирование, что подготавливает переход к дошкольному возрасту. Освоение игровой деятельности основано на подражании действиям взрослых. Игра носит процессуальный характер, поэтому для ее развития ребенка необходимо обучать различным действиям с игровыми предметами (например, кормить куклу, укладывать ее спать, катать в коляске, кормить и т.д.). Однако важно, чтобы уже в этом возрасте дети постепенно осваивали элементы игровой условности. Нужно обращать их внимание на процесс выполнения игрового действия: сказали кукле «спокойной ночи», покормили куклу, одели куколку на прогулку и т.д. Важно, чтобы ребенок повторял и действия, и слова взрослого. К концу третьего года жизни для усиления условности игровой ситуации вводятся предметы-заместители, которые по форме должны быть похожи на реальные (например, палочка может заменять градусник для измерения температуры куклы, а кружок—тарелку). Для развития игровой деятельности нужно, чтобы ребенок освоил ряд действий с конкретной игрушкой, например, куклу одевать, поить, кормить, водить на прогулку, укладывать спать, умывать, расчесывать и т. д. Обогащение репертуара игровых действий с разными предметами будет способствовать дальнейшему развитию игровой деятельности ребенка.
Особая роль отводится изобразительной деятельности детей. Ее развитие начинается с рисования каракуль, которые постепенно трансформируются в более четкие изображения. Этот процесс можно регулировать, создавая необходимые условий для перевода так называемой изобразительной активности в собственно изобразительную деятельность, в том числе предлагать ребенку различные варианты дорисовывания, например, веревочек к воздушным шарикам, морских волн и т.д. В этом возрасте графический образ еще только начинает возникать, поэтому дети изображают то, что им знакомо и что они знаюти их рисунок в целом отражает эмоциональный фон. Оценка рисунков детей этого возраста не должна быть категоричной. Следует позитивно оценивать их и поощрять стремление к изобразительной деятельности.